Из Закона «О СМИ»

Прежде всего надо определиться с видом периодического издания (газета, журнал, бюллетень, альманах, сборник), названием издания и языком (языками), на котором оно будет «разговаривать» со своими читателями.

Далее необходимо зафиксировать, кто является учредителем или соучредителями издания. Это могут быть государственные структуры; партии, общественные движения, некоммерческие структуры, конфессиональные объединения; редакционный коллектив; юридические лица; физические лица.

«Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган».

Из Закона «О СМИ»

Следующий шаг связан с определением в самом общем виде тематики издания. С точки зрения этого критерия периодическое издание может быть охарактеризовано как издания общего интереса (раньше такие газеты и журналы назывались общественно-политическими)[27], специализированные и узкопрофессиональные.

Специализированными называются издания, тематика которых связана с определенной сферой общественных отношений: политика, экономика, культура, спорт и т.п. К числу специализированных изданий можно отнести и отраслевые, то есть рассказывающие о том, что происходит, например, в металлургической промышленности или в сфере сельского хозяйства.

Узкопрофессиональными мы называем издания, тематика которых подчинена деловым интересам конкретной профессиональной группы: Например, журналы «Управление многоквартирным домом», «Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика», «Бухучет», «Санэпидемконтроль», «Лесной эксперт», «Заработная плата» (для экономистов и бухгалтеров, занимающихся вопросами оплаты труда) и т.д., и т.п.

Есть и более сложные классификации. Так, например, в книге«Типология периодической печати» выделены следующие типы изданий:

национальные (общероссийские), к ним относятся:

— массовые издания, программы, универсальные или специализированные, по функциям и тематике; их аудитория включает значительную часть населения, проживающего на всей территории страны;

— «качественные» издания, универсальные или специализированные по функциям и тематике; они адресованы представителям элиты, лицам умственного, организаторского труда. В их числе и деловые, обеспечивающие коммуникации между представителями бизнеса;

— издания, специализированные по отдельным аудиторным группам в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в других отраслях производства, образования, культуры, быта, адресованные представителям различных профессий и т.п. Они могут быть универсальными по функциям и тематике или специализированы по этим показателям. В их числе и активно развивающиеся в современных условиях корпоративные печатные СМИ;

— издания бульварного типа. Они ориентируются в значительной мере на психологию толпы, ее потребности, интересы, на более низкие уровни массовой психики;

— для возрастных групп: детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых;

— для женщин и/или мужчин;

— для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш»);

— для малых групп (семья, землячество, клуб);

— для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане);

— для членов и актива различных партий, профсоюзных, молодежных и др. организаций;

— для групп населения, выделяемых по другим признакам.

внутрироссийских и международных общностей:

— для населения федеральных округов;

— для этнических общностей, населения республик, автономных областей и национальных округов;

— издания краевых, областных, городских, районных территориальных общностей;

— для аудитории изданий, адресуемых работникам отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений науки, культуры, вузов и др.;

— для межэтнических, межтерриториальных групп;

— адресованные населению одного или нескольких экономических районов и другим общностям людей;

— транснациональные, глобальные издания (аудитория объединяет группы населения различных стран).

Внутри каждой из этих групп может быть дифференциация, которая группирует универсальные, а также специализированные по функциям и тематике издания и программы.[28]

Пример описания тематики издания [29]:

Газета «Moscow Inside»

Содержание газеты должно быть интересно для туристов, но отличаться от содержания путеводителей. Самые интересные и необычные факты о городе, его истории, практические советы, что посещать и какие необычные достопримечательности посмотреть. Целевая аудитория определяет тематику издания – это будет газета о Москве, ее архитектуре, жителях, буднях и праздниках. Взгляд на жизнь города должен быть не стандартизированным, а свежим, оригинальным. Читателям будет рассказано не только о привлекательной стороне города, но и о его недостатках. Они должны будут узнать жизнь Москвы изнутри, поэтому газета называется «Moscow Inside», или «Москва изнутри».

По критерию «территория распространения» издания могут быть межгосударственные,[30]; общенациональные (федеральные, центральные); региональные (республиканские, областные, краевые); местные (городские, сельские, окружные). С этой позицией также необходимо определиться на этапе разработке Программы издания, так как от территории распространения зависит выбор органа, в котором будут регистрироваться новое СМИ.

«Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, несколько краев и областей, - подается учредителем в Министерство печати и информации РФ;

на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, - подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и информации РФ.»

Из Закона «О СМИ»

Также на этапе разработки Программы издания надо зафиксировать периодичность его выхода (ежедневно, еженедельно, 2 раза в месяц, ежемесячно, 1 раз в квартал, 1 раз в полгода, 1 раз в год), ориентировочный объем, формат и планируемый тираж.

Кроме того, необходимо определиться с источниками финансирования, в том числе обозначить будет издание платным или бесплатным.

Факультативный раздел.

Во вторую часть программы создатели концепции включают такие базовые признаки, по которым государство не требует информации, но которые чрезвычайно важны для определения вектора развития СМИ и разработки конкретных моделей организации работы.

Это, прежде всего, правовой статус, который определяет форму собственности на имущество и другие активы медиапредприятия. Возможны следующие виды правового статуса:

1) частное (единоличное предприятие, партнерское предприятие, где деятельность регулируется договором; корпорация, где владение отделено от управления);

2) муниципальное (государственные учреждения, предприятия; федеральные органы власти: МУ — муниципальное учреждение, УМУ — унитарное муниципальное учреждение);

3) общественное (общественная организация, которая будет учредителем).

Целесообразно также дать характеристику издания по аудиторному признаку, то есть определиться с тем, кого авторы концепции видят в качестве своих читателей. С этой точки зрения издания могут быть универсальными (т.е. предназначенными для всех людей, проживающих на территории распространения издания) или ориентированными на различные аудиторные группы (по полу, по возрасту, по социальному статусу, по интересам и т.д.). В этом случае в Программе издания надо отчетливо прописать целевую аудиторную группу.

Пример.

Журнал «Неоновое Небо»

Целевая аудитория: жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Киева

Характеристика целевой аудитории:

§ возраст – от 18 до 30 лет;

§ личности «талантливой сборки» (поэты, музыканты, писатели, художники и др.);

§ «среда обитания»: студенческая, молодежная, андеграунд;

§ яркие, интересные, деятельные и целеустремленные;

§ малоизвестные, но творческие и готовые к общению, сотрудничеству с публикой;

§ чем-то серьезно увлечены (музыка, путешествия, спорт, и др.).

