Ключевые понятия:
• «мелодия события»
• ритмическая деталь
• репортажные роли• коллективный портрет
• метод «маски»
З6 |
Есть наглядные варианты репортерской работы, которые выделяются своими усложненными задачами. В нашей прессе их традиционно называют «репортажами» в отличие от расширенных новостных сообщений—«зарисовок» («картинок»), о которых шла речь выше.
В зарубежной прессе нашему «репортажу» соответствует целый букет литературных форм, жанровых вариаций. Например: приключения; «монолог очевидца» (Я шагнул с порога в туман и поежился... Денек не для праздника!); специальные задания («репортажи с колес» и «катастрофы»); «интерпретирующие картинки» (локальные ситуации); «событие в движении» и др.
У всех этих вариантов есть общая задача — не только наглядно и образно передавать информацию, но и делиться впечатлениями, обращать внимание на авторское «я» —действующее, сочувствующее, эмоционально откликающееся, проверяющее ситуацию «на себе».
|
|
Со временем репортажи тускнеют, стареют, но их выразительные детали все же впечатляют (иногда совсем по-новому). Так в стихотворном репортаже тридцатых годов вдруг трогает панегирик...кафельной плитке (совсем уж невиданной роскоши в сплошь мраморных «подземных дворцах» московского метро): Хочется плитку намазать на хлеб и смаковать как сметану... (А. Безыменский).
Или мы читаем о событиях еще более далеких, полутораве-ковой давности, о революционной смуте во Франции. И опять-таки представляем, «как это было»... К угрюмо молчащей толпе выходят самозванные законодатели — читать новую конституцию: Ни одно приветствие не встретило их, одни покорные ружья брякнули на караул... (А. Герцен).
В целом репортажи — подлинно творческие произведения, в которых неизменно важны самоочевидность и эффект объективности, но произведения с особой наглядностью факта, — своеобразная «беллетристическая модель дня» (В. Песков).
...Во время недавних боев убитых хоронили во дворе школы... И вот сегодня На школьном дворе молятся и плачут, иногда повязывают на кресты черные женские платки и поливают цветочки, нося воду из
специально проведенного крана, и еще на школьном дворе играют в салочки, качаются на турникетах и взрывают пиропатроны. («Комсомольская правда»). Сопоставление двух впечатлений — скрытый комментарий — формирует отношение читателя к ситуации.
В критический момент испытаний самолета в грозу: Наушники болтаются на шее у радиста... Из них рвутся первобытный вой, дикие хрипы, взрывы, адское лязганье...
Помимо сенсорных деталей, связанных с ощущениями, важны и штрихи «экзотики» события, чего-то необычного.
|
|
...Темнокожий полицейский улыбнулся нам и тронул носком ботинка громадный цветок на асфальте — вся проезжая часть быт усыпана ими...
...На взлетной полосе лениво грелись два питона, сверкая на солнце чешуей...
... — Ладно, — сказал спасатель, — и вышел через окно...
Особое значение придается подробностям символичным, обобщающим. Так А. Герцен, описывая вторжение конницы усмирителей в бурлящий Париж 1848 года, отметил как символ хаоса, всеобщего помрачения: Лошади глодали береженные деревья Ели-сейских полей...
В начале века часто сопоставляли «рваный монтаж» с документалистикой кинематографа, видя тут общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность.
Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, — вот репортаж.