Право на жизнь

Провозглашение в Конституции данного права требует от государства

соответствующей охраны и защиты, т.е. закрепления и реализации конкретных форм и

методов деятельности государственных, международных и общественных организаций,

направленных на предотвращение угроз жизни человека и создание условий его нормального

существования. Кроме Конституции РФ право на жизнь закреплено во всех демократических

конституциях мира, включая международные документы. В статье 3 Всеобщей декларации

прав человека 1948 г. провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на

личную неприкосновенность. Право на жизнь имеет каждый - от рождения до смерти.

Право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в

Конституции РФ, так и в отраслевом законодательстве, и прямо или опосредованно

направленных на поддержание и обеспечение жизни человека.

Во-первых, это конституционные гарантии, обеспечивающие достойную жизнь и

свободное развитие человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и

иные гарантии социальной защиты.

Во-вторых, это правовые нормы, определяющие границы применения опасных для

жизни и здоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы.

В-третьих, это меры ответственности, установленные за действия, причиняющие вред

жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Наибольшее

число этих мер закреплено в Особенной части Уголовного кодекса РФ, нормы которого

предусматривают ответственность за убийство, причинение опасных для жизни телесных

повреждений, оставление в опасности.

Перечисленные правовые средства, обеспечивающие право на жизнь, необходимы

также и для решений вопросов, связанных с неправомерными и правомерными

ограничениями данного права. К неправомерным ограничениям относятся вооруженные

конфликты, ядерная угроза, терроризм, преступность. К правомерным ограничениям,

применяющимся в условиях необходимости ограничить субъективное индивидуальное право

ради общего блага, других, более значимых в каждом конкретном случае категорий, среди

которых - интересы стабильного правопорядка, можно отнести: необходимую оборону,

крайнюю необходимость, эвтаназию, аборт и смертную казнь.

Смертная казнь - самая суровая мера наказания, заключающаяся в лишении человека

жизни. Она применяется только по приговору суда от имени государства и назначается за

очень узкий круг особо тяжких умышленных преступлений. Уголовный кодекс РФ относит к

таким преступлениям убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105),

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), лица,

осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство

на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). Допуская

возможность лишения жизни человека только в связи с исполнением наказания в виде

смертной казни, Конституция РФ устанавливает, что эта мера, во-первых, является

исключительной, а во-вторых, применяется временно - "впредь до ее отмены". Значит,

российское общество и государство в перспективе намерены отказаться от данного вида

наказания.

В настоящее время, начиная с 1996 года, действует мораторий на исполнение смертной

казни. Введение моратория связано с событиями, начавшимися в январе 1996 г., когда

Россия вступила в Совет Европы, который создал новую правовую ситуацию, поставившую

Россию перед необходимостью не только постепенно сокращать, но и полностью отменить

смертную казнь. При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Российская Федерация

обязана была через год подписать Протокол N 6, взяв на себя обязательство его

ратифицировать в течение 3 лет, т.е. не позднее первой половины 1999 г. Подтверждением

Россией своих намерений, высказанных при приеме в Совет Европы, стал Указ Президента

РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с

вхождением России в Совет Европы". В нем Правительству РФ было поручено в месячный

срок подготовить для внесения в Государственную Думу проект Федерального закона о

присоединении России к Протоколу N 6. Только в 1999 г. распоряжением Президента РФ N

267-рп был внесен проект Федерального закона "О ратификации Протокола N 6 к Конвенции

о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28

апреля 1983 года", однако дальнейших действий по его введению не последовало.

Тем не менее, с 1996 г. начал действовать мораторий на исполнение смертной казни,

который нигде не был опубликован и, соответственно, не является юридически

действующим. Таким образом, это еще раз подтверждает, что "в России вот уже несколько

лет действует нелегитимный мораторий, дезориентирующий суды, прокуратуру и другие

правоохранительные органы в борьбе с особо тяжкими преступлениями против жизни

людей, не только не способствующий, но, можно со всей ответственностью утверждать,

мешающий обеспечению законности и правопорядка". Такой мораторий не может

рассматриваться как мера, исключающая вынесение смертных приговоров. Более того, такое

решение противоречит нормам Уголовного кодекса РФ и может быть в любой момент

отменено судом общей юрисдикции как нелегитимное.

Из 43 государств - участников Протокола N 6 42 страны, отменившие у себя смертную

казнь, были готовы к такому шагу. И только Россия, уже несколько лет откладывающая

ратификацию Протокола N 6, по-прежнему отстает в этом вопросе от мирового сообщества.

Слишком медленно зреет в обществе осознание необходимости такого шага, хотя надо

признать, что по прошествии этих лет среди части россиян появилась и основательно

закрепилась точка зрения о полной отмене смертной казни.

Пока смертные приговоры не назначаются и не исполняются, Россия фактически не

вступает в противоречие с Протоколом N 6. А как известно, по ст. 18 Венской конвенции о

праве международных договоров 1969 г., если государство подписало договор, подлежащий

ратификации, но его не ратифицировало и вместе с тем не заявило о том, что принято

решение не ратифицировать подписанный договор, оно должно вести себя так, чтобы это не

противоречило данному договору. Таким образом, мораторий на исполнение смертных

приговоров соответствует Протоколу N 6. Это в то же время не снимает необходимости

реализации принципиального обязательства о полной отмене этой меры наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: