ПрСДНСДОВИе 26 страница

Общим субъектом административного правонарушения признают­ся вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Специаль* ним субъектам административного правонарушения» выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящие­ся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользую­щиеся дипломатическим иммунитетом* и лица без гражданства.

Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лииа рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные правонарушения несут ответствен-



310 Радел V Адыинистрлги8*и* право

ность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил ре­жима Государственной Гранины РФ, пограничного режима* режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ Правил дорож­ного движения, правил охоты, рыболовства н охраны рыбных запасов, таможенных правил они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой обшей нормы состоит в том, что к указанным лицах* не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим воинскую службу по призы­ву, кроме того, штраф Вместе с тем полномочные органы и должност­ные лица, рассматривая дела об административных правонарушени­ях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами, могут вместо назначения административного наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, на­чальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности*

Сушестоетшми особенностями, как субъекты административных правонарушений, характеризуются должностные лица* Они несут адми­нистративную ответственность не только за собственные действия или бездействие, связанные с неисполнением либо Ненадлежашим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчи­ненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

Известно, что понятие должностного лица содержалось только в УК РФ (примечание к ст. 285). Между тем в теории административно­го права и в административном законодательстве длительное время использовали определение должностного лица, отличное от его уголовно-правовой характеристики. Естественно, это создавало как цдя теории, так и для правоприменителей неоправданные трудности. В настоящее время эти понятия унифицированы и дано единое опре­деление должностного лииа как в УК, так и в КоАП РФ.

Под должностным лицом в КоАП понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функ­ции представителя власти» т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лии, не на­ходящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или администра­тивно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных Я муниципальных учреж­дениях, а также в Вооруженных Силах РФ, друшх войсках и воинских формированиях.

Как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц


П«м5 Административное правонарушение и щшнист рят*»*) огестстюшосг» ЯI

(организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения ь связи с выполнением в своих структурах управленческих функций, т.е. организационно-распоряди­тельных или аомикистративно-хозяйсгвенных обязанностей.

Обладают определенными особенностями и такие субъекты адми­нистративных правонарушений, как родители или лииа, их заменяю­щие. Они несут административную ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих несовершеннолетних детей. Например, в связи с потреблением несовершеннолетними нар­котических веществ без назначения врача или совершением других правонарушений, в частности мелкого хулиганства подростком в воз­расте от 14 до 16 лет, их родители н лица, их заменяющие, мотуг под­вергаться административному штрафу Тем но менее здесь нет ответст­венности за чужую вину; родители и лииа, кх заменяющие, несут от­ветственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.

Субъективная сторона административного правонарушения пред­ставляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Действуя с умыслом* правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможности или неизбежность наступления вредных последствий противоправно­го результата и желает его наступления (прямой умысел) или не жела­ет, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично — косвенный умысел. Так, лицо, въезжая без пропуска в запретную зону» сознательно, с прямым умыслом» совершает наруше­ние прнтраничного режима. В другом случае водитель, выезжая из га­ража с техническими неисправностями, не желает наступления про­тивоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, до­пускает его наступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех обше-стаенно опасных действий или бездействия и их вредные последст­вия, в отношении которых установлена его личная вина.

Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и тл. По­этому они разграничены в конкретных составах правонарушений, -предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов (портретов канди­датов в депутаты, плакатов с их биографиями и т.д.), умышленное соз­дание помех для дорожного движения; умышленное невыполнение требования прокурора, вытекающего из его полномочий.


312 Раздел V Административное прМН>

ТЬч не менее в большинстве случаев умышленную форму зинат* можно установить лишь на основе анализа к«х сторон состава адми* ' нистратинного правонарушения и прежде всего его объективной сто*; роны. Так, об умышленной вине может свидетельствовать характер)* совершения правонарушения, например» сокрытие больными своего, венерического заболевания, источника заражения, самовольная до­быча янтаря с месторождения или мест промышленной разработку: грубое нарушение правил охоты, неоднократное, злостное, система- ч тическое совершение правонарушений и другие конкретные особен*; ности действия или бездействия, предусмотренные КоАП. При этом*.г умышленная вина может служить основанием для применения к пра- f вонарушителю более строгого наказания.

Содержание умышленной вины определяется характероу адми­нистративного правонарушения, состав которого может быть фор­мальным или материальным. Формальным признается такой состав-административного правонарушения, который не предусматривает [ наступления в результате его совершения какого-либо общественно.^ опасного вредного последствия. Констатируется лишь факт наруше­ния того или иного правила, например нарушения санйтарно-гигие- \ нических и санитары о-противоэпидемически* правил и норм, нару­шения правил водопользования, выпуска на линию транспортных 1 средств, имеющих неисправности» с которыми запрещена их эксплуа­тация, самовольного отступления от проектов внутрихозяйственного землеустройства.

Материальный состав административного Правонарушения вклю* * чает в себя помимо противоправного действия или бездействия обяза- \ тельное наступление в результате их совершения общественно опасных 2 (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями Пра­вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материаль­ного ущерба). 8 этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности н про­тивоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия

Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: лег­комыслия и небрежности,

Легкомыслие состоит в том, что лиио предвидит возможность на­ступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитыва­ет его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину


Пади 5. А»ш*сфйТ11Нное прашнарушряяс» цдмннветртмыц» спэетегенность 313

при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и вы* ехал ни перекресток на красный свет

Небрежность состоит в непредвиден ни возможности противоправ­ных последствий, хотя приданных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив каче­ство ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, гае автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты* Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предви­деть возможность наступления тяжелых последствий.

Административное правонарушение, совершенное по неосторож­ности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Так, р: д статей КоАП допускает обе фор­мы вины, н, естественно, совершение правонарушения по неосторож­ности может служить основанием двд наложения менее строгого на­казания в пределах^ установленных санкцией конкретной правовой нормы. Например, такие административные правонарушения, как умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности, уничто­жение или повреждение леса в результате поджога или небрежного об­ращения с огнем, в зависимости от формы вины влекут и весьма раз­личные по тяжести административные наказания.

При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не до­пускает наступления вредных последствий своих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями. При этом он рассчитывает на свои силы, знания, опыт и другие воз­можные обстоятельства. И если вредные последствия все же наступа­ют, нарушитель несет ответственность за свою самонадеянность.

При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступ­ления вредных последствий» хотя, проявив внимательность и осмот­рительность, должен был и мог их предвидеть. Здесь правопримените­лю важно выяснить, учитывая объективные условия, в которых нахо­дился нарушитель, должен ли и мот ли он предвидеть наступление вредных (опасных) последствий своих действий или бездействия*

Когда выясняется, что лицо не должно было предвидеть наступив­шие последствия, становится очевидным отсутствие его вины и отпа­дает вопрос о егр административной ответственности. При решении вопроса о том, могло ли лиио предвидеть наступление вредных по* следствий, необходимо учитывать индивидуальные особенности лич­ности нарушителя (жизненный опыт, профессия, стаж работы, навы­ки, состояние здоровья и т.д.)-

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причине­ния вреда, т.е. казуса, или случая, при котором административная от-


314 _______ Ршсл V. Адмннистргпшкш пмо


Глава 1 Лаинкисгряпшкж иртаонирушешк налыпннсгретивчаншиегствеиносл 315



ветственность лица не наступает. Суть дела здесь состонг в том, что лицо не должно было И не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия сбоил действий. В частности, такие казусы не­редко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях.

Впервые КоАП РФ («, 2 ст. 2.1) вводит понятие вины юридическо­го лица. Оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возмож­ность для соблюдения правил н норм, за нарушение которых Кодек­сом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, поданным ликом не были при­няты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективную сторону наряду* с умыслом н неосторожностью мо­гут характера зоватьлютм и цель правонарушения. Они иногда вклю­чаются в конкретные статьи КоАП н тогда становятся квалифицирую-шими признаками состава и обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушени­ем. Например. КоАП предусматривает административную ответст­венность за самовольное подключение и использование алектриче-ской, тепловой энергии» нефти или газа, в частности, в быту в корыст­ных целях; за занятие Проституцией при наличии цели получения материальной выгоды. Во всех названных случаях цель выступает в качестве основного признака состава, а е* отсутствие исключает воз­можность признания названных действий административными пра­вонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, налагаемого на виновное лицо.

Анализ юридического состава позволяет отличить преступление от административного правонарушения. При этом есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступле­ний (например, безбилетный проезд на транспорте)- Есть и такие пре­ступные деяния, которые никак не могут быть отнесены к числу адми­нистративных правонарушений (измена родине, убийство и тХУ Но применительно к некоторым нежелательным для общества деяниям уловить ту черту, где «вредоносность* перерастает в общественную опасность, нелегко, тем более что точные границы межлу преступле­ниями и административными правонарушениями не яяляются чем-то раз навсегда данным, застывшим. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, раз­личных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений* отменяет не-


которые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из раз­ряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот*

Поскольку объекты посягательства у ряда административных пра­вонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения при­ходится сопоставлять нормы уголовного и административного права, проводить глубокий анализ состава правонарушения. При этом учи­тывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нару­шения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с дейст­вующим законодательством уголовной ответственности.

Для определения степени общественной опасности правонаруше­ния и отграничения административных правонарушений от преступ­лений применяется такой критерий, как наличие или отсутствие тяж­ких последствий. Например! если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квали­фицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение.

Иногда достаточно возможности наступления тяжких последст­вий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил хранения, ис­пользования и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматриьа-ется как преступление.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, при­чиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества на сумму» превышающую минимальный размер месячной оплаты тру­да, считается преступлением, а на ревную или меньшую сумму — административным правонарушением.

Чтобы нести административную ответственность (обладать адми­нистративной деликтоспособностью), нужно достичь предусмотрен­ного законом возраста. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правона­рушения 16 лет.

Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, адми­нистративной ответственности не подлежит Если, например, води­тель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помо­щи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку дейст­вует в ситуации крайней необходимости.

Законом установлен давностный срок назначения административно­го наказания, оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня


>

И6 Раздел V» Административное право


Глава*. А1Ынкистра™вкоепрйюнарушс1шеийаднж Я*



совершения правонарушения* а если правонарушение было душимся, (проживание без регистрации, уклонение от регистрации охотничьего ружья и та), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

По некоторым адмнннстратвным правонарушениям, например,^ таможенным, налоговым, валютным, срок давности составляет одни' год <ч. 1, 3 ст, 4.5 КоАП РФ),

Законодательство закрепляет систему «гибкого реагирования* на административные правонарушения и не требует» чтобы всякое такоеJ правонарушение обязательно ачекло административную ответствен^*, кость даже в пределах дацностнег: срока. При малозначительности^ совершенного административного правонарушения орган (должност-"; ное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственное™ и ограничиться устным замечанием,

§ 2 Понятие, цели и особенности административной ответствеиносга

Административная ответственность — это один Ю видов правовой оттзетствешюстн наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисцип­линарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: а) основания ответствен-ности; 6) меры, которые могут быть применены к нарушителю; в) В*И рядок рассмотрения дел о правонарушениях; г) исполнения указан­ных мер.

Общепринятым является понимание юридической ответственно- ■ сти как реализации правовых санкций, применение наказания, ибо оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в адми­нистративном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

Следовательно, административная ответственность рассматривается как применение установленных законом административных вэхазаннй за совершение административных правонарушений- Из всех многочислен­ных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, за­держание, изъятие и ЕА) только применение административных На­казаний влечет наступление административной ответственности.

Итак, административная ответственность — это административное правовое принуждение. Это наступление отрицательных последствий для правонарушителя морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону; предупреждении совершения в


дальнейшем административных правонарушений как лицами, при­влеченными к административной ответственностн, так и другими гражданами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в ре­зультате привлечения к административной ответственности воздейст­вие на правонарушителя связано с государственным осуждением в ли­це полномочного органа, назначающего наказание, его противоправ­ного деяния, с отрицательной оценкой нарушителя.

Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и тлД кото­рый проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет администра­тивную ответственность, во-вторых, ответственность за администра­тивные правонарушения возникает перед государством, которое уста­навливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Своей всеобщ­ностью административная ответственность сходна с уголовной и отли­чается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договор­ных и анедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Также административную ответственность можно рассматривать как систему материальных и процессуальных правоотношений, по­скольку ее возникновение и реализация осуществляются в определен­ных правовых рамках, которые устанавливаются юрнднческими нор­мами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя едияое це­лое, например штраф на месте совершения административного пра­вонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного администра­тивного процесса, тут отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Административную ответственность характеризует множествен­ность органов, полномочных ее устанавливать, — это законодатель­ные органы как Российской Федерации, так и субъектов Федерации.

Наконец, это многообразие и множественность органов, полно­мочных применять административную ответственность: судьи, миро­вые судьи, административные комиссии, комиссии по делам несовер­шеннолетних, органы внутренних дел (милиции), органы государст­венного пожарного надзора, органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и еще десятки других органов адми­нистративной юрисдикции, входящие в систему органов исполни­тельной власти.


31Я Радал V. Лдоинкстрагнянос npdftn

Кроне того, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основан йен для увольнения с работы,'^

Необходимо отметить и еше одно новшество; к административное
ответственности привлекаются не только физические лица, но все;*
большей мере и юридические лица. Появление частных и акционера
ных организаций повлекло за собой и возможность крупных штрафа
ных санкций, поступающих в федеральный бюджет или бюджет субъ­
ектов РФ за нарушение обязательных правил, установленных законов
дательным органом. - >

Какие меры административной ответственности предусмотрены законодательством?

Первой следует назвать такую меру, как предупреждение. Админй-ч стратнвным наказанием является лишь такое предупреждение» кото­рое сделано путем вынесения письменного постановления или в мной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не ? считается мерой административной ответственности (это мера чисто-? морального характера).

Административный штраф — это денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, Щ или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда4 размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф, как и прелую с прежденис, является наиболее часто применяемой мерой отоетствен=- г ности за административные правонарушения, причем почти за все.

Лишение специальных прав — вид административных наказаний: В данном случае речь идет, конечно, о лишении не конституционных f или каких-либо иных прав, которыми граждане обладают непосредст­венно в силу закона, а только таких, которые решением компетентно­го органа предоставлены персонально данному конкретному лицу Пример тому — лишение водительских прав за грубые нарушения Правил дорожного движения, за управление автомашиной в состоя- | нни опьянения.

Конфискация как мера административной ответственности — это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в поль­зу государства веши, явившейся орудием или предметом совершения административного правонарушения. Конфискацию может назна­чить только суд или судья.

Наряду с конфискацией законодательством допускается в некотсь рых, правда, весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета. Так, нарушение правил приобретения, хранения и пользования охот* ничьими ружьями влечет штраф с изъятием оружия и возмещением его стоимости или без такового. Например, охотничье ружье переда­ется торгующей организации для продажи на комиссионных началах.


Г;и**5, Адаштстртпгеноег[р*»шаг^ен1«н 319

а вырученные от реализации деньги, за вычетом комиссионных, отда­ются бывшему владельцу ружья.

Мерой административного наказания является административный арест — кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных правонарушений, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. По­скольку административный арест есть хотя и кратковременное, но все же лишение свободы, применять такую меру разрешено только судьям (органы исполнительной власти и их должностные лица назначить административный арест не могут). Такая мера может быть применена за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению со­трудника милиции или военнослужащего, участвующих в охране об­щественного порядка, и за некоторые другие правонарушения.

Установлено и такое административное наказание — администра­тивное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принуди­тельном и кокгролир>^мом перемещении их через Государственную гра­ницу Российской Федерации за пределы России, а в случаях, пред>смат-ренных законодательством Российской Федерации, — в контролируе­мом самостоятельном выеще выдворяемых из Российской Федерации.

КоАП РФ введены новые административные наказания — дисква­лификация <ст ЗЛ1) и административное приостановление деятель­ности (ст. 3.12).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица пра­ва занимать руководящие должности в исполнительном органе управ­ления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдатель­ный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность но управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осущест­вляющим организацией но-распряднте л ьные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лкиа. к членам совета директоров, а также к лицам, осущестачяюшим предприниматель­скую деятельность, без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих пред*



320 Раздел V. Ддмикиарлтиююс прляо


ГЯт 5 Алмикистргггааж* правонарушение надытаисгрйтмвнаяотве^лкнностъ 321



принимательскую без образования юридического лица, юридических,, лиц или филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объек­тов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов дев* тсльности (работ), оказания услуг

Данное административное наказание применяется в случае угроза жизни или здоровью людей» возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) иодкарантинных объектов карантинными объ­ектами, наступления радиационной аварии или техногенной катает* рофы, причинения существенного вреда состоянию (или качеству окг ружающей среды. Эта мера применяется в случае совершения адми­нистративного правонарушения в области оборота наркотиков, а также в области противодействия легализации (отмыванию) доходов» полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток. Судья может досрочно прекратить исполнение этой меры административной ответственности, если бу­дет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием доя назначения данного административного наказания, устранены.

Процесс по дедам об административных правонарушениях менее сло­жен» чем уголовный, и вполне понятно почему Такие дела, как пради: ло, более просты» а ответственность в данном случае менее сурова, чем уголовная. Многие административные правонарушения очевид­ны и бесспорны; здесь обычно нет необходимости производить рас­следование, включать в процесс прокурора и защитника. В то же вре­мя эффективность административных наказаний в очень большой степени зависит от оперативности их назначения.

Административные правонарушения часто настолько бесспорны^ что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует фахт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и лаж* тут же приводит в исполнение это решение (например, взимая штраф на месте). Но. несмотря на относительную простоту процесс но делам об административных правонарушениях призван обеспечивать достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.

Лиио, привлекаемое к административной ответственности, наде­ляется широкими процессуальными правами: может знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридиче­ской помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика (если не владеет языком, на котором ведется производство); обжаловать постановление по делу Дело должно рас-сматривзться в присутствии липа, привлекаемого к ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: