Отказ от нэп

Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по пути все большей централизации в распределении ресурсов, вытеснения частного капитала из торговли при помощи налогового пресса, повышения арендной платы.

Серьезной проблемой была безработица: если в 1923 г. на биржах труда было зарегистрировано 160 тыс. человек, то в апреле 1927 г. безработных насчитывалось около 1,5 млн человек.

Не менее противоречивым было развитие сельского хозяйства. Ограничения в развитии крупного товарного крестьянского хозяйства приводили к обострению противостояния между властью и зажиточным крестьянством.

Новая экономическая политика не стала политикой «всерьез и надолго» прежде всего потому, что лидеры государства не смогли соединить курс рыночных реформ и социалистическую ориентацию. Новые экономические реалии все более противоречили коммунистической доктрине. В эти годы не произошло изменений в политической системе, не исчез террор. Административно-командный стиль партийного аппарата ВКП(б) делал нэп сторонником централизации, что вступало в противоречие с его принципами.

Была и еще одна причина отказа от нэпа: настроения руководящих кадров и большой части общества, которые рассматривали его как «временное отступление», «тактический маневр».

Во второй половине 20-х гг. восстановительные резервы в промышленности были исчерпаны, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений. Однако привлечь частный капитал не удалось, так как это было запрещено законодательно. Ускоренное развитие промышленности зависело от крестьянства, которое нужно было заставить отдавать все, что оно производило. Поэтому вновь возникший в 1927–1928 гг. кризис хлебозаготовок, повлекший за собой введение карточной системы, был решен чрезвычайными мерами эпохи военного коммунизма: через насильственное изъятие зерна и аресты.

Переход к репрессивным мерам был обусловлен не в последнюю очередь политическими причинами – растущей угрозой коммунистической советской власти со стороны окрепшего зажиточного крестьянства. Непреодолимые противоречия между экономикой и политической системой, основанной на всесилии административно-командных методов, обусловили конец нэпа и переход к массовой коллективизации крестьянства.


36 Индустриализация в СССР в 1920-1930-е гг. Планы, осуществление, значение

Политика индустриализации в СССР в 20-30-е гг.
Задачу осуществления индустриализации, т.е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. С окончанием восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить давно начавшийся и трагически прерванный процесс. В конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в себя меры по обеспечению экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада.
Вставали сложные вопросы о путях реализации этих целей. Где взять капиталы для финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные лишения общество? К 1927 г. определились два основных подхода.
Первый подход, обоснованный видными учеными-экономистами: капиталы для финансирования индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но при этом ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности; индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня населения, крестьянства прежде всего.
Второй подход, первоначально сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за пять-десять лет; думать о цене индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония», которая и оплатит все трудности.
Первый подход означал проведение индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй - отказ от нэпа, переход к командной, предельно централизованной экономике.
В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И. В. Сталин потребовал пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого уклона», а их политические лидеры во главе с Н. И. Бухариным подвергнуты шельмованию. Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50-100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада.
Первая и вторая пятилетки (1928-1932 и 1933-1937 соответственно) были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги? СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза); сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки крупных промышленных предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.); возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.
Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство (о коллективизации см. билет № 14); отставание легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла.
Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, - это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного общества была тем самым создана.


37 Коллективизация в СССР. Цели, осуществление, результаты

В середине 1920-х годов советское руководство взяло уверенный курс на индустриализацию. Но на массовое строительство промышленных объектов нужны были немалые деньги. Взять их решили в селе. Так началась коллективизация.
Как все начиналось.
Попытки заставить крестьян обрабатывать землю сообща большевики принимали еще в период гражданской войны. Но в коммуны народ шел неохотно. Крестьянство тянулось к собственной земле и не понимало, зачем передавать нажитое большим трудом имущество в «общий котел». Поэтому в коммунах оказывалась в основном беднота, да и та шла без особой охоты.
С началом НЭПа коллективизация в СССР затормозилась. Но уже во второй половине 1920-х годов, когда очередной партийный съезд решил проводить индустриализацию, стало ясно, что на нее нужны немалые деньги. Брать за границей кредиты никто не собирался – ведь их рано или поздно пришлось бы отдавать. Поэтому решили добыть нужные средства за счет экспорта, в том числе зерновых. Перекачать такие ресурсы из сельского хозяйства можно было, лишь заставив крестьян работать на государство. Да и массовое строительство заводов и фабрик предусматривало, что в города потянется рабочая сила, которую нужно кормить. Поэтому коллективизация в СССР была неизбежна.
Зимой 1927-1928 гг. разразился хлебозаготовительный кризис. Крестьяне, как и за несколько лет до того, не спешили сдавать зерно за копеечные цены. Но теперь власть решила отнять у них урожай силой. Принятая в январе 1928 г. партийная директива требовала наказывать крестьян, продающих зерно по высоким ценам. Начались массовые конфискации хлеба и аресты «спекулянтов».
На этом власти не остановились. Весной того же года был принят закон о едином сельхозналоге. От этого сбора освобождались коллективные хозяйства, зажиточные же крестьяне должны были платить приличную сумму. Тяжелым бременем стали и культурный сбор, и самообложение, и принудительная подписка на различные займы. Фактически это было уже начало коллективизации: в колхозы принуждали идти экономическими методами. Вскоре зажиточные крестьяне лишились еще и права брать кредиты, использовать наемный труд и покупать сельхозтехнику.
Принуждение.
Впрочем, все эти методы не привели к увеличению числа колхозов. Несмотря на то, что для новых хозяйств создавались льготные условия, крестьяне идти в них не спешили. В ноябре 1929 г., когда И. Сталин утверждал, что в деле коллективизации начался «великий перелом», и народ валит в колхозы толпами, реально в них состояло всего 6-7% хозяйств. Более того, налоговое давление привело к массовым выступлениям крестьян, порой выливавшимся в стихийные восстания.
После заявления Сталина о «переломе» коллективизация в СССР ускорилась. Перед партийным руководством республик ставились четкие сроки, к которым все крестьяне региона должны были быть объединены в колхозы. Массовые конфискации и выселение «кулаков» приобрели огромный размах: на Урал и в Сибирь отправились тысячи людей, которые еще недавно были успешными хозяевами. Под раскулачивание, впрочем, попадали не только зажиточные крестьяне: во многих регионах оно превратилось в банальный грабеж. Нередкими стали случаи, когда местные активисты утаскивали из сельских хат даже мебель, а кулаками или подкулачниками объявлялись те, кто просто не хотел идти в колхоз. В этой ситуации сельские жители стали бежать в города, распродавая свое имущество за бесценок, чтобы хоть как-то выжить.
Результатом такой политики стало и увеличение числа крестьянских восстаний. Страна оказалась на грани гражданской войны. Лишь неорганизованность и слабое вооружение крестьян позволили большевикам избежать нового серьезного противостояния. А оно вполне могло пошатнуть их власть, ведь опора их режима – армия – в большинстве своем была родом из деревни. В марте 1930 г. давление на крестьян решили снизить. Новое партийное постановление, как и опубликованная перед этим статья И. Сталина «Головокружение от успехов», осуждало принуждение при вступлении в колхоз. Крестьяне стали массово покидать ненавистные для них хозяйства. Но пути назад уже не было. Вышедших из колхоза облагали такими налогами, что вести приусадебное хозяйство становилось просто нереально.
Итоги коллективизации
К 1932 г. коллективизация в СССР фактически завершилась. Большинство крестьян трудилось на колхозных полях. Вот только за свой труд они получали ничтожную часть от собранного урожая. Остальное отправлялось на экспорт. Результатом стали массовые хищения хлеба на полях, за которые новое законодательство предусматривало 10 лет или расстрел. Зерновые районы СССР поразил массовый голод. В Украине, например, вымирали целые села. Не лучшим было положение в казахских степях, где проводились принудительные заготовки мяса.
По сути, цели коллективизации были достигнуты. Запуганное репрессиями и голодом крестьянство покорно работало в колхозах, получая за это мизерную натуральную оплату – так называемые трудодни. Государство получило от села необходимые ресурсы. Но сами колхозы так и не стали эффективными хозяйствами, а наоборот, превратились в одну из причин кризиса советской экономики.


38 Образование СССР. Национально-государственное строительство в 1922-1936 гг.

В годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик принял декрет "Об объединении республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые усилия и в области железнодорожного транспорта для борьбы с объединенными силами внутренней и внешней контрреволюции. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.
Шесть республик -- РСФСР, УССР, БССР, Азербайджан, Армения, Грузия и две народные советские республики -- Бухарская и Хорезмская продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их экономические и политические связи.
Активно шел процесс советского национально-государственного строительства в Советской России. Еще в мае 1918г. в составе Российской Федерации была создана Туркестанская автономная республика; в марте 1919 г. создается Башкирская автономная республика; в 1920 г. была создана Киргизская, в 1925 г. -- Казахская и Татарская автономные республики. В 1921-1922 гг. в составе Советской России были образованы Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская и Абхазская автономные республики (две последние впоследствии вошли в состав Грузинской республики). В процессе национально-государственного строительства в начале 20-х гг. в России были созданы также одиннадцать автономных областей. Одновременно продолжали укрепляться межреспубликанские связи в области военного и хозяйственного строительства. С этой целью были заключены многосторонние договоры о военно-хозяйственном союзе.
В результате в 1922 г. на Международной Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики.
В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). В августе того же года под председательством И.В. Сталина была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. И.В. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривающей вхождение в РСФСР Украины, Белоруссии, Закавказских республик на правах автономных республик. Эта идея получила название проекта автономизации, в соответствии с которым ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.
Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз.
18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании СССР выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР.
Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.
В 1924 г. проходит национально-территориальное размежевание Средней Азии, в результате которого возникли Узбекская и Туркменская союзные республики, вошедшие в феврале 1925 г. в состав СССР. В составе Узбекистана была создана Таджикская автономная республика; в составе России -- Каракиргизская (с 1925 г. Киргизская) автономная область.
Одновременно продолжали совершенствоваться и автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики -- немцев Поволжья, Бурят-Монгольская. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе УССР образовалась Молдавская АССР.
Однако многие проблемы, унаследованные с дореволюционных времен, решены не были. Это касалось прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии.
31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны. Решающую роль в создании единого многонационального союзного государства сыграла Россия, вокруг которой на добровольных началах сплотились все советские республики. Будучи первым многонациональным государством, РСФСР явилась по существу прообразом Союза ССР. Не считаясь с трудностями и лишениями, Россия оказывала в эти годы бескорыстную помощь другим республикам, внесла большой вклад в преодоление отсталости национальных республик.
Образование СССР и принятие Конституции еще не означали окончательного разрешения всех национальных проблем, существовавших в стране.
В середине 20-х гг. было проведено укрупнение БССР Белоруссия. В ее состав из РСФСР передавались области с преобладанием белорусского населения -- Витебская и Гомельская, часть Смоленской. Учитывая наличие в России национальных меньшинств -- евреев и др., были выделены национальные районы, в которых управление, школа, печать действовали на родном языке.
Аналогичные процессы происходили и в других многонациональных регионах СССР, где были созданы национальные районы, поселковые и райсоветы: греческие, чешские, болгарские и др., в которых государственные и другие органы действовали на родном языке.
При решении этих вопросов возникали большие сложности. Например, многие народности Севера жили в условиях родового строя. Поэтому при введении советского управления там сохранялся родовой принцип построения Советов, в кочевых районах создавались кочевые Советы. Стремясь форсировать эти процессы, часто переход к оседлости осуществляли в административном порядке, а родовые принципы объявляли контрреволюционными и упраздняли.
Сложно складывались и межнациональные отношения. При создании федеральных наркоматов были допущены серьезные ошибки. Главная из них -- изъятие из ведения республик почти всех хозяйственных функций и передача управления ими центру.
Для экономического развития молодых республик огромное значение имела ликвидация феодальных пережитков, осуществляемая в ходе земельно-водной реформы. В Узбекистане около 700 тыс. безземельных крестьян получили 270 тыс. гектаров земли, право беспошлинно пользоваться водными источниками. В Казахстане у феодалов было конфисковано 150 тыс. голов скота и передано бедноте.
Для развития экономики национальных районов требовались не только средства, но и долгосрочные планы развития. В 20-е гг. в этом направлении делались лишь первые шаги.
К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство -- СССР. Делались первые шаги по преодолению фактического неравенства -- ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т.д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей.
В 1932 г. ВЦИКВсероссийский Центральный Исполнительный Комитет РСФСР отмечал, что достигнуты крупные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автономных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствующих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Чечено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене председателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.
По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно отличались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах производящую промышленность, размещая предприятия в соответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных; либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых развитых республик -- РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья.
К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР давала 73 %, а Украина -- 18 % промышленной продукции страны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о продукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров. Значительный шаг в развитии промышленности сделали восточные районы РСФСР. Создание "второго Баку" на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в 8 раз, в Якутии -- в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удвоил промышленное производство и давал около 75 % союзного производства свинца.
В первой половине 30-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, образована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один -- Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 национальных районах. Позднее их число возросло. К середине 30-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.


Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны.
В 30 - 40-е года происходят большие изменения в организации государственного единства. Они развиваются под воздействием двух групп факторов - внутренних и внешних. Главным внутренним источником развития формы государственного единства явилось становление новой исторической общности людей - советского народа, развитие социалистических наций и народностей.
На развитие единства влияли и внешние факторы, то есть расширение территории советского государства в 1939 - 1940-х годах, имевшие различную природу.
Происходит изменение количества союзных республик, их границ и правового статуса. В результате принятия новой конституции Союза одна союзная республика была упразднена (ЗСФСРЗакавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (1922-1936),), но возникло пять новых членов Советского Союза. Причины ее упразднения в разных источниках раскрыты по-разному. Принято считать основной из них изменение исторической обстановки, достижение тех целей, для которых создавалась ЗСФСР. Если раньше республики подталкивала к объединению скудность имевшихся ресурсов каждой из них, то теперь бедность Закавказья ушла в прошлое. Самое главное, что отпала специфическая причина, вызвавшая в свое время необходимость объединения - стремление к установлению национального мира, которого не было в Закавказье в первые годы Советской власти.
Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждении проекта новой конституции Союза. Пленум высказал мнение, что ЗСФСР выполнило свою историческую задачу и поэтому может быть ликвидирована. Эта идея была реализована в конституции СССР 1936 года, предусмотревшей непосредственное вхождение трех закавказских республик в состав СССР.
В феврале 1937 года Чрезвычайный Восьмой Всегрузинский съезд Советов принял новую конституцию республики как члена Союза ССР. В марте того же года Чрезвычайный Всеазербайджанский съезд Советов принял постановление о непосредственном вхождении в состав СССР. В Армении идея непосредственного вхождения была поддержана еще при обсуждении проекта конституции Союза и закреплена в ее основном законе, принятом 23 марта 1937 года. Несколько иначе вошли в состав СССР еще две новые союзные республики - Казахская и Киргизская, преобразованные из автономных.
Казахская государственность возникла в 1920-м году, когда была образована в составе РСФСР автономная республика, получившая тогда название Киргизская. В 1921-м году к этой республике были присоединены две крупные губернии - Акмолинская и Семипалатинская. В 1924-м в ходе национально - государственного размежевания Средней Азии, к Казахстану отошли значительные территории, примкнувшие к республике с юга, в том числе Семиреченская и Сырдарьинская области. В 1925-м году было восстановлено исторически правильное название республики, ее населения. Пятый съезд Советов Киргизской АССР постановил впредь именовать коренное население казахами, а саму республику - Казахской.
Рост и укрепление Казахской АССР побудил некоторых работников республики поставить вопрос о преобразовании ее в союзную. Но в 1924-м это было еще преждевременно: отсталая экономика, плохие средства сообщения, сплошная неграмотность, патриархально-феодальные пережитки не позволили бы без помощи РСФСР успешно развивать республику.
Обстоятельства изменились к 1936-му году. К этому времени Казахстан сделал громадный рывок вперед. Благодаря постоянной помощи всероссийских и всесоюзных партийных и государственных органов Казахстан уверенно догонял по своему потенциалу центральные районы страны.


39 Международное положение и внешняя политика СССР (1921-1941 гг.)

С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внеш­ним миром определялись рядом обстоятельств:
1 Произошел спад революционной волны в Европы.
2 Окончилась неудачей попытка революционизировать Евро­пу ввязыванием Красной Армии в период советско-польской вой­ны.

Исходя из этого, советское руководство вырабатывает новую модель поведения страны в мире. Эта модель покоилась на двух противоречивых основаниях:
1 принципе пролетарского интернационализма. Согласно ему СССР поддерживал коммунистическое национально-освободитель­ное движение в мире;
2 прагматической концепции — мирном сосуществовании го­сударств с различным общественным строем. Она подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с западными стра­нами.

В советской внешней политике 20-х гг. идеологические уста­новки постепенно уступали место прагматическому курсу. В ре­зультате СССР в основном сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции. Советский Союз официально признали 22 го­сударства разных континентов.
В 1929—1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капи­тализма экономический кризис. Кризис ускорил структурную перестройку капиталисти­ческой экономики и привел к усилению вмешательства государств в экономику, общественную жизнь.
В условиях мирового кризиса лидерам Коминтерна казалось, что наступает новый период пролетарских революций. Поэтому главным врагом пролетариев они посчитали реформистов. Тем са­мым был углублен раскол рабочего движения на коммунистиче­ское и социал-демократическое. Когда же в 1933 г. был взят курс на создание широких народных фронтов, было уже поздно —возникли два очага агрессии: фашистская Германия на Западе, милитаристская Япония на Востоке.
Экономический кризис 1929—1933 гг. ускорил подготовку новой мировой войны. Ввиду возрастания военной угрозы Советский Союз в 1935 г. подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехослова­кией.
В 1936 г. Германия и Япония подписали «антикоминтерновский пакт» — своеобразный военно-политический союз. Через год к нему присоединилась Италия. После оформления фашистского блока усилились агрессивные действия Германии. В марте 1938 г. Австрия была оккупирована и присоединена к Германии. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоя­лась конференция глав четырех держав: Германии, Англии, Фран­ции, Италии. На ней было подписано соглашение о расчленении Чехословакии: Судетская область переходила к Германии.
В октябре 1938г. Япония захватила Южный Китай, изолировав его от внешнего ми­ра. В мае — августе 1939 г. Япония развязала боевые действия против СССР и Монголии в районе реки Халхин-Гол.
К лету 1939 г. для СССР стала реальной угроза войны на два фронта. В этих условиях перед Советским правительством встала необходимость выработки внешней политики, которая позволила бы предотвратить военное столкновение в столь тяжелой обстанов­ке политической изоляции СССР. Существовало два возможных направления внешнеполитических решений:
1 добиваться заключения военного союза с Англией и Фран­цией, что могло бы стать преградой агрессии;
2 попытаться избежать войны переговорами с Германией, а в случае невозможности хотя бы избежать войны на два фронта, как можно быстрее ликвидировать конфликт на р. Халхин-Гол.

Первое направление стало официально прорабатываться сто­ронами в августе 1939 г., когда в Москву прибыла совместная ан­гло-французская военная делегация, однако переговоры зашли в тупик и 21 августа закончились безрезультатно.
Второй путь открылся после настойчивых предложений Берли­на, начиная с мая 1939 г., заключить договор с Советским Союзом. Советскому руководству было известно, что, наряду с переговора­ми в Москве, Англия вела секретные переговоры в Берлине. 15 ав­густа в Москве начались переговоры между Молотовым и герман­ским послом Шуленбергом. 23 августа после прилета Риббентро­па в Москву СССР и Германия подписали договор о ненападении.
Договор о ненападении между СССР и Германией произвел сильнее впечатление в Японии. Кабинет Хиранумы подал в от­ставку. В апреле 1940 г. Япония заключила с СССР договор о ней­тралитете.


40 Внутриполитическая борьба 1920-1930-х гг. Политические репрессии, культ личности Сталина.

В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров — Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин — председатель СНК; М.И. Калинин — председатель ВЦИК; И.В. Сталин — народный комиссар по делам национальностей и т.д. На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция «О единстве партии», которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В.И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И.В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства — все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л.Б. Каменев, Г.В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах. И.В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И.В. Сталина. В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий. Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система. Через систему секретных сотрудников ВЧК — ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление — с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения. В категорию «врагов народа» попали многие ответственные работники Госплана, ВСНХ, наркоматов, видные ученые Л.К. Рамзин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов. Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения. Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации. В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер). Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ). Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г. К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, «захват государства партией», уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

В 30-е гг. в СССР существовала однопартийная система власти. Курс на форсированный переход к социализму, жесткая централизация, сращивание партийных и государственных структур власти — все эти факторы надолго определили вектор политического развития советского общества.
Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима стало утверждение культа личности Сталина. Он находился на вершине пирамиды власти, все нижестоящие звенья которой имели только исполнительные функции.
Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и огромный авторитет Маркса и Ленина, добиваясь роста своего авторитета как их соратника.
Формирование культа личности в стране, где отсутствовали демократические традиции, во многом определялся и атмосферой страха перед репрессиями.
Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник “История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс”, опубликованный и 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее образования. Укреплению веры народа в И.В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру, — К.Е. Ворошиловым, Л.М. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.
В середине 30-х гг. начались репрессии против старых партийцев, не согласных с установившимися методами руководства страной. Поводом для массовых репрессий послужило убийство 1 декабря 1934 г. С.М. Кирова, первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии, члена Политбюро ЦК ВКП (б).
Расследование обстоятельств этого террористического акта направлял И.В. Сталин. Согласно официальной версии, убийство было совершено по поручению подпольной троцкистско-зиновьевской группы в целях дезорганизации руководства страны. К высшей мере наказания приговорили несколько партийно-государственных работников, хотя их участие в покушении на С.М. Кирова не было доказано.
В 1936 г. по вымышленному обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже (дело об антисоветском “ объединенном троцкистско-зиновьевском центре ”) осудили бывших лидеров партии Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и др. Жертвами репрессий стали тысячи политэмигрантов, многие работники Коминтерна. Репрессивная политика проводилась против целых народов. Вскоре застрелился М.П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны.
В 1937 г. по делу “ антисоветского троцкистского центра ” к суду была привлечена группа ответственных работников наркоматов тяжелой и лесной промышленности. В их числе находились Ю.Л. Пятаков и Г.Я. Сокольников. Они обвинялись в попытках подорвать экономическую мощь СССР, во вредительстве, в организации аварий на предприятиях, в преднамеренном срыве государственных планов. Тринадцать обвиняемых были приговорены к расстрелу и четверо — к тюремному заключению. (Хрестоматия Т10 №4)
Репрессии коснулись командных кадров Красной Армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер).
В 1938 г. был сфабрикован еще один политический процесс по делу “ антисоветского правотроцкистского блока ” (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.). Подсудимых обвиняли в намерении ликвидировать существующий в СССР общественный и государственный строй, реставрировать капитализм. Добиться этой цели они якобы предполагали средствами шпионской и диверсионной деятельности, путем подрыва экономики страны. Все эти акции проходили с нарушением норм правосудия и завершались расстрелом осужденных.
По ложным доносам и обвинениям в “контрреволюционной” деятельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных использовался на лесоповалах, строительстве новых заводов и железных дорог. К концу 30-х гг. система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 839,4 тыс. — в конце 1935 г. и до 996,4 тыс. — в конце 1937 г.


41. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны.

- грубые просчеты руководства страны в оценке реальной военной обстановки;
- недостаточная профессиональная подготовка значительной части командных кадров Красной Армии;
- ослабление обороноспособности страны и боеспособности Красной Армии необоснованными репрессиями против руководящих кадров вооруженных сил страны;
- просчеты военно-стратегического характера;
- преимущество Германии перед СССР в экономическом потенциале;
- существенный перевес Германии в собственно военном отношении. Ее армия была полностью отмобилизована и развернута, оснащена современными средствами борьбы, имела двухлетний опыт ведения боевых действий. Вместе с тем, в Советской армии не закончилась работа по ее техническому оснащению. Соотношение сил накануне войны.
Германия и ее союзники: 190 дивизий (153+37)=5,5 млн. чел., 4300 танков, 4500 самолетов, 47 тыс. орудий и минометов и 192 корабля основных классов. Союзники Германии: Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия, Словакия. СССР: 179 дивизий=3 млн. чел., 8800 танков, 8700 самолетов, 38 тыс. орудий и минометов. Флоты Советских вооруженных сил насчитывали в своем составе 182 корабля основных классов и 1400 боевых самолетов.
И хотя в танках и авиации Советские войска имели превосходство, в качественном отношении все-таки уступали противнику.
Начальный период Великой Отечественной войны, длившийся около месяца, закончился поражением советских вооруженных сил. Противник добился крупных оперативно-стратегических успехов. Германские войска продвинулись в глубь советской территории на 300—600 км. Под натиском врага Красная Армия повсеместно отступала. Латвия, Литва, почти вся Беларусь, значительная часть Эстонии, Украины и Молдавии были оккупированы. В фашистскую неволю попали около 23 млн советских людей. Страна лишилась многих промышленных предприятий и посевных площадей с созревающим урожаем. Только огромные размеры территории страны, ее людские и материальные ресурсы, патриотизм народа позволили избежать полного краха.
В чем же причины столь драматического развития событий в начале войны?
Читателю нетрудно прийти к выводу, что причины поражения были заложены в довоенном развитии советского общества, в установленном режиме, в грубых просчетах во внешней и внутренней политике, в устройстве вооруженных сил, что позволило агрессору застать страну и армию врасплох.
Недостатки в качественном состоянии Красной Армии были в первую очередь причиной ее неудач в начальный период войны. ЗОВО был одним из сильнейших военных округов в советских вооруженных силах. По своему составу он уступал лишь Киевскому Особому военному округу. В ЗОВО насчитывалось около 672 тыс. человек, на вооружении имелось 10 087 орудий и минометов, 2 201 танк (в том числе 383 KB и Т-34) и 1 909 самолетов (из них 424 новых типов). Это составляло четвертую часть войск, сосредоточенных в западных округах.
Однако в Красной Армии крайне недоставало автоматического стрелкового оружия. В войну с Германией армия вступила с винтовкой Мосина, которой были вооружены русские солдаты еще в Первую мировую войну.
К началу войны большинство соединений находились в стадии реорганизации и перевооружения. Из шести механизированных корпусов почти полное материальное оснащение имел только 6-й. Три из четырех моторизованных дивизий не имели танков, автотранспорта и средств тяги для артиллерии. 17-й и 20-й мехкорпуса фактически были без танков.
Основу танкового парка составляли машины устаревших марок—около 83%. С апреля 1941 г. они стали заменяться на Т-34 и KB, однако этот процесс происходил крайне медленно. К началу войны только 6-й мехкорпус располагал 352 новыми танками, что составляло 64,5 % штатной численности. В остальных пяти корпусах машин современных конструкций практически не было.
ВВС ЗОВО были оснащены в основном самолетами старых типов. Так, из 885 истребителей новыми были только 253 машины (28,6 %), а из 466 фронтовых бомбардировщиков — лишь 139 (29,8 %). Остро ощущалась нехватка штурмовой авиации — основного средства поддержки войск. Всего было 85 машин Ил-2. В ВВС округа насчитывалось 224 неисправных самолета, на самом же деле в случае боевой тревоги не смогли бы подняться в воздух 342 боевые машины. В сложных метеоусловиях днем летала пятая часть экипажей. На новых самолетах при плохой погоде в дневное время вылеты совершали 64 экипажа (15 %), а в ночное — только 4. Вместе с тем все немецкие самолеты были оборудованы радиостанциями, а советские летчики из-за их отсутствия согласовывали действия в бою визуальными сигналами.
Одна из причин трагического исхода начального периода войну _ это грубейший просчет политического и военного руководства Советского Союза в отношении сроков агрессии, которая оказалась для Красной Армии внезапной. Противник громил советские войска по частям: сначала расположенные вдоль границы и не приведенные в боевую готовность соединения первого эшелона армий прикрытия (которые попали в исключительно тяжелое положение), затем встречными ударами — их вторые эшелоны, а после, развивая наступление, враг не давал советским войскам занять выгодные рубежи в глубине и с ходу овладевал ими. В итоге советские войска оказались расчлененными и попали в окружение.
Попытки советского командования нанести ответные удары с переносом военных действий на территорию агрессора, предпринятые им на второй день войны, уже не соответствовали возможностям войск и, по сути, явились одной из причин неудачного исхода приграничных сражений. Запоздалым оказалось и решение о переходе к стратегической обороне, принятое лишь на восьмой день войны. Этот переход был слишком нерешительным и разновременным.
Морально-боевые качества Красной Армии не соответствовали довоенным представлениям. Не прошли бесследно для боеготовности армии массовые репрессии. Они способствовали росту безынициативности, ухудшению подготовки командиров, падению дисциплины, не говоря о потерях большого количества профессиональных кадров. Танко-и самолетобоязнь, страх у многих воинов попасть в окружение резко снижали устойчивость обороны. Особенно разлагающе действовало неуверенное управление войсками, а непрерывное отступление вообще деморализовывало личный состав. Говоря о причинах панического бегства с поля боя командиров, политическое управление Западного фронта в своем донесении от 12 июля 1941 г. делало вывод о том, что «в период мирной учебы плохо изучался начальствующий состав. Поэтому на руководящие должности назначались шкурники и карьеристы, которые во имя сохранения своей шкуры предали интересы Родины».
Война выявила существенные недостатки в управлении войсками. Основная причина этого — слабая профессиональная подготовка командных кадров Красной Армии, особенно младшего и среднего звена. У большинства из них образование было в объеме начальной школы. О технической подготовке говорить не приходилось. В то же время офицеры вермахта имели специальное военное образование. После первых же ударов авиации противника и действий его диверсионных групп постоянные линии проводной связи оказались выведенными из строя, а крайне ограниченное количество радиостанций и отсутствие необходимых навыков в их использовании не позволили наладить устойчивую связь. У органов стратегического руководства отсутствовали заранее подготовленные пункты управления. Ставке, Генеральному штабу, командующим родами войск и видами вооруженных сил пришлось руководить войсками из абсолютно не приспособленных для этого кабинетов мирного времени.
Следует признать то, что Красная Армия не была подготовлена к условиям современной индустриальной войны — войны моторов. В этом заключается главная причина ее поражений в начальном периоде боевых действий.
Начальный период Великой Отечественной войны завершился поражением советских вооруженных сил. Военно-политическое руководство Германии не скрывало своего ликования по поводу ожидаемой близкой победы. Вот что записал в своем дневнике начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф. Гальдер: «...не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней». Однако они жестоко просчитались.


42. Перестройка страны на военный лад (1941-1945гг.).

Мобилизация. 22 июня 1941 г. в 12 часов дня заместитель председателя Совнар-кома и нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов выступил по радио с заявлением советского правительства о вероломном начале войны с фашистской Германией.
Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986), один из высших руково-дителей Коммунистич. партии и Сов. гос-ва. Чл. партии с 1906, член ее ЦК в 1917-57. После Окт. рев-ции – на парт. работе, секр. ЦК ВКП(б) в 1921-30. В 1930-41 пред. СНК СССР, в этом качестве играл одну из гл. ролей в развязывании массовых ре-прессий 30-х гг. В 1939-49 и 1953-56 В.М.Молотов – нарком, министр иностранных дел СССР. В этом качестве вёл все важнейшие межд. переговоры, подписал договоры с Германией в 1939 и секретные протоколы к ним. Был ближайшим помощником И.В.Сталина, неизменно старался предугадать его мнение, сохранил верность ему даже после ареста своей жены в 1949, что не помешало Сталину обрушиться на него с грубыми нападками на первом пленуме ЦК КПСС в октябре 1952. Догматик, исполнительный чиновник, до самой смерти сохранивший свои взгляды в неизменном виде.
В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена мо-билизация военнообязанных. За первую неделю в армию направлено свыше 5 млн чел. Кроме того, 1,7 млн рабочих и служащих, не подлежавших призыву (в основном – стар-ше 42 лет или имевших ограничение по здоровью), добровольно вступило в народное ополчение.
Организация командования. На второй день войны (23 июня) была образована Ставка Главного Командования (10 июля преобразована в Ставку Верховного Командо-вания, а 8 августа – в Ставку Верховного Главнокомандования).
Её председателем сначала был нарком обороны маршал Семен Константинович Тимо-шенко, затем – Председатель Совнаркома и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Членами Ставки были: зам. председателя Совнаркома К.Е.Ворошилов, зам. председателя Совнаркома и нарком иностранных дел В.М.Молотов, начальник Генерального штаба Г.К.Жуков, 1-й зам. наркома обороны С.М.Будённый, нар-ком военно-морского флота Н.Г.Кузнецов.
Кроме названных лиц, в нее последовательно входили маршал Б.М.Шапошников, за-местители начальника (потом начальники) Генерального штаба А.М.Василевский и А.И.Антонов, зам. председателя Совнаркома Л.П.Берия, зам. наркома обороны Н.А.Булганин и др.
Ставка Верховного главнокомандования являлась высшим органом военного ру-ководства в годы Великой Отечественной войны. Ставка рассматривала планы операций и меры по их обеспечению, руководила фронтами с помощью средств связи, направляла своих представителей из числа членов Ставки в качестве координаторов действий не-скольких фронтов. Рабочим аппаратом Ставки служил Генеральный штаб.
Генеральный штаб – традиционно основной рабочий орган по руководству росс. вой-сками. В России впервые образован в 1763 и действовал до 1796 при Военной коллегии, затем был заменён личным штабом императора (существовал под разными названиями) и вновь создан в 1827. Его роль особенно возросла в ходе воен. реформ 60-70-х гг. XIX в. В мае 1918 был образован Всеросс. гл. штаб, затем – штаб Реввоенсовета, Полевой штаб и Штаб РККА (Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии).
В 1935 Ген. штаб получил прежнее название. Подчинялся наркому обороны СССР. На-чальниками Штаба были крупнейшие воен. руководители, в т.ч. – М.В.Фрунзе (1924-25), М.Н.Тухачевский (1925-28), Б.М.Шапошников (1928-31), А.И.Егоров (1935-37), снова Б.М.Шапошников (1937-40), К.А.Мерецков (1940-41), Г.К.Жуков (1940-41), А.М.Василевский (с 1946). Состоял из управлений (разведывательное, оперативное, мо-билизационное и др.) и отделов.
Генеральный штаб собирал сводки о положении на фронтах и разведывательные данные, анализировал их и выдвигал предложения Ставке Верховного главнокомандова-ния, разрабатывал проекты планов операций, организовывал взаимодействие фронтов, видов и родов войск, готовил и доводил до войск директивы Ставки. Он постоянно под-держивал связь с командующими фронтов и армий, готовил заявки на вооружение и сна-ряжение для войск, контролировал подготовку и использование резервов. Работники Ге-нерального штаба выезжали в войска, участвовали в международных конференциях в ка-честве военных экспертов советской делегации, поддерживали контакты со штабами со-юзников по антигитлеровской коалиции.
С первых дней войны было образовано командование трех направлений: Северо-Западного (главнокомандующий К.Е.Ворошилов), Западного (С.К.Тимошенко) и Юго-Западного (С.М.Будённый).
Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969), сов. гос., парт. и воен. деятель. Уча-стник трех росс. рев-ций. С 1918 команд. и чл. РВС ряда армий и фронтов. С 1925 нарком по воен. и мор. делам и пред. РВС СССР; с 1934 нарком обороны СССР. Маршал Сов. Союза (1935). С 1940 зам. пред. СНК СССР и пред. К-та обороны при СНК СССР. В Вел. Отеч. войну чл. ГКО. С 1946 зам. пред. СМ СССР. В 1953-60 пред. През. ВС СССР. Чл. ЦК КПСС в 1921-61 и с 1966; чл. Политбюро (Президиума) ЦК в 1926-60.
Тимошенко Семен Константинович (1895-1970), маршал Сов. Союза (1940), дваж-ды Герой Сов. Союза (1940, 1965). В Гражд. войну ком. кавк. бригады и дивизии. В сов.-финл. войну команд. Сев.-Зап. фр. В 1940-41 (до июля) нарком обороны СССР. В Вел. Отеч. войну в 1941-42 главнокоманд. Зап. и Юго-Зап. направлениями, в 1941-43 команд. войсками Зап., Юго-Зап., Сталинградского и Сев.-Зап. фр. В 1945-60 ко-манд. войсками рядо ВО. С 1962 пред. Сов. к-та ветеранов войны.
Будённый Семен Михайлович (1883-1973), сов. военачальник, маршал Сов. Союза (1935), один из высших воен. руководителей. Герой Гражд. войны. Из крестьян. Уча-стник 1-й мировой (унтер-офицер) и Гражд. (команд. кон. корпусом, затем – 1-й Кон-ной армией) войн. В 1919-23 команд. 1-й Кон. армией. В 1924-37 инспектор кавале-рии РККА. В 1939-41 зам. и 1-й зам. наркома обороны СССР. С кон. июня 1941 чл. Ставки Верх. главнокомандования, в июле-сент. 1941 – главнокоманд. войсками Юго-Зап. направления, в сент.-окт. 1941 – команд. Резервного фронта, в апр.-мае 1942 – Сев.-Кавк. направления. С 1943 – командующий кавалерией Красной Армии. Выдвиженец Ворошилова, умело и осторожно интриговал против более молодых во-енных, группировавшихся вокруг М.Н.Тухачевского.
Управление Минского, Киевского, Одесского, Ленинградского и Карельского особых военных округов преобразованы в командования фронтов. Позднее главноко-мандования по направлениям, создававшее лишнее звено между Ставкой и фронтами, были ликвидированы, деятельность ряда фронтов в крупных операциях координировали специальные представители Ставки.
В армии восстанавливались должности военных комиссаров, пользовавшихся рав-ными правами и равной ответственностью с командирами.
Директива СНК СССР и ВКП(б). 29 июня Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) при-няли Директиву партийным и советским органам прифронтовых областей: отстаивать каждую пядь советской земли, укреплять тыл Красной Армии, эвакуировать запасы и имущество, а при невозможности вывезти – сжигать, развёртывать партизанское движе-ние в тылу фашистских войск. По решению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. из Москвы в другие города начался перевод наркоматов и ведомств союзного значения и части наркоматов РСФСР.
Централизация управления. 30 июня создан Государственный комитет оборо-ны (ГКО), которому передавалась вся полнота власти в стране. Он был вышим органом политического руководства строной в годы войны. На местах действовали уполномочен-ные ГКО. В городах, находившихся на угрожаемых направлениях, создавались городские комитеты обороны.
В состав ГКО входили: пред. Совнаркома, Ген. секр. ЦК ВКП(б) И.В.Сталин (предсе-датель), зам. пред. СНК, мин. иностр. дел В.М.Молотов (зам. председателя), зам. пред. СНК, пред. Комитета обороны при СНК К.Е.Ворошилов, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков, зам. пред. СНК, нарком внутр. дел СССР Л.П.Берия, зам. пред. СНК, пред. Госплана СССР Н.А.Вознесенский, нарком снабжения и пищевой пром-сти А.И.Микоян.
Государственный комитет обороны руководил перестройкой экономики, подго-товкой резервов для армии, эвакуацией оборудования и населения из районов, которым угрожала оккупация, восстановлением хоз-ва освобождённых районов. Постановления ГКО имели силу законов воен. времени и были обязательны для немедленного выполне-ния всеми партийными, государственными, хозяйственными, профсоюзными и другими органами и учреждениями.
Рабочим аппаратом ГКО были Правительство СССР с его аппаратом, уполномо-ченные ГКО из числа местных руководителей, более 50 городских комитетов обороны, создававшихся в условиях непосредственной угрозы, другие государственные и партий-ные органы. Распущен 4 сентября 1945г.
С лета 1941 г. Сталин сосредоточил в одних руках все ключевые посты: Верхов-ного главнокомандующего, Председателя ГКО, СНК СССР и Ставки Верховного главно-командования, наркома обороны, Генерального секретаря ЦК ВКП(б).
Перестройка промышленности. 30 июня 1941 г. правительство приняло моби-лизационный хозяйственный план на 3-й квартал 1941 г., предусматривавший переход предприятий на выпуск военной продукции, эвакуацию работников и оборудования из угрожаемых районов на Восток.
Задания по производству военной продукции увеличивались на 26 %, производст-во специальных видов проката – в 2 раза. Был утверждён список строек военных пред-приятий на Востоке страны. Новые предприятия начинали выпуск продукции уже в про-цессе строительства, по мере ввода в строй отдельных цехов и агрегатов. Резко сократи-лось производство предметов массового потребления.
Речь И.В.Сталина. 3 июля по Всесоюзному радио выступил с обращением к на-роду Председатель Совнаркома и председатель только что созданного Государственного Комитета Обороны И.В.Сталин. Свое выступление он начал с проникновенных слов: «Товарищи! Граждане! Братья и сестра! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»
Сталин говорил размеренно, спокойно, как бы размышляя. Он раскрывал фашист-ские цели войны и призывал народ к борьбе с врагом. Своим неторопливым и вырази-тельным голосом с заметным грузинским акцентом Сталин говорил, чеканя каждое сло-во: «Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, политых на-шим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит сво-ей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение на-циональной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белору-сов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджан-цев и других свободных народов Советского Союза, их онемечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение».
В этой речи были поставлены задачи скорейшего перехода экономики страны на военные рельсы. «Мы, – говорил Сталин, – должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага!»
Целями СССР были названы не только ликвидация грозной опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем порабощённым народам Европы. Впервые было указано, что в этой войне мы не одиноки, с нами верные союзники в лице народов Европы и Америки.
* * *
Таким образом, в первые же недели войны была произведена реорганизация воен-ного командования и перестройка управления на условиях жёсткой централизации, про-ведена мобилизация людей, ресурсов и экономики применительно к нуждам военного времени.
Отныне вся жизнь страны строилась по-военному.
Советский Союз вёл освободительную, справедливую войну. Это была война первого в мире социалистического государства против фашистских оккупантов, за независимость СССР, за освобождение порабощённых германским фашизмом народов Европы. Это была общенародная, Отечественная война. Вся Советская страна объединилась под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Всё для фронта, всё для победы!» Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.


43 Победа СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: условия, значение, уроки.

Благодаря накопленному военно-экономическому потенциалу и договору с СССР от 23 августа 1939 г. Германия 1 сентября 1939г. нападением на Польшу начала вторую мировую войну. 22 июня 1941 г. Германия совершила нападение на СССР. Ста­лин до последнего не верил, что Гитлер решится вести войну на два фронта.
Начало войны стало катастрофой для Красной Армии. Обес­кровленная репрессиями и в результате оперативно-стратегических промахов уже за первые три недели войны Красная Армия поте­ряла около 850 тыс. человек, 3,5 тысячи самолетов, до половины танков, имевшихся в приграничных округах.
Преодолев шок первых месяцев войны, правящий режим СССР смог использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, обеспечив предельное напряжение всех сил народа. В результате в первые полгода войны было эвакуировано более 1500 крупных промыш­ленных предприятий, которые в рекордно короткие сроки вводи­лись в строй.
Ценой колоссальных усилий и потерь германские войска были остановлены только у стен Москвы. Однако немецкие вой­ска вновь овладели стратегической инициативой и с июля 1942 г. перешли в наступление в направлении Волги и Кавказа.
Лишь осенью 1942 г. начался перелом в ходе войны. Победа под Сталинградом, затем н.а Курской дуге летом 1943 г. надломи­ли силу германских вооруженных сил..С конца 1943 г. начался, по­ход Красной Армии в Европу. Постепенно из освободительной мис­сии он расформировался в борьбу за геополитическое превос­ходство и создание «пояса безопасности» у советских границ.
В ходе войны был создан антигитлеровский союз: СССР, Ан­глия, США. Юридической основой коалиции явилась Декларация Объединенных Наций от 1 января 1942 г., которую подписали 26 государств.
Советский народ отстоял свою независимость, вышел победи­телем в войне с фашистской Германией. 8 августа — 2 сентября 1945 г. была разгромлена Япония. Великая Отечественная войне закончилась.
Победа была одержана благодаря патриотизму советских людей, его героизму и самоотверженности. Против агрессора сража­лись люди разных национальностей как один народ.
По итогам войны произошли территориальные изменения. СССР были переданы Курильские острова и Южный Сахалин, к нему отошла Восточная Пруссия с Кенигсбергом, а граница с Польшей прошла по «линии Керзона».
Победа в войне была достигнута объединенными усилиями стран антигитлеровской коалиции, однако главная тяжесть войны легла на плечи советского народа.
Поучительными и актуальными остаются следующие уроки вто­рой мировой войны:

  1. войну значительно легче начать, чем за­кончить, так как она протекает по своим законам;
  2. войну нельзя спланировать ни по масштабам, ни по характеру применяемых средств;
  3. только единство миролюбивых сил способно предот­вратить войну;
  4. вся тяжесть войны надает на плечи народа.

44 Противоречия и трудности послевоенного развития советского общества

(1945-1953 гг.).
Переход к мирному строительству. Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% Национального богатства.
В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). В соответствии с задачами мирного времени была проведена реорганизация некоторых военных наркоматов, на их базе создавались новые (наркомат машиностроения и приборостроения на базе наркомата минометного вооружения и др.).
Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального режима труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 г. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. В августе 1945 г. Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства.
В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.
Восстановление и развитие промышленности. 1946 г. явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятил


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: