Эвристика, креативность, изобретательность и их особенности

ЭВРИСТИКА

(от греч. —отыскиваю, открываю),

1) спец. методы решения задач (эвристич. методы), которые обычно противопоставляютсяформальным методам решения, опирающимся на точные математич. модели. Использование эвристич.методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленногоперебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, аотносятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристич. методов не всегда обеспечиваетдостижение поставленной цели. Иногда в психологич. и кибернетич. литературе эвристич, методыпонимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора, или как индуктивные методырешения задач.

2) Организация процесса продуктивного творч. мышления (эвристич. деятельность). В этом смысле Э,понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры,направленные на решение творч. задач (напр., механизмы установления ситуативных отношений впроблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формированияопровержений с помощью контрпримеров и т. п.). 3) Наука, изучающая эвристич. деятельность; спец. раздел науки о мышлении. Её осн. объект — творч. деятельность; важнейшие проблемы — задачи,связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поисканового для субъекта или общества структурирования описаний внеш. мира (на основе классификаций типапериодич. системы или систематики К. Линнея). Э. как наука развивается на стыке психологии, теории«искусств, интеллекта», структурной лингвистики, теории информации. 5) Спец. метод обучения (сократич.беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич. обучение, исторически восходящее к Сократу,состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решениятрудных проблем (получивший назв. «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задаютавтору идеи решения, наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.

Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., т. 1—2, М., 19752; Поспелов Д, А.,Пушкин В. Н., Мышление и автоматы, М., 1972; Пушкин В. Н., Э.— наука о творч. мышлении, М., 1967;Управление, информация, интеллект. (Сб. ст.), М., 1976.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983.

креативность

— творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться оттрадиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью кпродуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор.Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу — это творческаянаправленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:

1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;

2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, попроверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные,анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двухнаправлениях:

1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности — личностные факторы;

2) анализ мышления творческого и его продуктов — факторы креативности: беглость, четкость, гибкостьмышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при ихрешении и пр.

С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерныенезавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют кформулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом отинтеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

ИЗОБРЕТА́ТЕЛЬНОСТЬ, изобретательности, мн. нет, жен. (книжн.). Способность изобретать. Никто не ждалот него такой изобретательности.

изобретательность

изобретательность

затейливость, хитроумность, хитрость, остроумие, находчивость, выдумка, хитростность

Словарь русских синонимов.

изобретательность

выдумка (разг.)

Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011.

изобретательность

изобретательность

ИЗОБРЕТА́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Способный изобретать, находчивый. И. ум.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: