Принципы территориального устройства России

Выделяются следующие принципы территориального устройства федерации:

1. Принцип свободного регионального развития

2. Принцип равноправия и самоопределения субъектов и народов, прожи­вающих на их территории

3. Принцип равноправия тождественных субъектов РФ

4. Принцип взаимопомощи народов и всестороннее сотрудничество между собой

5. Принцип государственной целостности РФ

6. Единство системы государственных органов

7. Принцип разграничения предметов ведения.

На этом принципе остановимся особо.

Предметы ведения- это сферы полномочий между федерацией и субъектами. Статья 71 Конституции РФ определяет сферы ведения федерации. Статья 72 устанавливает сферы совместного ведения РФ и его субъектами. Все остальные разрешаются субъектами самостоятельно (статья 73).Принцип разграничения предметов ведения включен в число основ конституционного строя, и имеет важное значение для мирного сосуще­ствования субъектов, сводит к минимуму возможность возникновения споров между ними.

Состав субъектов РФ.

Субъекты РФ:

1. Республики РФ- это государства в государстве, обладают высшей степенью государственного суверенитета.

2. Края, области, города федерального значения. Это государственные образования.

3. Автономные области и автономные округи. Они входят в состав краев и областей и не могут рассматриваться как государственные образования.

Равноправие субъектов проявляется в общих предметах ведения. Субъекты имеют возможность участвовать в решении федеральных вопросов путем деятельности их представителей в Совете Федерации и Государственной Думе.

При возникновении противоречий между актами по вопросам совместного ведения действуют федеральные акты. Если противоречие касается вопросов исключительного ведения субъекта, действует закон субъекта, если по вопросам федерального значения не принят федеральный нормативный акт, то субъект вправе принять свой акт, который будет действовать вплоть до принятия федерального акта.

Все субъекты РФ имеют свою систему законодательства, свою территорию, свою собственность, свой бюджет и свою систему налогов, свою символику, свою систему государственных органов. Если между органами государственной власти субъектов и РФ возникают разногласия, президент может использовать согласительные процедуры, а при не достижении согласия, дело передается в суд.

Международная деятельность: субъекты не вправе открывать международные представительства при заключении международных договоров. По предметам федерального ведения вопросы решаются с учетом мнения орга­нов власти субъекта. По вопросам совместного ведения основные положения договора передаются органам власти субъекта, которые в течение 2 недель имеют право внести предложение, участвовать в переговорах и в подписании договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: