Еще одно короткое предварительное упражнение. Опять же, сначала прочтите все указания.
1. Прикрепите к столу лист бумаги.
2. Расположите руку перед собой так, чтобы пальцы были направлены прямо вам в глаза, чтобы вы могли видеть лишь верхушки ногтей. Закройте один глаз и сосредоточьте взгляд на одном ногте. Подождите некоторое время, пока в фокус внимания не попадет форма (Да, я знаю, что это «позитивная форма», которой можно дать
Как выйти за пределы предраса/дков
название; но помните, что П-режим не подвластен правилам Л-режима! Любую форму можно вообразить как негативное пространство и использовать как таковое, если того пожелает разум.)
Вы можете видеть, что форма, на которой вы сконцентрировали внимание, не похожа на форму ногтя. Это просто некоторая самостоятельная форма. Ваша задача — нарисовать эту форму точно такой, какой вы ее видите, а не какой она «должна* быть.
Ага! Разум бунтует! Как я могу называть это ногтем, если у него не «та форма»? Не думайте об этом! Не называйте его принадлежащим ему именем. Просто рисуйте то, что видите — «негативную форму»: форму, полную ничего.
|
|
3. Затем переведите взгляд на негативное пространство выше ногтя. Нарисуйте эту форму. Переключите внимание на пространство под ногтем. Это будет частью руки, но мы можем назвать ее негативным пространством/формой. Нарисуйте эту форму. Если хотите, можете продолжать рисовать одно негативное пространство/ форму за другим, а можете остановиться в любой момент. Рис. 15.7 демонстрирует указанную процедуру.
Теперь начинайте рисовать.
Когда закончите, рассмотрите свой рисунок. Отметьте, что благодаря простому переключению умонастроения вы можете видеть либо палец, направленный к вам в пространстве, либо набор негативных пространств.
Это второе важное применение негативной формы: оно наделяет вас властью над пространством. В только что выполненном упражнении вы нарисовали пальцы в ракурсе, трехмерный вид руки в пространстве. Ракурс всегда дается с трудом, поскольку здесь приходится иметь дело с парадоксом: как могут эти незнакомые формы, которые я только что нарисовал, одновременно быть пальцами, которые я так хорошо знаю? Здесь опять, рисуя «легкие» негативные пространства/формы, вы нарисовали руку «трудной» позиции.
Рис. 15.7. Использование форм как негативных пространств. Сосредоточьтесь на:
a) пространстве сверху...
b) снизу...
c) любой другой форме...
d) пространстве между...