При разработке Программы издания важно точно сформулировать целевое назначение, т.е. обозначить, какой набор функций будет осуществлять СМИ. Напомним, что в качестве основных функций можно рассматривать следующие:

nИнформационная - получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан событиях.

nКоммуникативная - содействие эффективному общению, обмену информацией, т.е. обеспечению социальной коммуникации как индивидуальной, так и между социальными группами.

nОбразовательная - сообщение гражданам знаний, позволяющих им адекватно оценить и упорядочить сведения, получаемые из СМИ и других источников.

nВоспитательная (социализация) - содействие усвоению человеком существующих в обществе норм, ценностей и образцов поведения.

nКультурно-просветительская (культуроформирующая) - участие в распространении культурных ценностей, образцов общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

nИдеологическая - создание комплекса мифологем, стереотипных образов действительности в силу того или иного социального заказа.

nФормирование общественного мнения - транслирование обществу отношения к той или иной политической, социальной, экономической или иной акции, того или иного события, явления.

nОтражение общественного мнения - предъявление реакции общества на ту или иную политическую, социальную, экономическую или иную акцию, на то или иное событие, явление.

nКритика - критическое рассмотрение субъектов всех уровней различных сфер деятельности и принимаемых ими решений, а также деятельности СМИ.

nКонтроль - выставление юридической и моральной оценки тем или иным событиям и лицам; контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения.

nМодератор диалога - создание среды для равноправного диалога между различными социальными группами, в ходе, которого могут разрешаться социальные противоречия и конфликты.

nИнновационная - инициирование изменений в общественной жизни путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.

nКонсолидирующая - выявления общего, консолидирующего в обществе за счет анализа множества фактов и всего спектра мнений, оценки процессов и тенденций.

nИнтегративная - обеспечение представителям различных общественных групп возможности находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

nОрганизаторская - непосредственное вмешательство в жизнь, воздействие на социальные институты, влияние на общественные процессы, побуждение людей к определенным действиям (или сознательному бездействию).

nФункция снятия напряжения (рекреативная).

nРекламно-справочная.

Пример.

Журнал «Маленький калужанин»

Целевое назначение:

§ Подробное и последовательное знакомство детей с родным городом (его история, увлекательные факты, знаменитые калужане, интересные события и т.д.), способствующее их патриотическому воспитанию.

§ Знакомство детей с другими российскими городами с интересной и богатой историей, способствующее расширению их кругозора.

§ Сообщение детям об актуальных и интересных для них событиях, происходящих во всем удивительном мире (необычные природные явления, новейшие замечательные изобретения и т.д.), позволяющее малышам быть в курсе последних новостей.

§ Развитие эрудиции маленьких калужан (умение правильно говорить, обучение разгадыванию головоломок и кроссвордов, знакомство с известными людьми и т.д.).

§ Развитие творческих навыков детей (организация конкурсов на лучший рисунок, лучшую поделку, интересную фотографию и т.д.).

§ Организация общения между калужскими детьми (внутрижурнальная переписка ребят, знакомства по интересам).

§ Знакомство детей и их родителей с интересными для них событиями, которые будут происходить в городе (выставки, концерты, конкурсы, соревнования и т.д.).

Далее необходимо определить содержательные особенности издания. С точки зрения этого критерия СМИ может быть качественным, массовым или бульварным[31] (правда, сами редакции не любят, когда их издание обозначают этим понятием, предпочитая называться массовыми или популярными). Показателями качественного издания может быть наличие в нем материалов, в которых рассматриваются серьезные проблемы, причем уровень рассмотрения достаточно глубокий, авторами являются высокопрофессиональные журналисты, признанные специалисты и ученые, деятели культуры и т.д. Публикуемые тексты отвечают всем канонам журналистики, логичны и убедительны, а язык, которым они написаны, безупречен как с лексической, так и со стилистической точек зрения. Массовые издания, как правило, ориентируются на универсальное содержание и неспециализированную аудиторию. Используют литературно-разговорный язык, избегают использовать сложные образы и не всем доступные понятия. Для обозначения бульварных изданий, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, сексе иногда используют такие понятия, как «желтая пресса», «таблоид». Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Учредители таких изданий не ставят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибыли, т.е. это чисто коммерческие издания.[32]

Пример.

Журнал ''Moscow Lights''

Издание можно отнести к глянцевой журналистике в силу значительной развлекательной составляющей, однако контентное наполнение отличается от глянцевой журналистики большим количеством проблемных материалов и серьезной тематикой.

С содержательными особенностями издания тесно связан такой критерий, как качество исполнения (имеется в виду и наличие оригинальных оформительских решений, и, безусловно, полиграфическое исполнение, качество бумаги и иллюстраций). В рамках этого критерия издания можно разделить на элитные, стандартные и «ширпотреб».

Необходимо определиться и с позицией издания, отражающей степень его заинтересованности в продвижении какой-то темы, личности или точки зрения.

Пример.

Журнал ''Moscow Lights''

Журнал будет привлекать внимание иностранцев к Москве как к уникальному общественно-историческому явлению, но не как к оплоту «российской державы». В материалах не будет «ура-патриотических» ноток (если таковые не будут включены в индивидуальный стиль автора публикации), и издание не преследует никаких политических целей.

Примеры Программ издания:

1. Журнал «Оглянись!»

Учредитель

ЗАО «Редакция журнала «Оглянись!».

Аудитория

Активные и любознательные жители города, а также гости столицы, в возрасте от 16 до 60 лет.

Тематика

Это специализированный журнал о прошлом, настоящем и будущем городских улиц, зданий, парков, скверов, дворов и переулков. В нем можно найти как интервью с интересными жителями, очерки о жизни примечательных людей, так и сообщения о том, что происходит и только собирается происходить в городе, а также рецензии на книги, спектакли и репортажи из различных мест города.

Содержательные особенности

Качественное издание.

Целевое назначение

Просвещение и информирование людей, помощь в ориентировании в городе и его культурной жизни. (Журнал должен быть одновременно и справочно-информационным, и развлекательным (причем качественным) изданием).

Позиция

Независимое издание.

Периодичность

Ежемесячное издание.

Территория распространения

Москва.

Цена

20 - 25 рублей.

Качество

Элитное издание. Качество исполнения высокое: глянцевая мягкая обложка, хорошая, белая, глянцевая бумага (чуть похуже, чем у женских и мужских глянцевых изданий), качественные фотографии, достоверная, проверенная информация, добытая непосредственными сотрудниками журнала.

2. Журнал «Личный адвокат»

Учредитель. Частное лицо.

Аудитория. Среднее звено среднего класса. Мужчины и женщины в возрасте от 35 до 50 лет. Больший акцент делается на женскую аудиторию. Преимущественно жители городов. Имеют высшее образование и занимаются интеллектуальным трудом. Они думают о своем будущем, скорее индивидуалисты.

Тематика. В журнале рассматриваются популярные юридические вопросы, но статьи написаны доступным языком. Журнал должен освещать повседневные юридические вопросы. Кроме того, для усиления развлекательной функции многие юридические моменты иллюстрированы историями из жизни.

Содержательные особенности. Массовое издание.

Целевое назначение. Развлекать, информировать.

Позиция. Журнал-помощник, напоминающий о своей заботе о читателе.

Периодичность. Раз в месяц.

Территория распространения. Российская Федерация (общенациональное издание)

Рекомендуемая цена – 30 рублей.

Качество исполнения. Журнал полноцветный, иллюстированный, печать офсетная, бумага глянцевая, обложка не ламинированная, переплет выполнен скрепками.

3. Журнал «Lumière» (сокращенно «L»).

1. Учредитель: ИД Independent Media.

2. Язык: русский.

3. Целевое назначение: информировать, просвещать и развлекать аудиторию в рамках кинотематики.

4. Аудитория: творческая, «продвинутая» молодежь, интересующаяся искусством, - школьники, студенты (15-25 лет), и более взрослые люди, имеющие средний и высокий уровень доходов, активную жизненную позицию, либеральные ценности, интерес ко всему прогрессивному, – «белые воротнички», предприниматели (25-45).

5. Тематика: журнал «L» предлагает своему читателю самую важную свежую информацию о кинематографе. Последние новинки мирового и российского кинопроката, значимые личности (актеры, режиссеры, продюсеры, т.д.), мейнстримовские и альтернативные арт-фестивали, ведущие киноплощадки, ретроспектива культовых фильмов, тенденции развития киноиндустрии – все это находится под призмой пристального внимания «L». Абсолютная эксклюзивность материалов «L» гарантирует его уникальность среди нишевых изданий. Журнал также обеспечивает свою аудиторию самой подробной информацией о расписании всех кинотеатров Москвы с анонсами выхода всех фильмов на ближайший месяц.

6. Содержательные особенности: хлесткий, ироничный, яркий стиль материалов, высокий уровень профессионализма в сочетании с доступным широкой аудитории языком. В «L» Вы не встретите узкоспециализированных киноведческих терминов. Мы пишем о сложном понятно и интересно.

7. Качество исполнения: «новый» стиль – симбиоз классического и «хулиганского» оформления.

8. Профессиональная позиция: журнал «L» не занимается созданием и публикацией оплаченных сторонними лицами и организациями творческих материалов так же, как и не является площадкой для скрытого пиара и продакт-плейсмента. «L» выражает собственную, независимую точку зрения и категорически не приемлет любого давления со стороны кого бы то ни было. Высокий уровень подготовки сотрудников в сочетании с креативностью и профессиональным эпатажем (и в текстах, и в дизайне) работают на респектабельность журнала, который дорожит своей репутацией. «L» не вмешивается в политику, даже если она порой тесно связана с околокинематографическими событиями. Тем не менее, это не мешает журналу высказывать свое принципиальное мнение относительно эстетико-идеологических особенностей фильмов.

9. Формат: large/quarto/bedsheet (213 х 276).

10. Периодичность: 1 раз в месяц.

11. Территория распространения: СНГ.

12. Розничная цена номера: 120 руб.

4. Газета «ПРОтвинская неделя»

Учредитель

ООО «Редакция газеты «ПРОтвинская неделя»

Аудитория

Универсальное издание. Постоянная аудитория – те, кому не безразлична судьба города, в котором он живет. Переменная аудитория – те, кому интересно определенное событие, освещенное в газете, в котором он принял участие.

Тематика

Издание общего интереса, затрагивающее различные стороны городской жизни.

Содержательные особенности

Качественное издание.

Целевое назначение

Достоверное освещение происходящих в городе событий и помощь жителям города в решении актуальных проблем. Газета как зеркало города.

Позиция

Независимое издание.

Периодичность

Еженедельная газета, выходящая в среду. Такая периодичность обусловлена, во-первых, тем, что городская жизнь не настолько насыщена событиями, чтобы можно было выпускать ежедневное издание, а во-вторых, тем, что, по статистике, газеты раскупаются активнее в рабочие, а не предвыходные дни.

Территория распространения

Местное издание, распространяемое на территории города.

Цена

Платное

Качество исполнения

Цветное издание, что станет наглядным преимуществом на фоне черно-белых конкурентов.

1.3. МОДЕЛИ ИЗДАНИЯ

Опираясь на программные характеристики издания, можно приступать к разработке конкретных моделей.

Что же такое модель?

Словарь Ушакова толкует это слово так: «МОДЕЛЬ 1. образец, образцовый экземпляр какого-н. изделия (спец.). Модель товара. Модель платья. 2. Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-и. сооружения (тех.). Модель машины. 3. Тип, марка, образец конструкции. Автомобиль новой модели. 4. Натурщик, натурщица, какой-н. предмет, служащий материалом для художественного воспроизведения, изображения (искус.). 5. В литейном деле - образец для изготовления формы, в которой должен отливаться какой-н. предмет (тех.), 6. Геометрический чертеж, схема для пояснения какого-н. физического явления или процесса (науч.). Модель строения атома, 7. перен. О ком-чем-н., служащем примером, образцом каких-нибудь действий. Это - модель для подражания.» [33]

В нашем случае модель – это некий шаблон для оптимального выстраивания процесса изготовления информационного продукта, опирающийся на технологическую основу[34]. Совокупность моделей издания составляет тактику редакционного коллектива.

Для полноценного функционирования печатного издания надо иметь как минимум три модели: содержательную, оформительскую (дизайнерскую) и организационную.

Содержательная модель

Содержательная модель издания дает ответы на следующие вопросы:

1. О чем будут повествовать публикации издания (предметное наполнение)? Журналистские материалы могут быть посвящены событиям (явлениям), конфликтам (проблемам), персонам (людям, вызывающим повышенный общественный интерес). Обычно предметная специфика издания как раз и определяется соотношением этих трех типов материалов.

2. Что именно будет говориться в тексте по поводу того, о чем в нем сообщается, какие смыслы будут предлагать авторы издания своим читателям. Это могут быть бесстрастные описания событий и явлений, это могут быть объяснения этих событий и явлений; это могут быть эмоциональные оценки; это могут быть программы решения социальных проблем или конфликтов. Доминирование какого-то из этих способов воспроизведения действительности определяет особе лицо издания.

3. Каким образом будут объективироваться в тексты попавшие в поле зрения журналистов информационные поводы? Какие выразительные ресурсы будут использованы для воссоздания событий, описания конфликтов или персон, установления контакта с аудиторией, обеспечения восприятия и понимания содержания? Первой выразительной системой, которой пользуется журналист, является родной для аудитории язык; вторая выразительная система журналистики включает в свой состав факты, образы культуры и этические постулаты; третья выразительная система связана с управлением повествовательной структурой (композицией) текста.

Практика показала, что содержательная модель издания обычно состоит из следующих компонентов:

§ Тематические направления;

§ жанровая палитра;

§ модальность материалов (знак информации);

§ локальность материалов;

§ источники информации;

§ лексико-стилистические особенности[35].

Тематические направления

Формируя содержательную модель, необходимо сформулировать перечень тем, которые будут регулярно появляться в данном издании, и выстроить их иерархию. Например, для городской газеты общего интереса могут быть предложены такие темы (в порядке убывания значимости):

1) положение в социальной сфере;

2) экономическая ситуация в городе;

3) политическая и общественная жизнь;

4) состояние городского хозяйства;

5) культурная жизнь;

6) экологическая проблематика;

7) криминальная тематика;

8) литературные и развлекательные материалы;

9) спортивная жизнь.

Жанровая палитра

Жанр – это форма отражения действительности, выраженная в виде журналистского произведения, созданного на основе выработанных профессиональной средой образцов.

При описании или определении жанровой палитры можно пользоваться классической системой жанров[36]:


Информационные жанры Аналитические жанры Художественно-публицистические жанры
Хроника Заметка (короткая и расширенная) Интервью (монолог, диалог, беседа) Отчет (общий, тематический, с комментариями) Путевые заметки Обозрение Репортаж (событийный, тематический, постановочный) Корреспонденция Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая) Обзор Рецензия (литературная, кино, театральная) Очерк (сюжетный, описательный) Зарисовка Фельетон Памфлет

Можно воспользоваться рекомендацией практиков, которые предлагают следующую классификацию жанров[37]:

Информационные жанры Аналитические жанры Художественно-публицистические жанры
Информация (“новость”, “информационное собщение”) Заметка Корреспонденция Репортаж Интервью Комментарий Отчет Опрос Вопрос-ответ Совет Пресс-релиз Некролог Отчет Корреспонденция Интервью Беседа Круглый стол Комментарий Анкета Мониторинг Рейтинг Рецензия Статья Журналистское расследование Обозрение Прогноз Версия Эксперимент Письмо Исповедь Рекомендация Очерк Фельетон Памфлет Пародия Сатирический комментарий Житейская история Легенда Эпитафия Анекдот Шутка Игра

Можно также исходить из жанровой палитры, разработанной в Независимом институте коммуникативистики:

Фактографиические (новостные, документаль-ные) Комментарийные Аналитические (публицистические)
монологи-ческие диалогиче-ские исследова-тельская публици-стика художествен-ная публицистика
Заметка Отчет Репортаж Глосса (реплика) Коммента-рий Письмо Обзор Обозрение Интервью Беседа Дискуссия Корреспонденция Статья Рецензия Журналист-ское расследование Зарисовка Очерк Исповедь Пародия Фельетон Памфлет

Можно, в принципе, воспользоваться любой классификацией. Важно, чтобы в редакции была выработана какая-то позиция по этому поводу и чтобы не возникало ситуации, когда в одном номере идут сплошь тяжеловесные занудные статьи, а в другом – одни репортажи.

Выбор жанра в средствах массовой информации определяется многими факторами, среди которых наиболее значимыми можно считать следующие:

· позиция автора, которая связана с системой нравственных, социальных оценок, его симпатиями и антипатиями, а также с позицией издания;

· характер объекта или явления, которые приходится отображать журналисту;

· конечная цель материала (проинформировать, убедить, пригласить к обсуждению и т.д.), которая определяется миссией и программными положениями издания и др.

Модальность материалов (знак информации)

Модальность отражает отношение журналиста (или издания) к излагаемой информации и бывает:

- нейтрально-информационная (автор сообщает читателям только факты, не выражая при этом своего отношения к ним);

- положительная (в материале – чаще всего комментарийном – присутствует отчетливая позитивная оценка отражаемых фактов, событий, явлений, персон);

- отрицательная (в материале – чаще всего комментарийном – выражена негативная оценка описываемых фактов, событий, явлений, персон);

- проблемная, или разноплановая (автор материала неоднозначно оценивает описываемое, чаще всего этот знак информации характерен для аналитических материалов).

Локальность (географический охват, территориальная принадлежность) освещаемых фактов, событий, явлений, конфликтов:город; районы края, области; край, область; Россия; Мир.

Источник информации:авторские материалы; редакционные материалы; сообщения информагентств; официальные документы; перепечатка из другого издания, заимствование из интернета и др.

Лексико-стилистические особенности (издания в целом, а также отдельных авторских материалов).Сюда относятся:

Лексические особенности:

§ использование канцеляризмов и штампов;

§ употребление устаревших слов и неологизмов;

§ соотношение литературной и разговорной лексики.

§ использование выразительных ресурсов языка (в т.ч. пословиц, поговорок, цитат и др.).

Синтаксические особенности (выбор синтаксических конструкций).

Стилистические особенности:

§ соответствие газетному стилю;

§ соотношение различных стилей;

§ соответствие материалов тому или иному жанру.

Композиционные особенности (структура материалов).

Примеры содержательных моделей

1. Еженедельный студенческий журнал «О’КОМ»

1) Тематическое направление

- новости, касающиеся образования, досуга студентов

- репортажи со студенческих мероприятий

- истории успеха знаменитостей, закончивших определенный вуз, воспоминания о студенческих годах.

- конкурсы, проводимые совместно с туристическими компаниями, кинотеатрами и т.д.

- рубрика о путешествиях - обзор мест, которые будут интересны студентам (поездки по студенческим тарифам)

- досуг и как его можно проводить

- рубрика о здоровье. Проблемы, возникающие в подростковом возрасте.

- рубрика о спорте. Розыгрыш билетов на какие-то чемпионаты.

- рубрика «Наши в городе» – фото читателей, одетых по определенному стилю, имеющих одинаковые увлечения и т.д.

- рубрика «Обратная связь» – ответы на письма читателей

- новинки электроники, техники, облегчающей студентам жизнь.

2) Оживление контента

- организации конкурсов, акций, развлекательных мероприятий

- постоянная работа с читателями, наличие обратной связи.

3) Модальность материалов

- положительные

- нейтральные.

4) Жанровая палитра

- статьи

- репортажи

- интервью

- отчеты

- фотоотчеты

- вопрос-ответ

- опрос.

5) Локальность материалов

- город

- область

- Россия

- дальнее зарубежье.

6) Авторство материалов

- штатные

- внештатные сотрудники

- акцент на привлечение студентов-внештатников.

7) Лексико-стилистические особенности

- литературный язык с использованием молодежной лексики.

2. Журнал «Не Я»

Тематика: уникальный журнал, главной и единственной темой которого являются психические расстройства. В журнале вы найдете интересные факты о психиатрии, статистику, современные исследования в этой области, рассказ об исторических личностях, имевших отклонения, интервью с известными психиатрами и психоаналитиками (в каждом номере – гость номера), советы и рекомендации, телефоны экстренной помощи, тесты. Публикация фотографии и рисунков, сделанные психически больными людьми.

Жанры материалов: в форме статей, обзоров, интервью, кратких сообщений, писем в редакцию, фотографий и рисунков. Редакция после получения материалов, редактирует их и согласовывает окончательный вариант с автором.

Авторы: штатные и внештатные сотрудники, специальные корреспонденты за рубежом возможны, но уже после раскрутки журнала.

Источник материалов: штатные и внештатные авторы, тексты из Интернета, переводные материалы из зарубежных изданий.

Основные рубрики: «Ото всюду», «Гость номера», «Познай», «История из истории», «На приеме», «Своими глазами».

Локальность материалов: информация не только по России, но и другим странам.

3. Журнал «Lumière»

1. Тематические направления/разделы/рубрики:

1) «В фокусе» (свежие новости кинематографа);

2) «Письмо редактора» (главный редактор журнала в свободной форме излагает свои мысли относительно актуальных тем и проблем киноиндустрии; т.е. он вовсе не должен давать анонс содержания журнала, но, подобно флагману, главред задает настроение номера в яркой, индивидуальной манере);

3) «Box-office» (рейтинги кассовых сборов фильмов в России и в мире за прошлый месяц, т.е. все лидеры кинопроката, представленные в виде инфографики – таблиц, схем, рейтинговых диаграмм);

4) «Persona» (название рубрики апеллирует к знаменитому фильму Ингмара Бергмана «Persona»: каждый номер «L» выбирает человека месяца (актера, актрису, режиссера и т.д.), который чем-либо отличился (получил «Оскара», выпустил долгожданный фильм в прокат, вернулся в профессию после перерыва и т.д.). В рубрике публикуется его интервью и фотосессия (его же фотография помещается и на обложке номера);

5) «Ретроспектива» (историческая рубрика, в которой «L» вспоминает знаковые имена, фильмы, события, приуроченные к актуальной дате, которые могут быть представлены в виде воспоминаний современников, статей, интервью, очерков);

6) «Кинособытие» (освещение различных кинофестивалей в виде статей, репортажей, интервью, с большими иллюстрационными комплексами-фотоотчетами);

7) «Синематека» (обзор новинок кинопроката будущего месяца);

8) «Opinion» (здесь публикуются большие рецензии на премьерные фильмы кинопроката);

9) «БлогПост» (комментарии, лучшие читательские рецензии на фильмы и пр. с сайта журнала);

10) «Pulp fiction» (название рубрики апеллирует к культовому фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво»: своеобразный антихит-парад фильмов прошлого месяца, в задиристо-ироничной манере рассказывающий о кинолентах, которые благодаря своему профессионально-эстетическому уровню заслуживают антипремию «Золотая малина»);

10) «Киноцитата» (подборка лучших киноцитат месяца с кадрами из фильмов);

11) Беседа (с «плавающим» названием рубрики – по имени героя; обсуждение трендов развития кинематографа и конкретных персоналий с интересными, творческими людьми, имеющими непосредственное отношение к кино – от профессиональных киноведов до именитых режиссеров, кинопрокатчиков, продюсеров, сценаристов; иногда в форме дискуссии нескольких спорящих человек);

12) «Кадр» («L» вспоминает лучшие кадры из культовых фильмов);

13) «Прожектор» (репортажи с различных съемочных площадок);

14) «Арт-хаус» (статьи, рецензии, интервью, репортажи, посвященные малобюджетному авторскому кинематографу – не только в России и странах СНГ, но и даже в экзотических кинематографиях, которые в последнее десятилетие имеют неизменный успех на международных кинофестивалях);

15) «Citizen Kane» (название рубрики апеллирует к известному фильму Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», главный герой которого является прототипом медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста: статьи, в яркой, авторской манере рассказывающие о «кухне» кинопроизводства, законах функционирования национальных киноотраслей, политике присуждения ведущих кинопремий мира и т.д. То есть здесь главный вектор повествования смещен с эстетических позиций кинематографа на экономические);

16) «Афиша» (расписание московских кинотеатров).

2. Модальность материалов зависит от оценки того или иного события/фильма/роли, пр. Это может быть нейтрально-информационная оценка при изложении последних новостей киноиндустрии. В материалах аналитического характера модальность может быть как положительной, так и критической. Часто, оценивая фильм, а вместе с ним и воссозданную на экране реальность, «L» может обращаться к важным социокультурным вопросам современности, т.е. к проблемной модальности. Однако, в целом, журнал тяготеет к сбалансированности отрицательной и положительной оценки, так как для него важно не только информировать, но и развлекать. В процентном соотношении типология модальности материалов будет выглядеть приблизительно следующим образом:

- нейтрально-информационные материалы ~ 30 %

- положительные материалы ~ 30%

- критические материалы ~ 30%

- проблемные материалы ~ 10%.

3. Жанровая палитра материалов широко представлена:

- фактографические материалы (заметки, репортажи, рейтинговые списки/хит-парады) ~ 30%

- содержащие комментарий (корреспонденция, интервью, беседы) ~ 30%

- аналитические (статьи, рецензии, обзоры, очерки) ~ 40%.

4. Географический охват информации – мировой. Журнал «L» не ограничивается событиями внутрироссийского характера. Наоборот, «L», главным образом, отображает тенденции мирового и европейского масштаба. Это связано, в первую очередь, с тем скромным местом, которое российский кинематограф занимает в современном глобальном кинопроцессе. Поэтому журнал «L» может быть интересен русскоязычной аудитории не только в России, но и в других странах СНГ.

5. Характер материалов в журнале:

- авторский ~ 80%

- редакционный ~ 15%

- сообщение информагентств ~ 1%

- заимствование из Интернета (в т. ч. комментарии читателей с сайта «L») ~ 4%.

6. Лексико-стилистические особенности журнала обусловлены стремлением делать доброкачественные материалы (высокий уровень грамотности, мастерство владения словом, внимание к фактам и цифрам, живой язык) в индивидуализированной, яркой, ироничной, порой эпатажной манере. Поэтому стиль авторских материалов допускает уместное использование разговорной лексики, а также молодежного сленга, варваризмов и экзотизмов (в расчете на «продвинутую» аудиторию, которая хорошо знает английский язык и не будет обескуражена употреблением распространенных калькированных иноязычных слов). Журнал также допускает использование обсценной лексики, но лишь в том случае, если это будет действительно обосновано (например, для создания полноценного речевого портрета интервьюируемого (который не стесняется в выражениях) или для эмфатически мотивированной лексической конструкции).

Кроме того, авторский стиль текстов предполагает использование всей палитры художественных тропов (сравнений, метафор, олицетворений, метонимий, гипербол и т.д.). Текст каждого автора должен быть распознаваем читателем по стилю, как голос хорошего певца – по тембру. И, конечно, любой материал (кроме строго информационного, например, заметки) должен вызывать при прочтении эмоции – смех, удивление, сочувствие, сопереживание и др. Поэтому живой язык, точный подбор лексических средств выразительности, мастерство владения словом задают высокую планку для профессионального уровня авторов (помимо непосредственного знания тематики).

В жанре репортажа важно внимание к детали, умение воссоздавать динамику события, органично использовать разговорную лексику для стилизации обыденной речи.

В жанре интервью приветствуется принцип свободного плавания, то есть дружеско-неформального общения, когда разговор течет не по строго заданному фарватеру заранее составленных вопросов, а естественным ходом. Именно такой принцип позволяет в полной мере «раскрыть» личность интервьюируемого, создавая максимально уютную атмосферу для общения «без галстуков». Притом важно сохранять некоторые речевые особенности интервьюируемого, даже если это стилистически/грамматически неправильные выражения или слова-паразиты. Интервью/беседа не должны выглядеть выхолощенными, «приглаженными», нарочито отредактированными.

Рецензии (при всем уважении к авторам, в профессионализме которых никто не сомневается) не должны походить на инопланетные послания узкопосвященной горстке людей, которые говорят на киноведческом арго. Любое употребление слов-профессионализмов должно рассматриваться очень осторожно, в приемлемых пределах для широкой аудитории, которая относится к категории зрителей, а не критиков. Живой язык, индивидуальный стиль допускают использование (но не злоупотребление) стилистически сниженной лексики, которая в авторских текстах выполняет функцию деформализации и умеренной демократизации речи.

4. Журнал «DANCER club»

Журнал задуман как путеводитель в мире танца. Соответственно, основная его тематика – танец и все, что с ним связано: новости танцевального мира, фоторепортажи с танцевальных соревнований, анонсы выступлений известных танцевальных коллективов, интервью со знаменитыми танцорами и хореографами, происхождение и история национальных танцев народов мира, материалы о философии и пользе танца, иллюстрированные «уроки танцев» (в качестве «приложения» - тематических CD-диски с записью мастер-классов по различным видам танцев), советы начинающим от профессионалов танца, информация о школах танца и о проводимых мастер-классах, гид по магазинам танцевальных товаров Москвы и Санкт-Петербурга.

В материалах издания освещаются важнейшие «танцевальные» темы и события, имеющие место как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах России, а также за рубежом.

Модальность большинства материалов – положительная или нейтральная. Однако допускаются отдельные критические публикации.

Жанровая палитра публикаций разнообразна: в журнале присутствуют материалы фактографических жанров (заметка, репортаж, анонс), материалы, содержащие комментарий (корреспонденция, интервью) и аналитические публикации (статья, очерк, обзор). Также важное место в журнале занимают фоторепортажи.

Большинство материалов в журнале – авторские. Присутствуют также редакционные материалы, в том числе колонки редактора. Перепечатка материалов из других изданий, в том числе зарубежных, допускается в крайнем случае и с обязательного разрешения редакции.

Язык журнала – русский литературный, жаргонная и ненормативная лексика не допускаются, за исключением профессиональных жаргонизмов, используемых в танцевальной среде. Допускаются эксперименты со стилем.

5. Журнал «Moscow Lights»

Содержательная модель издания должна полностью соответствовать изначально поставленным задачам. В номере не должно быть материалов, не вписывающихся в тематику издания.

Тематические направления (рубрики):

ü Mosnews - информационный блок, посвященный различным актуальным событиям, громким премьерам, крупным культурным и общественным мероприятиям, акциям. Помещается всегда в начале номера после обращения редактора и рекламных материалов. Вместе с информационными сообщениями возможна публикация кратких интервью со звездами (к примеру, блиц-опросы на заданную тему) или цитат-комментариев. Как минимум 50 процентов текста должно сопровождаться фотографиями или иллюстрациями.

ü Mospeople — о людях столицы — в интервью, комментариях, статьях. Интервью с главной персоналией номера должно быть опубликовано на русском и английском языках. Персоналией может стать и звезда, и любой другой человек, который на данный момент оказался в центре внимания. Желательно организовывать периодически (не в каждом номере, но не менее 5-6 раз в год) соцпроекты — опросы людей определенных профессий, рода занятий, увлечений и т.п. В таком случае интервью с персоналией можно не публиковать.

ü Moscow past — обязательная рубрика каждого номера. В материале необходимо рассказать об истории определенного района, улицы, здания Москвы. Материал может строиться в произвольной форме и желательно, чтобы каждая новая статья отличалась от предыдущей структурой и композицией. Главная задача материала — просвещать и давать полноценное представление не только о современной, но и о прошедшей жизни города.

ü Town lights — материал об «огнях маленького города» - о российских городах, которые стоит посетить. Жанр путевых заметок. Чаще следует помещать статьи о городах, территориально расположенных ближе к Москве, но не стоит категорично ограничивать географию путешествий. Важно составлять маршруты, которыми могут в дальнейшем следовать читатели, рекомендовать конкретные улицы, места, магазины и рестораны. Возможно описать и тематические туры по стране — гастрономические, религиозные и т.п.

ü Wide screen — киноафиша. Помимо расписания необходимо проанонсировать наиболее громкие премьеры, дать одну или две серьезные рецензии (выбор лент остается за редактором отдела, при этом следует учитывать интересы аудитории). К расписанию обязательно предоставлять исчерпывающую информацию (точное время, адреса и телефоны кинотеатров, длительность фильма и т.д.)

ü Mostheatre — театральная афиша. Необходимо выполнить те же требования, что и для киноафиши — анонсы и рецензии, указание точных данных.

ü Night lights — информация о ночной жизни города: расписание концертов в ночных клубах, барах и т.д.

ü Mosfood — обзор московских ресторанов и кафе. Необходимо указывать бюджетные и дорогостоящие варианты, мясные и вегетарианские, чтобы привлекать широкий круг читателей. Обязательно описание блюд, цен и атмосферы места.

ü Mos-for-sale — зарисовки из жизни модной Москвы, «уголок» глянцевой прессы в журнале. Обязательно указывать конкретные магазины, места распродаж и т.д.

ü What else? - информация о прочих развлечениях города: акциях, церемониях, выставках, выходе книг (желательно выбирать билингвистические издания) и т.д.

Модальность материалов — зависит от авторской оценки в рецензиях и обзорах и обязательно нейтральна в других материалах. Процентное соотношение знаков информации должно получаться следующим:

ü положительный (+) - 15 %

ü критический (-) - 25 %

ü нейтральный (0) - 50 %

ü проблемный (?) - 10 %

Жанровая палитра материалов должна быть довольно широкой, в одном материале допустимы элементы различных жанров:

ü фактографические материалы (полностью материалы рубрики Mosnews, частично все остальные (особенно это касается афиш разного рода) — в каждом материале должна присутствовать серьезная фактическая база) — не менее 40 %.

ü содержащие комментарий (интервью, материалы рубрики Town lights, обзоры ресторанов и магазинов) — около 30 %.

ü аналитические (рецензии прежде всего) — порядка 30 %.

Географический охват материалов — в основном ограничивается Москвой в силу тематики издания, однако в информационном блоке возможны новости из разных стран.

Характер материалов:

ü авторский — 65 %;

ü редакционный — 15 %;

ü сообщение информагентств — 5 %;

ü заимствование из Интернета — 15 %.

Довольно высокий процент заимствований вызван наличием нескольких афиш, которые требуют иного источника информации.

Лексико-стилистические особенности:

все материалы должны отличаться легким, ненавязчивым стилем, и журнал в целом должен производить приятное впечатление выходного дня. Все авторские материалы должны работать на создание этого впечатления — хлесткие фразы допустимы только в рецензиях (если автор считает их употребление необходимым), но не должно быть грубостей, оскорблений и пр. В целом журналу должен быть присущ повествовательный тон.

6. Журнал «Личный адвокат»

Тематическое направление:

1. Письмо редактора;

2. Письма читателей с вопросами по поводу предыдущих публикаций;

3. Блиц-консультация: рассмотрение какого-либо вопроса в режиме FAQ (например, список документов для получения загранпаспорта или визы).

4. Спорный вопрос: рассуждения юриста и обывателя о какой-либо норме закона.

5. Истории, иллюстрирующие выполнение норм различных кодексов: семейного, трудового, уголовного, гражданского, жилищного, земельного, гражданского процессуального и т.п. Материал должен быть несколько похож на материалы о взаимоотношениях и психологии в женских журналах. После каждой истории дается комментарий юриста.

6. Звездные истории и вопросы.

7. Три интервью с представителями трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной. Должны задаваться острые вопросы, которые наиболее часто интересуют читателей.

Модальность материалов.

Комментарии юристов должны нести положительный характер: то есть пытаться подсказывать читателю наилучший вариант решения проблемы. Истории же могут быть как отрицательными, так и положительными, но всегда – эмоциональными. Читатель должен в них узнавать себя.

Жанровая палитра.

1. Письмо редактора.

2. Письма читателей.

3. Новости

4. Интервью

5. Очерки

6. Истории из жизни

7. Комментарии.

8. Авторские колонки.

Локальность материалов.

В издании должны упоминаться не только крупнейшие города России, но и провинциальные. Читатель должен понимать, что за свои права можно и нужно бороться везде.

Авторство материалов.

1) Штатные и внештатные журналисты;

2) Информационные агентства;

3) Практикующие юристы, судьи.

Лексико-стилистические особенности.

Изложение должно быть доступно человеку без юридического образования. Но в простоте изложении не должна теряться авторитетность и серьезность. Читатель должен понимать, что материалы пишут профессионалы.

7. Журнал «Оглянись!»

Тематические направления

Что было раньше на месте того или иного здания? Как выглядела улица, на которой Вы сейчас живете? Что станет с парком, в котором Вы привыкли гулять? Куда можно отправиться на выходных? Что стоит почитать или посмотреть в свободное время? Как не заблудиться в мегаполисе и его бурной жизни? – на эти и многие другие вопросы и отвечает журнал «Оглянись!».

Основные рубрики:

«В ритме города». Новости о произошедших в городе событиях, изменениях.

«Взгляд назад». Рассказ об истории города, его домов и улиц, о том, как поменялся облик Москвы за прошедшие годы и века, чем интересен тот или иной двор, переулок.

«По соседству». Интервью с разными, необычными, чем-то примечательными, порой знаменитыми, жителями города или же очерки об их жизни и деятельности. В этой рубрике рассказывается как о городских знаменитостях, так и неочень известных, но интересных людях: актерах театра и кино, ученых, коллекционерах, художниках, скульпторах, музыкантах, композиторах, архитекторах, журналистах, искусствоведах, профессорах, учителях, рабочих, студентах, школьниках и даже совсем юных дарованиях, а также приверженцах различных субкультур. В общем, всех тех, кто живет с нами по соседству, и на кого стоит обратить внимание. Сплетни, домыслы, скандальные материалы исключены.

«В фокусе». Фоторепортажи с городских улиц, прогулки по столице, фотографии с различных мероприятий (например, молодежных акций, городских праздников).

«На острие пера». Рецензии на недавно вышедшие книги.

«Зрительный зал». Рецензии на спектакли.

«Что слышно» (или «Слушая город», или «Вслушавшись в город», или «Музыкальная пауза»). Репортажи с концертов различных музыкантов, преимущественно исполняющих рок, джаз, блюз, фолк.

«Окно в будущее». Краткие анонсы (на месяц вперед) театральных и кинопремьер, будущих выставок и концертов.

Примечание:

Иногда, в особо интересных случаях, возможно добавление рубрик «На показ» (рассказ о какой-либо выдающейся, или совсем наоборот, выставке) и «У экрана» (рецензии на фильмы), или замена на них рубрик с рецензиями на книги, спектакли.

Модальность материалов (знак информации)

В основном, нейтрально-информационные материалы, но возможны материалы разноплановые, в разделе рецензий зачастую материалы критические.

Жанровая палитра материалов

Основное в материалах – достоверная информация и объективный комментарий, в котором рассматриваются разные стороны и мнения. Основные жанры публикаций: статья, обзор, очерк, интервью, рецензия, анонс, зарисовка, репортаж, фоторепортаж.

Локальность материалов

Г. Москва, Подмосковье.

Характер материалов

Материалы должны быть авторскими, созданными одним или несколькими сотрудниками редакции. Анонсы должны составляться с учетом сообщений информагентств, на которые обязательно следует давать ссылку. Желательно, чтобы информация от агентств была дополнена сотрудниками.

Лексико-стилистические особенности

Тексты журнала должны быть написаны на простом, понятном, доступном широкому кругу населения и правильном русском языке. Если материал не проблемный, то желательно, чтоб он был написан с юмором. В проблемных или критических материалах допустима ирония, а порой и сарказм (все зависит от ситуации), но в умеренных дозах. Заголовки должны быть необычными, но не кричащими, не скандальными. Фотографии и подписи под ними – креативными, оригинальными. Не следует авторам при написании материалов забывать и о таких приемах, как игра слов, олицетворение, метафора, метонимия.

8. Журнал «Какое Такое?»

Основная тематика издания (иерархия тем, приложения):

1) "Шаги цивилизации" - материалы о технических новинках, научных открытиях. В "подвале" под материалом комментарий специалиста: ученого, сделавшего открытие или ученого, специализирующегося в этой теме (как сделано было открытие, что подтолкнуло ученых). 6 полос (возможно больше, в зависимости от количества новинок и открытий).

2) "КТ-взгляд" - комментарии специалистов, сотрудничающих с журналом. Они высказывают свое мнение - полезно или неполезно открытие, либо техническая новинка. Прогнозы на будущее (вопрос о востребованности открытия). Тест технических новинок, т.е. журналисты тестируют технику (автомобиль, айфон, компьютер и тд.; редакция журнала сотрудничает с научными институтами, т.е. у журналистов изначально должен быть ко всем открытиям доступ). Сравнительные характеристики. Плюс, информация о том, где можно купить. 10 полос.

3) "Что к чему" - научные материалы обо всем. Как работает техника, из чего состоит водоимульсионная краска, как спариваются богомолы, сколько живут мухи, чем отличается полевая мышь от летучей и т.д. (по примеру канала "Дискавери"). 6 полос (2 полосы на материал)

4) "Дежавю" - так называемые исторические материалы. Когда появилась первая флэшка (и почему ей сначала не пользовались), компьютер, диктофон, микрофон, двигатель, самолет, механическая ручка, карандаш, чернила, айфон, рекламные банеры, что такое по сути Виндоус (напомню, что журнал рассчитан на широкую аудиторию, написан доступным язок, читают его даже женщины). 6 полос.

5) "Сюрприз" - полоса прикрыта получпрозрачной калькой так, что виден лишь размытый силуэт содержимого. А под ней может быть сенсационный материал, эксклюзивная фотография, диск с документальным фильмом о науке, конкурсная анкета и информация о нем (в случае проведения конкурсов), билет на научную выставку. то есть эту полосу можно считать рекламной, т.к. она нацелена на привлечение интереса читателя. 1 полоса.

6) "КТо в ТОПе?" - топ-20 самых рейтинговых и ярких открытий и технических новинок за месяц со всего мира. 4 полосы (наименование + пояснения).

7) "КТ-словарь" - здесь собраны все встречающиеся в номере термины с их толкованием. Полоса оформлена пунктирными линиями по краю джля того, чтобы ее можно было легко вырвать и собирать Большой КТ-словарь. Фирменный скоросшиватель будет приложен в качестве подарка в первых номерах. 2 полосы.

Модальность материалов:

1) Нейтрально-информационные ("Шаги цивилизации", "Дежавю", "Что к чему", "КТ-словарь")

2) Положительные или критические ("КТ-взгляд")

Жанровая палитра материалов: фактографические (заметка, репортаж), содержащие комментарий (корреспонденция, интервью), аналитические (статья, очерк).

1) Аналитические ("Шаги цивилизации", "Дежавю", "Что к чему");

2) Содержащие комментарий ("КТ-взгляд");

3) Фактографические ("КТ-взгляд").

Локальность материалов:

Охватывается научная информация со всего мира.

Авторство материалов:

- Интернет и информагентства. Оттуда редакция узнает о новых разработках в сфере науки и техники, затем ученые в рубрике "Наш взгляд" комментируют эту информацию.

- автор - журналист, пишущий доступным языком об известных научных фактах. К тому же журналист, узнав о новинке в области науки или техники, по возможности, либо сам тестирует эту новинку и пишет отчет, либо (если это новый двигатель, к примеру) связывается с разработчиками и узнает информацию из первоисточника.

- независимый автор (писатель, читатель, кто угодно), присылающий свои научные рассказы, публикуемые в издании.

- штатный специалист-ученый.

Лексико-стилистические особенности:

Особенность журнала - материалы о науке, технологическом прогрессе и т.д. написаны доступным широкой аудитории языком. Язык должен быть более или менее простым, с наименьшим употреблением специальной терминологии (если ее можно заменить дургими понятными словами). Материалы даже на самые серьезные темы читаются легко, они понятны. Если же использование терминов никак не избежать, обязательно должны быть ссылки с толкованием этого слова. На последней полосе постоянная рубрика "Мини словарь", где собраны вместе все встречающиеся в номере термины с толкованием.

9. Газета «Moscow Inside»

А) Тематические направления

· 25% площади отдано под рубрику «Walking through», в которой будет предлагаться один увлекательный пешеходный маршрут по Москве, полностью проработанный, с несколькими фотографиями, описывающими маршрут. (Например, «Булгаковская Москва» и т.п).

· 25% площади – рубрика «History» об истории Москвы: информация об истории памятников архитектуры и искусства, об исторических тайнах и загадках города.

· Следующая по важности рубрика – «Society» (12,5% площади), об общественной жизни страны и города. То, что туристы обычно спрашивают у гидов: как устроена система образования в стране, есть ли какие-то социальные льготы, какие зарплаты получают москвичи и т.п.

· Рубрика «Culture» (тоже 12,5%) о культурной жизни страны и города. Материалы о лучших и самых любопытных театрах, концертах, спектаклях, кинотеатрах, культурных проектах.

· Последние 25% площади будет занимать информационный раздел, с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: