Форма государства — это организация и устройство государственной власти, имеющая три компонента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.
Конституция Украины закрепила в нашей стране республиканскую форму правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти и главой государства таковы, что Украину можно определить
Иначе говоря, форма государственного правления в Украине сочетает черты парламентской и президентской республик. Так, главой государства является Президент Украины, избираемый всенародным голосованием на пятилетний срок (порядок замещения президентского поста соответствует президентской республике). В то же время Президент Украины не возглавляет исполнительную власть. Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины. Глава правительства — Премьер-министр — назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады. Кабинет Министров ответственен перед Президентом, но подконтролен и подотчетен Верховной Раде. Эти черты государственного строя Украины сходны с парламентской республикой.
|
|
По форме государственного устройства Украина является унитарным государством, в состав которого наряду с основными административно-территориальными единицами (область, город, район, поселок, село) входит Автономная Республика Крым.
Сложнее определить форму государственного режима в Украине. Конституционно она закреплена как демократическая, но подлинной, реальной демократии украинское общество и государство е.ще не достигли. Налицо лишь отдельные черты демократического режима, такие как многопартийность, регулярные выборы, наличие негосударственных средств массовой информации и некоторые другие.
В соответствии с Конституцией Украина является унитарным государством, в состав которого входит автономное образование — Автономная Республика Крым.
Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти.
Принцип единства государственной территории означает единство статуса составных частей государства, наличие единой системы органов власти и единой системы права в Украине.
Принцип целостности государственной территории означает недопустимость отделения каких-либо частей Украины, превращения их в объект военной оккупации и экспансии других государств.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти проявляется в следующем. Главы местных органов исполнительной власти (местных государственных администраций) назначаются и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Однако ряд аспектов деятельности местных государственных администраций подотчетны и подконтрольны соответствующим органам местного самоуправления (районным и областным советам). Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации. Кроме того, одна составная часть государства — Автономная Республика Крым — имеет собственную систему органов власти.
|
|
Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области (их в Украине 24), районы, города, районы в городах, поселки и села. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины. В частности, особый статус Киева закреплен Законом Украины «О столице — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
4.6. Конституционный статус Автономной Республики Крым
В состав Украины на правах территориальной автономии входит Автономная Республика Крым. Территориальная (административная) автономия — это форма децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предполагающая наличие собственных органов власти и самостоятельной системы нормативного регулирования в рамках, определенных конституцией государства.
Автономная Республика Крым имеет Конституцию, принятую Верховной Радой Автономной Республики Крым 21 октября 1998 г., утвержденную Верховной Радой Украины 23 декабря 1998 г.
Автономная Республика Крым имеет представительный орган — Верховную Раду, которая имеет право принимать постановления (акты нормативно-правового характера) и решения (акты организационно-распорядительного характера). Правительством является Совет министров Автономной Республики Крым. Его Председатель назначается
и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины.
Конституция Украины определяет круг вопросов местного значения, по которым Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование: сельское хозяйство и леса; мелиорация и карьеры; охота и рыболовство; общественные работы, ремесла и промыслы; благотворительная деятельность; градостроительство и жилищное хозяйство; туризм, гостиничное дело, ярмарки; учреждения культуры; историко-культурные заповедники; транспорт; санитарная и лечебная службы.
Конституцией Украины закреплены предметы ведения (сферы деятельности) Автономной Республики Крым:
1) выборы депутатов Верховной Рады Автономной Рес
публики;
2) проведение местных референдумов;
3) управление имуществом Автономной Республики
Крым;
4) разработка и реализация местных программ социаль
но-экономического и культурного развития, охраны окру
жающей природной среды и т.д.;
5)курортное дело;
6) охрана памятников истории;
7) участие в возвращении на родину депортированных
народов и некоторые другие полномочия.
Таким образом, Автономная Республика Крым, будучи неотъемлемой составной частью Украины, имеет определенные особенности по сравнению с другими административно-территориальными единицами государства.