Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Специаль* ним субъектам административного правонарушения» выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом* и лица без гражданства.
Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лииа рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные правонарушения несут ответствен-
310 Радел V Адыинистрлги8*и* право
ность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима Государственной Гранины РФ, пограничного режима* режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ Правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства н охраны рыбных запасов, таможенных правил они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой обшей нормы состоит в том, что к указанным лицах* не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву, кроме того, штраф Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами, могут вместо назначения административного наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности*
|
|
Сушестоетшми особенностями, как субъекты административных правонарушений, характеризуются должностные лица* Они несут административную ответственность не только за собственные действия или бездействие, связанные с неисполнением либо Ненадлежашим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.
Известно, что понятие должностного лица содержалось только в УК РФ (примечание к ст. 285). Между тем в теории административного права и в административном законодательстве длительное время использовали определение должностного лица, отличное от его уголовно-правовой характеристики. Естественно, это создавало как цдя теории, так и для правоприменителей неоправданные трудности. В настоящее время эти понятия унифицированы и дано единое определение должностного лииа как в УК, так и в КоАП РФ.
Под должностным лицом в КоАП понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти» т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лии, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных Я муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, друшх войсках и воинских формированиях.
|
|
Как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц
П«м5 Административное правонарушение и щшнист рят*»*) огестстюшосг» ЯI
(организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения ь связи с выполнением в своих структурах управленческих функций, т.е. организационно-распорядительных или аомикистративно-хозяйсгвенных обязанностей.
Обладают определенными особенностями и такие субъекты административных правонарушений, как родители или лииа, их заменяющие. Они несут административную ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих несовершеннолетних детей. Например, в связи с потреблением несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершением других правонарушений, в частности мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители н лица, их заменяющие, мотуг подвергаться административному штрафу Тем но менее здесь нет ответственности за чужую вину; родители и лииа, кх заменяющие, несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Действуя с умыслом* правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможности или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично — косвенный умысел. Так, лицо, въезжая без пропуска в запретную зону» сознательно, с прямым умыслом» совершает нарушение прнтраничного режима. В другом случае водитель, выезжая из гаража с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех обше-стаенно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.
Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и тл. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, -предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов (портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями и т.д.), умышленное создание помех для дорожного движения; умышленное невыполнение требования прокурора, вытекающего из его полномочий.
312 Раздел V Административное прМН>
ТЬч не менее в большинстве случаев умышленную форму зинат* можно установить лишь на основе анализа к«х сторон состава адми* ' нистратинного правонарушения и прежде всего его объективной сто*; роны. Так, об умышленной вине может свидетельствовать характер)* совершения правонарушения, например» сокрытие больными своего, венерического заболевания, источника заражения, самовольная добыча янтаря с месторождения или мест промышленной разработку: грубое нарушение правил охоты, неоднократное, злостное, система- ч тическое совершение правонарушений и другие конкретные особен*; ности действия или бездействия, предусмотренные КоАП. При этом*.г умышленная вина может служить основанием для применения к пра- f вонарушителю более строгого наказания.
|
|
Содержание умышленной вины определяется характероу административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав-административного правонарушения, который не предусматривает [ наступления в результате его совершения какого-либо общественно.^ опасного вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила, например нарушения санйтарно-гигие- \ нических и санитары о-противоэпидемически* правил и норм, нарушения правил водопользования, выпуска на линию транспортных 1 средств, имеющих неисправности» с которыми запрещена их эксплуатация, самовольного отступления от проектов внутрихозяйственного землеустройства.
Материальный состав административного Правонарушения вклю* * чает в себя помимо противоправного действия или бездействия обяза- \ тельное наступление в результате их совершения общественно опасных 2 (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба). 8 этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности н противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия
Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности,
|
|
Легкомыслие состоит в том, что лиио предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину
Пади 5. А»ш*сфйТ11Нное прашнарушряяс» цдмннветртмыц» спэетегенность 313
при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и вы* ехал ни перекресток на красный свет
Небрежность состоит в непредвиден ни возможности противоправных последствий, хотя приданных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, гае автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты* Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.
Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Так, р: д статей КоАП допускает обе формы вины, н, естественно, совершение правонарушения по неосторожности может служить основанием двд наложения менее строгого наказания в пределах^ установленных санкцией конкретной правовой нормы. Например, такие административные правонарушения, как умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности, уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в зависимости от формы вины влекут и весьма различные по тяжести административные наказания.
При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает наступления вредных последствий своих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями. При этом он рассчитывает на свои силы, знания, опыт и другие возможные обстоятельства. И если вредные последствия все же наступают, нарушитель несет ответственность за свою самонадеянность.
При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий» хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть. Здесь правоприменителю важно выяснить, учитывая объективные условия, в которых находился нарушитель, должен ли и мот ли он предвидеть наступление вредных (опасных) последствий своих действий или бездействия*
Когда выясняется, что лицо не должно было предвидеть наступившие последствия, становится очевидным отсутствие его вины и отпадает вопрос о егр административной ответственности. При решении вопроса о том, могло ли лиио предвидеть наступление вредных по* следствий, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности нарушителя (жизненный опыт, профессия, стаж работы, навыки, состояние здоровья и т.д.)-
Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса, или случая, при котором административная от-
314 _______ Ршсл V. Адмннистргпшкш пмо
Глава 1 Лаинкисгряпшкж иртаонирушешк налыпннсгретивчаншиегствеиносл 315
ветственность лица не наступает. Суть дела здесь состонг в том, что лицо не должно было И не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия сбоил действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях.
Впервые КоАП РФ («, 2 ст. 2.1) вводит понятие вины юридического лица. Оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил н норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, поданным ликом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективную сторону наряду* с умыслом н неосторожностью могут характера зоватьлютм и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП н тогда становятся квалифицирую-шими признаками состава и обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например. КоАП предусматривает административную ответственность за самовольное подключение и использование алектриче-ской, тепловой энергии» нефти или газа, в частности, в быту в корыстных целях; за занятие Проституцией при наличии цели получения материальной выгоды. Во всех названных случаях цель выступает в качестве основного признака состава, а е* отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, налагаемого на виновное лицо.
Анализ юридического состава позволяет отличить преступление от административного правонарушения. При этом есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступлений (например, безбилетный проезд на транспорте)- Есть и такие преступные деяния, которые никак не могут быть отнесены к числу административных правонарушений (измена родине, убийство и тХУ Но применительно к некоторым нежелательным для общества деяниям уловить ту черту, где «вредоносность* перерастает в общественную опасность, нелегко, тем более что точные границы межлу преступлениями и административными правонарушениями не яяляются чем-то раз навсегда данным, застывшим. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений* отменяет не-
которые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот*
Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права, проводить глубокий анализ состава правонарушения. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой критерий, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например! если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение.
Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил хранения, использования и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматриьа-ется как преступление.
Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества на сумму» превышающую минимальный размер месячной оплаты труда, считается преступлением, а на ревную или меньшую сумму — административным правонарушением.
Чтобы нести административную ответственность (обладать административной деликтоспособностью), нужно достичь предусмотренного законом возраста. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, административной ответственности не подлежит Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.
Законом установлен давностный срок назначения административного наказания, оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня
>
И6 Раздел V» Административное право
Глава*. А1Ынкистра™вкоепрйюнарушс1шеийаднж Я*
совершения правонарушения* а если правонарушение было душимся, (проживание без регистрации, уклонение от регистрации охотничьего ружья и та), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.
По некоторым адмнннстратвным правонарушениям, например,^ таможенным, налоговым, валютным, срок давности составляет одни' год <ч. 1, 3 ст, 4.5 КоАП РФ),
Законодательство закрепляет систему «гибкого реагирования* на административные правонарушения и не требует» чтобы всякое такоеJ правонарушение обязательно ачекло административную ответствен^*, кость даже в пределах дацностнег: срока. При малозначительности^ совершенного административного правонарушения орган (должност-"; ное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственное™ и ограничиться устным замечанием,
§ 2 Понятие, цели и особенности административной ответствеиносга
Административная ответственность — это один Ю видов правовой оттзетствешюстн наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: а) основания ответствен-ности; 6) меры, которые могут быть применены к нарушителю; в) В*И рядок рассмотрения дел о правонарушениях; г) исполнения указанных мер.
Общепринятым является понимание юридической ответственно- ■ сти как реализации правовых санкций, применение наказания, ибо оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
Следовательно, административная ответственность рассматривается как применение установленных законом административных вэхазаннй за совершение административных правонарушений- Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и ЕА) только применение административных Наказаний влечет наступление административной ответственности.
Итак, административная ответственность — это административное правовое принуждение. Это наступление отрицательных последствий для правонарушителя морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.
Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону; предупреждении совершения в
дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственностн, так и другими гражданами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с государственным осуждением в лице полномочного органа, назначающего наказание, его противоправного деяния, с отрицательной оценкой нарушителя.
Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и тлД который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность, во-вторых, ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и анедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.
Также административную ответственность можно рассматривать как систему материальных и процессуальных правоотношений, поскольку ее возникновение и реализация осуществляются в определенных правовых рамках, которые устанавливаются юрнднческими нормами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя едияое целое, например штраф на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, тут отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.
Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать, — это законодательные органы как Российской Федерации, так и субъектов Федерации.
Наконец, это многообразие и множественность органов, полномочных применять административную ответственность: судьи, мировые судьи, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел (милиции), органы государственного пожарного надзора, органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и еще десятки других органов административной юрисдикции, входящие в систему органов исполнительной власти.
31Я Радал V. Лдоинкстрагнянос npdftn
Кроне того, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основан йен для увольнения с работы,'^
Необходимо отметить и еше одно новшество; к административное
ответственности привлекаются не только физические лица, но все;*
большей мере и юридические лица. Появление частных и акционера
ных организаций повлекло за собой и возможность крупных штрафа
ных санкций, поступающих в федеральный бюджет или бюджет субъ
ектов РФ за нарушение обязательных правил, установленных законов
дательным органом. - >
Какие меры административной ответственности предусмотрены законодательством?
Первой следует назвать такую меру, как предупреждение. Админй-ч стратнвным наказанием является лишь такое предупреждение» которое сделано путем вынесения письменного постановления или в мной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не ? считается мерой административной ответственности (это мера чисто-? морального характера).
Административный штраф — это денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, Щ или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда4 размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф, как и прелую с прежденис, является наиболее часто применяемой мерой отоетствен=- г ности за административные правонарушения, причем почти за все.
Лишение специальных прав — вид административных наказаний: В данном случае речь идет, конечно, о лишении не конституционных f или каких-либо иных прав, которыми граждане обладают непосредственно в силу закона, а только таких, которые решением компетентного органа предоставлены персонально данному конкретному лицу Пример тому — лишение водительских прав за грубые нарушения Правил дорожного движения, за управление автомашиной в состоя- | нни опьянения.
Конфискация как мера административной ответственности — это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства веши, явившейся орудием или предметом совершения административного правонарушения. Конфискацию может назначить только суд или судья.
Наряду с конфискацией законодательством допускается в некотсь рых, правда, весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета. Так, нарушение правил приобретения, хранения и пользования охот* ничьими ружьями влечет штраф с изъятием оружия и возмещением его стоимости или без такового. Например, охотничье ружье передается торгующей организации для продажи на комиссионных началах.
Г;и**5, Адаштстртпгеноег[р*»шаг^ен1«н 319
а вырученные от реализации деньги, за вычетом комиссионных, отдаются бывшему владельцу ружья.
Мерой административного наказания является административный арест — кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных правонарушений, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. Поскольку административный арест есть хотя и кратковременное, но все же лишение свободы, применять такую меру разрешено только судьям (органы исполнительной власти и их должностные лица назначить административный арест не могут). Такая мера может быть применена за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции или военнослужащего, участвующих в охране общественного порядка, и за некоторые другие правонарушения.
Установлено и такое административное наказание — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и кокгролир>^мом перемещении их через Государственную границу Российской Федерации за пределы России, а в случаях, пред>смат-ренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выеще выдворяемых из Российской Федерации.
КоАП РФ введены новые административные наказания — дисквалификация <ст ЗЛ1) и административное приостановление деятельности (ст. 3.12).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность но управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организацией но-распряднте л ьные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лкиа. к членам совета директоров, а также к лицам, осущестачяюшим предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих пред*
320 Раздел V. Ддмикиарлтиююс прляо
ГЯт 5 Алмикистргггааж* правонарушение надытаисгрйтмвнаяотве^лкнностъ 321
принимательскую без образования юридического лица, юридических,, лиц или филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов дев* тсльности (работ), оказания услуг
Данное административное наказание применяется в случае угроза жизни или здоровью людей» возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) иодкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катает* рофы, причинения существенного вреда состоянию (или качеству окг ружающей среды. Эта мера применяется в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотиков, а также в области противодействия легализации (отмыванию) доходов» полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток. Судья может досрочно прекратить исполнение этой меры административной ответственности, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием доя назначения данного административного наказания, устранены.
Процесс по дедам об административных правонарушениях менее сложен» чем уголовный, и вполне понятно почему Такие дела, как пради: ло, более просты» а ответственность в данном случае менее сурова, чем уголовная. Многие административные правонарушения очевидны и бесспорны; здесь обычно нет необходимости производить расследование, включать в процесс прокурора и защитника. В то же время эффективность административных наказаний в очень большой степени зависит от оперативности их назначения.
Административные правонарушения часто настолько бесспорны^ что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует фахт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и лаж* тут же приводит в исполнение это решение (например, взимая штраф на месте). Но. несмотря на относительную простоту процесс но делам об административных правонарушениях призван обеспечивать достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.
Лиио, привлекаемое к административной ответственности, наделяется широкими процессуальными правами: может знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика (если не владеет языком, на котором ведется производство); обжаловать постановление по делу Дело должно рас-сматривзться в присутствии липа, привлекаемого к ответственности.