Методы воздействия журналиста на чиновников, отказывающих в информации

Если при расследовании журналист установил, что лица, обязанные по закону предоставить ему необходимую информацию, уклоняются от этого, он может применить к ним некоторые приемы «стимулирующего» воздействия или использовать альтернативные пути получения такой информации, с тем чтобы нужные достоверные сведения все-таки оказались в его распоряжении. Вот как он может, например, поступить:

1). 1). Чиновнику, который не хочет дать ответ на интересующий СМИ социально значимый вопрос, журналист может заявить, что лично его, журналиста, данный вопрос не волнует. Но поскольку ответ на него хотят знать, скажем, читатели газеты, то издание вынуждено будет опубликовать рабочий телефон данного чиновника (с соответствующим комментарием), чтобы читатели сами могли позвонить ему и выяснить все, что необходимо.

2). 2). Предложить «носителю» информации дать официальную версию того процесса, к которому он имеет отношение, указав на то, что в противном случае придется просить об этом его руководство. Если эта версия будет получена, то из нее можно извлечь какую-то полезную информацию.

3). 3). Объяснить «носителю» информации, что публикация может стать хорошей рекламой его учреждения, если окажется, благодаря его помощи, объективной и достоверной.

4). 4). Обратиться с просьбой о соответствующей информации к конкурентам данной фирмы, данного учреждения. Они с радостью предоставят весь «негатив» на своего конкурента.

5). 5). Если готовится критическая публикация, то журналист, даже если и получит какую-то информацию, например, от руководителя компании, не должен ей доверять в полной мере. Следует обратиться за помощью к людям, недовольным работой этой компании, в частности к тем, кто был из нее уволен. Та информация, которую они дадут, может оказаться действительно ценной и достоверной (ее тоже надо дополнительно перепроверить).

6). 6). Если какое-то странное учреждение упорно скрывает информацию о своей деятельности, можно опубликовать, например, в газете, где работает журналист, небольшую реплику или письмо читателей по поводу данной «загадочной компании». Это может вызвать поток писем читателей, которые дадут ценные сведения для будущей статьи о «молчунах».

7). 7). Можно обратиться за помощью к своим коллегам, собратьям по перу. Это особенно значимо, когда журналист приезжает в командировку в незнакомый город. Корпоративный дух достаточно живуч, и местные журналисты могут снабдить его ценными сведениями.

8). 8). Нередко современные журналисты покупают информацию у своих «осведомителей» в пресс-центрах, у своих коллег и т.п. Хотя этот путь в известной степени предосудителен, тем не менее, социальная значимость информации может быть такой, что вынудит автора будущей публикации прибегнуть к нему.

Существует ряд способов преимущественно психологического воздействия на источник информации. Так, журналист может:

1). 1). попытаться убедить «источник» в важности публикации данной информации, выгодности этого для всех, в том числе и для самого «источника»;

2). 2). указать на законы, предписывающие всем не препятствовать журналисту в получении информации;

3). 3). обратиться с жалобой к начальнику «источника» информации или в вышестоящую инстанцию;

4). 4). известить о сложившейся ситуации свое редакционное руководство;

5). 5). предать гласности факт «зажима» информации;

6). 6). предупредить «источник» о том, что издание, в котором работает журналист, не будет в дальнейшем освещать деятельность учреждения, отказавшего в информации.

Журналист также имеет право обратиться в суд по поводу отказа в предоставлении кем-то информации. Но это предполагает длительное разбирательство. И даже если суд предпишет дать журналисту необходимые сведения, они могут уже давно устареть, стать неинтересными для аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: