Форма права – это внешняя форма выражения и закрепления норм права.
Различают 4 основных вида источников права:
1. Правовой обычай
2. Судебный или административный прецедент
3. Нормативно-правовой акт
4. Нормативный договор.
Правовой обычай – является одним из самых старых видов социальных норм. Любой обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки.
Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, то есть установление юридических санкций за его несоблюдение. Так простой обычай становится правовым. Как источники права обычаи имеют большое распространение и значение в некоторых странах. В РФ правовой обычай широкого распространения не имеет, однако, его применение не исключается. Так ст.5 Гражданского Кодекса предусматривает применение обычаев делового оборота.
Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которому придается обязательная сила. Суд выступает в роли правотворческого органа. Его решение становится образцом для рассмотрения аналогических дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые, как правило, ниже стоящими судами должны решаться также. Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании, США, Канаде и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье.
|
|
В РФ и других странах, относящихся к Романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается в качестве источника права.
Нормативно-правовой акт – документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт является основным доминирующим источником права в странах Романо-германской правовой семьи. Нормативно-правовые акты в отличие от других источников права принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции. Имеют определенный вид и облекаются в документальную форму.
По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Поскольку РФ является федеративным государством также целесообразно подразделять нормативно-правовые акты на акты федеративного уровня и субъектов РФ.