Государственные и муниципальные финансы
В рамках программы учебной практике по дисциплине государственные и муниципальные финансы студент решает следующие задачи.
Задача 1.
Оцените состав, структуру и структурную динамику доходов бюджета Российской Федерации по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года (планового периода). Сделайте выводы о сбалансированности государственного бюджета, раскройте особенности бюджетной политики в отчетном году на основе показателей поступлений в бюджет, оцените ее результативность. Расчеты проводите в таблице 1.
Таблица 1. Состав и структура доходов государственного бюджета РФ
№ по порядку | Вид поступлений | 2012 (отчетный год) | 2013 (текущий год) | ||
млн.руб. | % к итогу | млн.руб. | % к итогу | ||
Налоги на прибыль организации | 375,8 | 3,18 | 352.2 | 2,92 | |
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ | 2228,0 | 18,86 | 2329.2 | 19,29 | |
Налоги на товары, ввозимые на территории РФ | 1713,0 | 14,5 | 1734.2 | 14,36 | |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2442,8 | 20,67 | 2554.8 | 21,16 | |
Гос.пошлина | 92,3 | 0,78 | 92.2 | 0,76 | |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обяз.платежам | 1,2 | 0,01 | 1.2 | 0,01 | |
Доходы от внешнеэк.деят-ти | 4962,7 | 5011.0 | 41,5 | ||
Итого налоговых налогов и т.д. | 11815,8 | 12074.8 | |||
Доходы от использ.имущества, наход.в гос.и муниц.собст-ти | 543,3 | 54,02 | 348.0 | 36,82 | |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 101,3 | 10,07 | 245.1 | 25,93 | |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат гос-ва | 131,5 | 13,07 | 134.7 | 14,25 | |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 120,4 | 11,97 | 106.3 | 11,25 | |
Административные платежи и сборы | 18,2 | 1,81 | 19.0 | 2,01 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 20,7 | 2,06 | 24.2 | 2,56 | |
Прочие неналоговые доходы | 39,4 | 3,92 | 16.7 | 1,77 | |
Безвозмездные поступления | 31,0 | 3,08 | 51.1 | 5,41 | |
Итого неналоговых налогов и т.д. | 1005,8 | 945.1 | |||
Итого (налоговые + неналоговые) | 12821,6 | 13019.9 |
Выводы:
|
|
Так как сбалансированность – это соотношение доходов и расходов. Исходя из рассчитанных нами данных за текущий и отчетный периоды, можно сделать вывод о том, что налоговые доходы в 2013 году увеличились по сравнению с 2012 годом. Однако, неналоговые доходы в 2013 году уменьшились по сравнению с 2012 годом. Но разница при этом незначительная, поэтому можно сказать о том, что бюджетная политика не показала значительных результатов. Бюджет можно считать сбалансированным, так как оценка состава федерального бюджета не показала отрицательных результатов, и следовательно профицит бюджета так же не наблюдается.
|
|
Задача 2.
Оцените состав, структуру и структурную динамику расходов бюджета Российской Федерации по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года (планового периода). Сделайте выводы о социально-экономической политике государства, оцените приоритетные направления расходования бюджетных ресурсов. Расчеты проводите в таблице таблице 2.
Таблица 2. Состав и структура расходов государственного бюджета.
Направления расходов | ||||
млр.руб | в % к итогу | млр.руб | в % к итогу | |
общегосударственные вопросы | 6,26 | 850,7 | 6,38 | |
обслуживание государственного и муниципального долга | 2,48 | 360,3 | 2,70 | |
национальную оборону | 1812,3 | 14,05 | 15,76 | |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 14,30 | 2061,6 | 15,45 | |
национальную экономику | 1968,5 | 15,27 | 1849,3 | 13,86 |
из нее на: | ||||
топливно-энергетический комплекс | 107,8 | 0,84 | 19,5 | 0,15 |
сельское хозяйство и рыболовство | 148,8 | 1,15 | 219,7 | 1,65 |
транспорт | 339,7 | 2,64 | 258,4 | 1,94 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) | 442,4 | 3,43 | 504,5 | 3,78 |
связь и информатику | 41,3 | 0,32 | 41,9 | 0,31 |
прикладные научные исследования в области | 229,1 | 1,77 | 265,3 | 1,99 |
национальной экономики | 132,8 | 1,03 | 140,6 | 1,05 |
другие вопросы в области национальной экономики | 526,6 | 4,09 | 399,4 | 2,99 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 228,5 | 1,77 | 177,5 | 1,33 |
социально-культурные мероприятия | 3859,7 | 29,94 | 3833,,1 | 28,73 |
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 599,4 | 4,65 | 668,1 | 5,01 |
Охрана окружающей среды | 22,5 | 0,17 | 24,3 | 0,18 |
Образование | 603,8 | 4,68 | 672,3 | 5,04 |
Культура,кинематография | 89,9 | 0,70 | 94,3 | 0,71 |
Здравоохранение | 613,9 | 4,76 | 3,76 | |
Физическая культура и спорт | 45,7 | 0,35 | 0,51 | |
СМИ | 77,5 | 0,60 | 77,3 | 0,58 |
Расходы – всего | 12890,7 | 13341,8 |
Из таблицы 2 видно, что расходы бюджета в 2013 году увеличились по сравнению. с 2012 на 3,5%.. Так в структуре расходов наибольшую долю занимают расходы на социальные нужды:наибольшее увеличение на национальную оборону, национальную экономику расходы увеличились на 15% в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Таким образом наиболее приоритетными направления расходования бюджетных средств является социальная сфера, оборона, национальная безопасность и поддержка национальной экономики.