ПрСДНСДОВИе 7 страница

Большинство конституционных положений осущестапяется. кон­кретизируется именно путем текущего нормотворчества, основные направления которого также часто указываются в основном законе. Например, в действующей Конституции РФ названы многие феде­ральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты для наиболее полной ее реализации.


Глава 1. Конституция Российской Федерации — основной закон государства 83

i

- i

Принятие новой конституции обычно порождает необходимость существенного обновления текущего законодательства, связанную прежде всего с необходимостью приведения его в соответствие с нор­мами нового основного закона. '

Наличие текущего законодательства, конкретизирующего отдель­ные положения конституции, не означает, что реализация конститу­ционных норм невозможна без их конкретизации в текущем законо­дательстве; Согласно сг, 15 Конституции РФ ее нормы имеют прямое действие. Это означает, что конституция — нормативный правовой акт, нормами которого необходимо руководствоваться во всех случа­ях, включая и рассмотрение конкретных дел в судах и в органах ис­полнительной власти.

В целях единообразного применения судами конституционных норм Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим поста­новлением от 31 октября 1995 с установил, что судам надлежит во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Конституция применяется непосредственно, когда нормы ее по самому нх смыслу не требуют дополнительной регламен­тации; когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с се положениями и хд. Если статья Конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшее правоотношение*

Закрепление в конституции всей совокупности основных устоев государственного строя, сосредотонекие в ней важнейших норм права требуют ее особой стабильности. Она достигается специальным, ус­ложненным порядком ее изменения, внесения Поправок» который от­личается от режима изменения обыкновенных законов.

Согласно действующей Конституции РФ (ст. 134) предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума. Правительство РФ, за­конодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее ■/$ членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституция РФ (ст. 135) устанавливает, что некоторые ее главы вообще не могут быть пересмотрены, пока она действует. Это отно­сится к гл. 1 > посвященной основам конституционного строя, гл. 2, за­крепляющей прапа и саободы человека и гражданина, а также к гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции*. Если пред­ложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет под­держано гремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с феде-


v


I
&4 Ряздя II. Кднсппуцконное право


Г;нша I Конституция Российское Фелераики — основной закон государства U



ральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, кшорое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект прини­мается Конституционным Собранием двумя третями голосов от об­щего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при проведении которого конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей» принявших участие В голосовании, при условии, что в нем приняло участие более полови­ны избирателей.

Поправки к остальным главам конституции принимаются в поряд­ке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 136 Конституции РФ). Согласно ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее у* голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее у* голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одоб­рения органами законодательной власти не менее чем У, субъектов Российской Федерации.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ» определяющую состав Рос­сийской Федерации, вносятся на основании федерального конститу­ционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образова­нии в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изме­нении конституционно'правового статуса субъекта Российской Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, го­рода федерального значения» автономной области, автономного окру­га новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст 65 Конституции РФ, в которой содержится перечень всех ее субъектов (ст. 137 Конституции РФ).

Наконец, к юридическим свойствам конституции относится ее особая охрана, которая осуществляется всей системой органов госу­дарственной власти. Так, согласно Конституции РФ (ст, 80) гарантом Конституции является Президент РФ. Он обязан соблюдать и защи­щать Конституцию России (ст. 82). Он вправе приостанавливать дей­ствие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации-, ес­ли они противоречат федеральной Конституции,

Особую роль в деле охраны конституции играет Конституцион­ный Суд РФ, создаваемый в соответствии со ст. 125 Конституции РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав И свобод человека н гражданина, обеспечения верховенства и пря­мого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституци­онный Суд РФ:

*


4

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ;

а) федеральных законов* нормативных актов Президента РФ, Со­
вета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, >ставов, а также законов и иных норма­
тивных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопроса*!,
относящимся к ведению органов государственной атасти Российской
Федерации н совместному велению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти се субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти ее субъектов, догово­
ров между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской
Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Россий­
ской Федерации;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион­ными, утрачивают силу, а не соответствующий* Конституции РФ меж­дународный договор Российской Федерации не подлежит введению в действие и применению*

В Российской Федерации в соответствии с ее федерзгивным устрой­ством действуют два вида конституций: Конституция РФ и конститу­ции республик в составе Российской Федерации.

Конституции республик в составе Российской Федерации опреде­ляют на основе федеральной Конституции статус республик; основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия* систему их органов го­сударственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие основы устройства республик. Все другие нормативные акты республик не могут противоречить их конституци­ям, которые имеют высшую юридическую силу по отношению к дру­гим актам этих республик. В свою очередь, верховенство федеральной конституции означает обязательность соответствия ей конституций республик в составе Российской Федерации-



*
5* Раздел II. Констшушчонлос право

§ 2. Конституция Российской Федерации 1993 г.

Действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г всенародным голосованием и вступила в действие со дня ее опублико­вания 25 декабря того же год#.

Проект конституции был подготовлен Конституционным Совеща­нием» созванным по решению Президента РФ, который внес его на всенародное голосование. Оно проводилось 12 декабря 1993 г в соот­ветствии с Положением о всенародном голосовании по проеету Кон­ституции РФ» утвержденным Указом Президента. Согласно этому По­ложению конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голо­совании, при условии, что участие в голосовании приняли более по* ловнны зарегистрированных избирателей.

Конституция РФ 1993 г должна была способствовать стабилизации обстановки в обществе, сложившейся о результате противостояния за­конодательной и исполнительной власти, закончившегося их воору­женным столкновением в октябре 1993 г и роспуском действующих то­гда органов законодательной власти — Съезда Народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 В состоит из преамбулы и двух разделов. Раз­дел первый содержит девять глав.

Первая глава Конституции посвящена основам конституционного строя Российской Федерации. Она охватывает широкий круг конститу­ционно регулируемых общественных отношений.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы* которые прису­щи каждому демократическому государству. В их число входит демо­кратизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделе­ния властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, а также провозглашение правового государства, воплощением которого является конституци­онное государство, те. такое, в котором обеспечивается его подчинение праву Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, и социальное ры­ночное хозяйство, в рамках которою главным образом осуществляют­ся производство и распределение товаров и благ.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником масти в Российской Федерации являет­ся ее многонациональный народ. Эго означает, что Россия провозгла­шается государством народовластия или, иначе говоря, демократичен


Гддо I Конституций Российской Федерации - ос новной закон госуяция» *7

ским государством (народовластие — от греч. demos — народ, Kratos — власть — и означает «демократия»).

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонадиональиого на­рода России на всю власть, его полновластие* Это означает, что рос­сийский народ ни с кем не делит власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — ука­зывается в ч 4 ct 3 Конституции. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону*.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непо­средственно, так и через органы государственной власти и органы ме­стного самоуправления (ч. 2 сг 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Предстаеительная демократия — осуществление народом власти через выборных полно­мочных представителей, которые принимают решения, выражающие вапю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживаю­щее на той или иной территории. Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Вы­борное представительство образ>*т избираемые народом государст­венные органы н органы местного самоуправления. Непосредственная демократия — форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ч. 3 сг. 3), — являются ре* ферендум н свободные выборы».

Одной из руководящих идей демократической организации госу­дарства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развитая человека является принцип разделения мастей. Он и служит одним из основных устоев действующей Конституции Российской Федерации. В сг. 10 аредомотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется иа основе разделе­ния на законодательную, исполнительную и судебную; оргвиы каж­дой из этих ветвей власти самостоятельны* Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом*

Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения вла­стей означает не только рассредоточение, распределение, демонопо­лизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравнове­шивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может уще­мить или подчинить себе другие и обязывает действовать в условиях взаимопонимании и взаимосотрудннчества-

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения вла­стей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во


Разлад N. Консткгуихоиное право


Пиша I. Конституция Российской Федерации - основой wxoh государств 89



всей Иерархии государственных органов. Конституция (ст. 5) преду­сматривает сочетание принципа разделения властей с принципом раз* граничения предметов ведения н полномочий между Российской Фе­дерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, го* родами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия. Это означает создание возмож­ностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

В Российской Федерации, указывается в Конституции (ч. 3 ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Обще­ственные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия кото­рых направлены на насильственное изменение основ конституцион­ного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм несовместим с теологическим едино­образием. Он может реалнзовыаатъея лишь в условиях идеологиче­ского многообразии. Поэтому при политическом плюрализме практи­чески невозможно существование государственной и обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ).

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свобо­ды в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое по­нимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая ira пе­редний план именно личность. Уважение к личности и ее защита яв­ляются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и зашита прав и свобод чело­века и гражданина, — указывается в ст. 2, — обязанность государства*.

Установленные Конституцией РФ принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосыл­кой решения всех конкретных проблем правового регулирования ста­туса человека и гражданина а Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его нрав и свобод высшей ценностью является фундаментальной чертой конституционного строя Российской Феде­рации, образующей основу не только конституционно организован­ного существа, но и правовой зашиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.


В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация яв­ляется правовым государство*. Сущность идеи правового государст­ва—его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти,,подчинение государства обществу Пра­вовым является такое государство, которое признает э качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, незави­симость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью н возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность Государства правом, гарантирующая пред­сказуемость и надежность действий государства, подчинение государ­ства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны госу­дарства и его органов, *

Правовое государство гарантируется прежде всего тем» что оно са­мо ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, ко­торым обязаны подчиняться все без исключения государственные ор* ганы, должностные липа, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами.

Верховенство закона означает также его всеобщность. Из этого следует, что не должны оставаться неурегулированными законом наи­более существенные сферы жизни общества, куда могли бы «про­рваться* и другие акты, оттесняя законы.

Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господ­ства, те. такого положения закона, когда выраженные в нем начала н устои общества оставались Вы непоколебимыми, а все субъекты обще­ственной жизни без всякого исключения подчинялись его нормам. ♦Органы государственной нласти. органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», — указывается в ст. 15 Конституции РФ.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой япляется наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества.

Отсюда, требуется прежде всего динамичное, своевременное пра­вовое регулирование общественных отношений.

Правовому государству Присуши такие регулируемые законом взаи­моотношения с гражданами, при которых государство, его органы, уч­реждения и должностные лниа служат всему обшеству, а не какой-л ибо его части, они ответственны перед человеком и гражданином, рассмат-


И_________ ' Ращл II. Конституционное праю


Глава I. Конституция Российское Федерации — основной аакон государств 91



ривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права н свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, счи­тают признание, соблюдение н защиту прав и свобод, чести и достоин­ства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. Граждане же в свою очередь несут ответственность перед госу­дарством и обеспечивают защиту его интересов

Экономической основой конституционного строя Российской Фе­дерации является находящееся в стадии становления социальное ры­ночное хозяйство, в рамках которого производство и распределе­ние товаров н благ осуществляются в основном посредством рыноч­ных отношений. Участниками этих отношений выступают субъекты хозяйствования, конкурирующие межву собой. Государство поддер­живает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвраще­нию монопольных привилегий и осуществляет соответствующий кон­троль. «В Российской Федерации, - указывается в Конституции (ч. 1 П 8), — гарантируется единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услут и финансовых средств, поддержка конкуренции» свобода экономической деятельности*.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различ­ных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля н другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, му­ниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации кок основа жизни и деятельно* ста народов, проживающих на соответствующей территории.

Государство охраняет собственность в ее различных формах на рав­ных основаниях.

С рассмотренными основами конституционного строя, закреплен* ными в Конституции РФ, неразрывно связаны и такие основы, как со­циальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливо­сти, всеобщей солидарности и взаимной ответственности, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным,

К основам конституционного строя, закрепленным Конституци­ей РФ, относятся и федерализм, суверенность государства и респуб­ликанская форма правления. Следует заметить, что эти институты не являются определяющими для характеристики России как конститу­ционного государства. Ведь конституционные государства — это и республики в составе Российской Федерации, хотя они нефедератив-


ные и не суверенные государства. Многие конституционные государ* ства не являются и республиками (например, Великобритания).

Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Феде­рации продиктовано стремлением законодателя дать наиболее пол­ную картину основных черт, характеризующих именно российскую государственность* Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Россий­ской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Вторая глава Консппуции Российской Федерации посвящена правом и свободам человФШ и гражданина. В ней названы лишь основные права и свободы, те, конституционные права и свободы. Вместе с тем в ч. I ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции основ­ных прав и свобод не может толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 64 Конституции положения «второй главы составля­ют основы правового статуса личности в Российской Федерации. За­крепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г отражает принципнально новую концепцию прав человека» взаимоотношений человека н государства. Исходным началом дейст­вующего конституционного законодательства является признание че­ловека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция исходит из признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Она признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права (ст. 17).

В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции РФ указыва­ется три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; равноправие мужчины и женщины.

В России обеспечивается еарантированносгпь прав и свобод челове­ка и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2, 17, 19,45) главным гарантом прав и свобод человека и гражданина выступает го­сударство. Вместе с тем основной закон предусматривает и участие са­мого человека в защите им своих прав и свобод. Вч. 2 ст, 45 указывает­ся, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми спосо­бами, не запрещенными законом».


К Радел П. Консппуцнонное права


ГаМ I. Конституция Российской Фслершии — основной закон государства 93



Консппуция РФ исходит из неотъемлемости прав и свобод челове­ка и гражданина, недоп>стимоста их ограничения. В ней указывается <ч. 2 ст. 55). что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и граждани­на, В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы че­ловека и гражданина могут был. ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо для зашиты основ консти­туционного строя, HpiaBCTBemiocTH. здоровья, прав и свобод.

Вместе с тем Конституция требует правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком. В ч. Э ct 17 Конституции пре­дусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражда­нина не должно нарушать права н свободы других лип.

Как и все другие конституционные нормы, нормы конституции» закрепляющие права и свободы человека н гражданина, являются не­посредственно действующими. Они определяют смысл» содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнитель­ной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Закрепленные в Конституции РФ права и свободы могут быть раз­делены на три основные группы: личные, политические и социально-экономические.

К личным правам и свободам (ст. 20-29 Конституции РФ) отно­сятся право на жизнь (ст. 20), право на охрану государством достоин­ства личности (ст. 21), права на неприкосновенность личности, жили­ща, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, поч­товых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25); право определять и указывать национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); право свободно пере­двигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч, I ст. 27); пра­во свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан России беспрепятственно возвращаться в Российскую Феде­рацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести, свобода вероисповедания, вклю­чая право исповедовать индивидуально или совместно с другими лю­бую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в со­ответствии с ними (ст 28); свобода мысли и слова, право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информа­цию любым законным способом (ст. 29).

В отличие отличных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, политические права и свободы связаны с обладанием лицом гражданства Российской Федерации. В их число входят (ст. 30-33


Конституции РФ): право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы да* зашиты: своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и де­монстрации, шествия | пикетирование {ct 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. I ст. 32); право избирать и быть из­бранными в органы государственной атасти и органы местного само­управления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 се 32); равный доступ к государственной службе (ч. 4сг 32); право участвовать в от­правлении правосудия (ч. 4 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государст­венные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Особую группу составляют социально-жономичеасие права и сеобо-Оы. К ним относятся право каждого на свободное использование сво­их способностей и имущества для предпринимательской и иной не за­прещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собственности (ч, 1 ст. 35); право наследования (ч. 4 ст. 35); право граждан и их объединений иметь в частной собственности зем­лю <ст 36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду выбирать род деятельности и профессию; право на труд в усло­виях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты трудд, а также право на защиту от безработицы (чЛ и 2 ст 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с исполь­зованием установленных федеральным законом способов их разреше­ния, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст 37); равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потерн кормильца, для воспитания де­тей и в иных случаях* установленных законом (ст. 39); право на жили­ще (ст, 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст, 4!); право на благоприятную окружающую среди достоверную информа­цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здо­ровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); пра­во на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества <ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культу­ры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44); право защищать свои права и свободы всеми способами* не запрещенными законом (ч. 2 ст 45); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч. I ст, 46); право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-


94 рцдел IK Конституц ионное праю ________________

♦ дарственные средства правовой зашиты <ч. J ст. 46); право на получе­ние квалифицированной юридической помощи (ч, 1 ст. 48); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными дейст­виями <или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: