Ш. Репортер и репортаж


 

Ключевые понятия:

• «мелодия события»

• ритмическая деталь

• репортажные роли• коллективный портрет

• метод «маски»


З6


Есть наглядные варианты репортерской работы, которые выделя­ются своими усложненными задачами. В нашей прессе их традицион­но называют «репортажами» в отличие от расширенных новостных сообщений—«зарисовок» («картинок»), о которых шла речь выше.

В зарубежной прессе нашему «репортажу» соответствует це­лый букет литературных форм, жанровых вариаций. Например: приключения; «монолог очевидца» (Я шагнул с порога в туман и поежился... Денек не для праздника!); специальные задания («ре­портажи с колес» и «катастрофы»); «интерпретирующие картин­ки» (локальные ситуации); «событие в движении» и др.

У всех этих вариантов есть общая задача — не только наглядно и образно передавать информацию, но и делиться впечатлениями, об­ращать внимание на авторское «я» —действующее, сочувствующее, эмоционально откликающееся, проверяющее ситуацию «на себе».

Со временем репортажи тускнеют, стареют, но их выразитель­ные детали все же впечатляют (иногда совсем по-новому). Так в стихотворном репортаже тридцатых годов вдруг трогает панегирик...кафельной плитке (совсем уж невиданной роскоши в сплошь мра­морных «подземных дворцах» московского метро): Хочется плитку намазать на хлеб и смаковать как сметану... (А. Безыменский).

Или мы читаем о событиях еще более далеких, полутораве-ковой давности, о революционной смуте во Франции. И опять-таки представляем, «как это было»... К угрюмо молчащей толпе выходят самозванные законодатели — читать новую конститу­цию: Ни одно приветствие не встретило их, одни покорные ружья брякнули на караул... (А. Герцен).

В целом репортажи — подлинно творческие произведения, в которых неизменно важны самоочевидность и эффект объектив­ности, но произведения с особой наглядностью факта, — своеоб­разная «беллетристическая модель дня» (В. Песков).

...Во время недавних боев убитых хоронили во дворе школы... И вот сегодня На школьном дворе молятся и плачут, иногда повязывают на кресты черные женские платки и поливают цветочки, нося воду из


специально проведенного крана, и еще на школьном дворе играют в са­лочки, качаются на турникетах и взрывают пиропатроны. («Комсо­мольская правда»). Сопоставление двух впечатлений — скрытый комментарий — формирует отношение читателя к ситуации.

В критический момент испытаний самолета в грозу: Наушники болтаются на шее у радиста... Из них рвутся первобытный вой, дикие хрипы, взрывы, адское лязганье...

Помимо сенсорных деталей, связанных с ощущениями, важны и штрихи «экзотики» события, чего-то необычного.

...Темнокожий полицейский улыбнулся нам и тронул носком бо­тинка громадный цветок на асфальте — вся проезжая часть быт усыпана ими...

...На взлетной полосе лениво грелись два питона, сверкая на солнце чешуей...

... — Ладно, — сказал спасатель, — и вышел через окно...

Особое значение придается подробностям символичным, обоб­щающим. Так А. Герцен, описывая вторжение конницы усмири­телей в бурлящий Париж 1848 года, отметил как символ хаоса, всеобщего помрачения: Лошади глодали береженные деревья Ели-сейских полей...

В начале века часто сопоставляли «рваный монтаж» с докумен­талистикой кинематографа, видя тут общее в отчетливой и вырази­тельной работе через деталь, исключающей описательность.

Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откли­ком на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, — вот репортаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: