Само существование многочисленных теорий развития человека, в том числе теории самоактуализации ставит человека перед экзистенциальным выбором, который заключается в том, что

или: человек признает такую возможность, и активно действует ради реализации своего проекта жизни; если ему в какой-то мере удается его реализовать, он обретает подлинную личность, спасается от внутренних конфликтов, внешние обстоятельства жизни перестают представать перед ним как препятствия или враждебные вмешательства и становятся инструментами и условиями его индивидуальной жизни;

или: человек не признает наличие такой возможности, и не вовлекается в реализацию своего жизненного проекта; в этом случае «его жизнь рассеивается в лишенных смысла обстоятельствах, делается бесполезной и становится более негативной, чем смерть» (Н. Аббаньяно).

Самоопределение по отношению к развитию в «этом» мире необходимо и в связи с существованием религии, заявляющей о существовании особой и в то же самое время общей, трансцендентной цели развития для каждого человека и для всего человечества. С точки зрения религии нормой является осознание каждым человеком своей трансцендентной цели в акте веры и неуклонное следование ей путем духовного развития. Аномалией, часто именуемой «грехом», с религиозной точки зрения является любое отклонение от этого пути и веры. Само наличие религиозной идеи в культурной среде человечества рано или поздно вынуждает каждого человека самоопределиться по отношению к религиозным ценностям, что возможно лишь при наличии высокого чувства ответственности за свою жизнь, жизнь своих ближних, и человечества в целом.

Развитие человека протекает на фоне многочисленных попыток определить эмпирически и задать нормативно параметры развития. В этом проявляется, с одной стороны, стремление каждого сознательного человека к свободному самоосуществлению в жизни. С другой стороны, это самоосуществление возможно лишь в мире, населенном миллиардами других людей, наделенных равными правами, и потому вряд ли желающими быть лишь фоном, декорацией для чьей-то самореализации. Поэтому общество вынуждено регулировать эту сферу различными методами через специально созданные институты. Меры регулирования должны обеспечить необходимые условия для максимально возможного развития каждого человека в данных реальных условиях. Это осуществляется через регулирование баланса между тем, что человек может получить от социума через его конкретных представителей в своей социальной ситуации; и тем, что он должен отдать социуму, принимая участие в воспитании детей, содействуя развитию других людей, присутствующих в его социальной ситуации. Преодоление реально существующих индивидуалистических тенденций неизбежно приводят к необходимому нормированию, подкрепляемому санкциями.

Представления о норме и отклонении от нее возникают в человеческой практике, они отражают требования общества к индивиду, процессам взаимодействия в обществе. Субъективные, групповые, субкультурные представления о норме и аномалии, психическом здоровье и болезни могут отличаться от общественно нормируемых. Процесс психологического консультирования имеет в фокусе момент несовпадения индивидуального и нормативного понимания нормы и ее значимости для общества.

Рекомендуемая литература:

1. 1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997

2. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000

3. 3. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000

4. 4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта, 1998

5. 5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. – М.: Флинта, 2000

6. 6. Бурлачук Л. Ф.., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998

7. 7. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – М.: Алетейя, 1999

8. 8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. – Н.Новгород: НГМА, 2000

9. 9. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999

10. 10. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. - / Сост. К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000

11. 11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Эксмо-пресс, 2000

12. 12. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995

13. 13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000

14. 14. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996

15. 15. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000

16. 16. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. – М., 1992

17. 17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992

18. 18. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Урал LTD, 1999

19. 19. Маслоу А. Психология бытия – М., 1997

20. 20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики – СПб., 1997

21. 21. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб., 1999

22. 22. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2000

23. 23. Петровский В.А. Личность в психологии – Р.-н.-Д.: Феникс, 1996

24. 24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: Инфра-М, 1998.

25. 25. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: Экспертное бюро, 1997

26. 26. Практическая психология образования. – Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Сфера, 1998

27. 27. Прикладная социальная психология. - /Под ред. А.Н. Сухова и А.Д. Деркача. – М., 1998

28. 28. Психология личности в трудах зарубежных психологов - /Сост. А.А. Реан, СПб.: Питер, 2000

29. 29. Психология личности в трудах отечественных психологов - /Сост. Л.В. Куликов – СПб.: Питер, 2000

30. 30. Психологическая диагностика - /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд. УРАО, 2000

31. 31. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.:Смысл, 1997

32. 32. Равен Дж. Педагогическое тестирование. – М.: Когито-центр, 1999

33. 33. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека – М.: Прогресс, 1998

34. 34. Рождерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997

35. 35. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. – М.: Наука, 1997

36. 36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998

37. 37. Рубинштейн С.Л. Человек и мир, - М.: Наука, 1997

38. 38. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1,2. - /Под ред. И.Н. Трофимовой и В.Г. Буданова – М., 1997, 2000

39. 39. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Academ A., 2001

40. 40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998

41. 41. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: УРАО, 1999

42. 42. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998

43. 43. Эрикссон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000

44. 44. Эрикссон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996

45. 45. Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. – М.: Русский мир, 1998

46. 46. Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997

47. 47. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: