Преобразования действительности в воображении осуществляется с помощью различ-
ных приемов: комбинирования, акцентуирования, типизации и др.
Комбинирование представляет собой сочетание уже полученных в опыте образов, их
элементов в новых, необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а
подбор определенных образов, их элементов в соответствии с идеей творца и их перемеще-
ние и перегруппировка. Частным случаем комбинирования является агглютинация (склеи-
вание), т. е. соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов. При-
мером этого являются аллегорические фигуры: кентавр, сфинкс и другие фантастические
персонажи.
Акцентуирование (заострение) – это подчеркивание черт. Часто оно достигается
путем изменения пропорций. Этим приемом пользуются карикатуристы: воспроизводя ори-
гинал, художник утрирует те или иные характерные для него черты. Изменение (увеличение
или уменьшение) размеров используется и при изображении героев былин и сказок (бога-
тыри для подчеркивания их силы изображаются великанами, т. е. используется прием гипер-
болизации).
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и
придание конкретному образу специфического обобщенного значения. Одни несуществен-
ные черты опускаются, другие упрощаются, и в результате получается что-то общее, как,
например, изображаются пришельцы из других миров – гуманоиды.
Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между
ними.
Одухотворение – «оживление» образов и явлений природы.
Инверсия – перевоплощение в противоположность.
Сгущение – концентрация образов.