Положительное подкрепление:
Добавление в ситуацию того, что вызывает позитивные эмоции, удовлетворяя соответствующую потребность.
Отрицательное подкрепление:
Подкрепление поведения, заставляющее повторять реакции отторжения, отрицания, неприятия чего-либо; усиление поведения путем устранение чего-то неприятного из ситуации.
Наказание:
Стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения.
· Научение посредством наблюдения, векарное (Бандура).
Классическое обусловливание.
Уотсон: «человек таков, каким научился быть».
Классическое обусловливание – простейший вид научения, в основе которого находятся врожденные непроизвольные рефлексы.
Схема: в ходе обучения человек автоматически реагирует на определённые стимулы à затем он научается реагировать сходным образом на стимулы, отличающиеся от первых уже условным характером (стимулом) --à однотипная реакция.
Вывод: на основе своих исследований Уотсон пришёл к выводу, что страх, отвращение и другие эмоциональные реакции взрослых людей возникают в детстве на основе условно-рефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными объектами.
|
|
è Можно управлять по заданной программе эмоциональным поведением человека.
Оперантное обусловливание.
Человек, организуя своё поведение, ориентируется на его вероятностные последствия (положительные или отрицательные). Особое значение имеет подкрепление его поведения для сохранения и усиления эффекта.
Подкрепление бывает нескольких видов.
- По природе: первичное (прямое воздействие, пища, слова) и вторичное (условное: первоначально нейтральный раздражитель + первичный à реакция);
- Оперантное научение:
§ подкрепление (то, что заставляет человека повторять реакцию)
o позитивное,
o негативное (угроза, внесение неприятного в ситуацию, при условии, если человек не сделает что-либо).
§ наказание (устранение нежелательных форм поведения). Уотсон считал неэффективным наказание: негативные эмоции, это самая простая форма реакции, но быстро входит в привычку (с обеих сторон); он предлагал отказаться от наказания вообще.
По Скиннеру замена наказанию: игнорирование и т.п.
Но общество строится на приоритете негативного подкрепления и наказания.
Обучение посредством наблюдения (Бандура).
Для закрепления форм поведения действительно нужно подкрепление, но на самом деле, чтобы у ребёнка сформировалось поведение вообще и его формы, нужно иметь опыт его наблюдения.
В детские годы ребёнок наблюдает за множеством людей и их поведением à внутренние модели внешнего мира à воспроизведение тех или иных реакций в подходящих условиях à более вероятно повторение тех реакций, за которые поощряют.
|
|
Обучение посредством наблюдения:
промежуточные процессы
o Внимание
o Память
Стимул à Навыки à реакция
o Мотивация
Т.о. по мнению бихевиористов развитие личности – количественный процесс научения – процесс накопления и укрепления количества навыков. Также нет качественно новых образований.