Ролевая теория личности

Роль - это тип поведения личности,обусловленный её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Не исполняющий роли в соответствии с ожиданием вступает в конфликт с обществом, навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Рассматривая свойства роли, Т.Парсонс сформулировал следующие её характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени (школьник, студент), другая - размыта, неопределенна (членство в общественных организациях, в группах по интересам), третья часть длительна по времени действия (роль работника в течение всей трудовой жизни, отцовство, материнство и т.д.).

Неменьшее значение приобретает то факт, что часть ролей требует соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации), для другой части эти требования устанавливаются достаточно произвольно (член музыкального клуба или общественной организации).

Выполнение роли связано также с её мотивационной характеристикой: в одном случае роль ориентирует на получение личной выгоды (владелец частной собственности), в другом - на общественные, социальные интересы (член политической партии, член кооператива т.д.).

И наконец, важен и тот факт, что выполнение некоторых ролей жестко регламентировано (роль охранника, пожарного, дежурного), а другие роли могут обогащаться или терять некоторые черты, что наиболее наглядно происходит в процессе продвижения по служебной или профессиональной лестнице.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Вот почему деятельность следует рассматривать с социальных позиций, проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как в соответствии с её социальным статусом, так и с социальной ролью.

Индивидуальность в психологии, это “человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Своеобразие это надо понимать проявляется в чертах темперамента, характера, в специфики интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.” Иными словами в психологии нет такого грубого разделения, что какая-то группа людей является плагиатом, а ходящий рядом человек не имеющий заметного отношения к ним и не делающий то же что и они является индивидуалистом. С точки зрения психологии, каждый человек уже индивидуален только потому, что ему присущи такие неделимые качества, которые отличают его от других, и такие же точно идентичные качества не могут быть найдены у другого отдельно взятого человека. Идентичность лишь схематична, она определяется общими качествами людей, но когда таковые качества представлены вместе, то это ясно даёт понять об отличиях одного человека от других. Основные параметры индивидуальности – психологический и физиологический. Главным образом люди различаются по тому, как они мыслят, как относятся к вещам, как делают то или иное дело. А второй не менее важный фактор – визуальное различие во внешности (но не во внутреннем физиологическом строении). Однако одно определяет другое, в зависимости от своих внешних данных человек и ведёт себя в соответствии с ними. Например человек маленького роста и небольшой силы никогда не будет таскать неподъёмные для него грузы, предпочитая работу головой или без особых физических затрат. Поэтому я думаю в дальнейшем уместно говорить о психофизическом аспекте индивидуальности. Именно об этом можно много почерпнуть в идеях Кречмера

Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.

Проблема выделения типов характера: емкость и тип:

емкость – совокупность свойств и типов поведения.

Тип – их взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга.

емкость – сумма. Тип – целое. Понимание целостности: у типа выделяют несколько структурных качеств (2 – 3), которые объединяют, задают структуру остальным.

Стратегии построения типов:

снизу – эмпирическая. Индукция.

сверху – стратегическая. Дедукция.

Задачи выделения типологии:

1.объяснительная. Поиск психотелесных соответствий (психического типа и телесного) и их объективное обонование. Гиппократ, Кречмер, Шелдон.

2.описательная. Описание классов характера. Тип характера - отклонение, связанное с социальной неприспособленностью. Аномалия – индивидуально-типовой портрет. Задача - описать как можно больше индивидуальных типов аномалий характеров, увеличить, насколько возможно, разнообразие индивидуальностей. Но конечная цель – не только диагностика, вслед за ней следуют определенные способы коррекции. Ганнушкин, Личко.

терапевтическая. Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. Построение типологии не имеет здесь ни объяснительного, ни диагностического характера (хотя и может быть использовано диагностами), но строится, чтобы каждый человек, например, пациент терапевта, мог бы воспользоваться типологией для осознания собственных индивидуальных черт, для осознания проблем и их постановки. Т.е. здесь типология – средство терапии и самотерапии. К. Г. Юнг: психологические типы.

Отличительной чертой типологического подхода к изучению индивидуальности является то, что при этом подходе точкой отсчёта служит не
“норма”, а “тип”, понимаемый как единство природного и социального, как специально предложенный способ освоения индивидом своей природной сущности.

Поиск психотелесных соответствий, или строение тела и характер. Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. «Тип» – целостная структура, а не совокупность свойств. Задачи:

установление связи между особенностями телосложения человека и его предрасположенности к отдельным психическим заболеваниям;

установление связи между особенностями телосложения человека и его характером

а) выделение 3 чистых типов телосложения и установление их связи с психическими заболеваниями. Астеник – средний рост при малой толщине, тонкие руки и ноги, бледная кожа, практически полное отсутствие жира, слабое развитие мускулатуры, узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой профиль - вытянутый нос и скошенный подбородок, анфас – длинное, узкое, худое лицо, слабо развит и не выражен подбородок. Атлетик – сильно развитая мышечная и скелетная система, тело трапециевидной формы, развитая мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра, умеренная жировая прослойка. Голова – крупная, плотная, сидит на короткой шее. Форма головы яйцеобразная, с развитыми лобными долями. Пикник – плотная фигура, с большим животом, короткими конечностями, дряблая кожа, ярко выражен жировой слой. Лицо: анфас – пятиугольник (скулы особо выделяются за счет жировых отложений), череп имеет округлые очертания.

Выделил корреляционные связи с двумя заболеваниями: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер. Основной признак – аутизм. Полная погруженность в себя и неверное представление о мире. Аутистическое мышление – уход от реальности. 2) циклический (маниакально-депрессивный) психоз. Резкая смена настроения: беспричинная радость – беспричинное уныние.

Вывод: связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и типа пикник.

б) выделение аномалий характеров, сходных с названными заболеваниями. Между нормой и патологией не качественные отличия а количественные. Шизофрения и МДП – центры более общих образований из области малой психиатрии. У Ганнушкина - психопатии, пограничная, промежуточная область между нормой и психическим заболеванием. Аномалии характера, соответствующие им: шизоид и циклоид. Шизоид: замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои нормы. Ориентирован на себя: «напоминает готический замок – снаружи скромен и бесцветен, внутри – роскошные пиры». Редко имеет друзей, его партнер должен отвечать некоторому идеалу: «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность (ранимость) – эмоциональная тупость (полное внешнее безразличие к окружающим). Циклоид: общителен, открыт миру, доброжелателен. Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный (сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему необходимо выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала: постоянная радость – постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции.

в) выделение двух общих (глобальных) биотипов для нормальных индивидуальностей.

Биотип – единство телесных и психических черт. Изучение на вождях и героях. Исследователи, писатели, политики: нашел мало. Только описание, нет объяснения. Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму. Богатая интуиция мыслителя. В политике склонен к компромиссам. Шизотимик: предпочитает абстрактные науки, где нужно обобщать. Рациональны, не доверяют эмоциям. Мир изначально схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск внутренних причин. В политике – яркие революционеры.

У Шелдона другой метод и иное представление о типе. Вводит массу характеристик строения тела. Выделяет индексы – показатели ключевого типа телосложения. Соответствие признаков, их корреляции. Типы как группы свойств.

Шелдон, индекс телосложения Кречмер, тип телосложения Шелдон, индекс темперамента
Эктоморфный (кожа, НС) Астеник Церебротония
Мезоморфный (костно-мыш.) Атлетик Соматотония
Эндоморфный (внутр. органы) Пикник Висцеротония

Корреляция не есть причинно-следственная связь и нельзя сказать что одно зависит от другого нельзя. Возможно, оба этих показателя зависят от чего то третьего – образа жизни, области деятельности и т.д.

Стиль жизни [греч. stylos — стержень для письма] — индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм жизнедеятельности. Понятие С. ж. было разработано М. Вебером и затем введено в психологию А. Адлером, который определил индивидуальный С. ж. как "целостность индивидуальности". А. Адлер видел природу внутреннего постоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своей уникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом, который человек придает жизни. Смысл жизни воплощается в С. ж. и "проходит далее через всю жизнь подобно странной и своеобразной мелодии собственного сочинения". Каждое проявление личности должно, по Адлеру, рассматриваться в контексте всей индивидуальности, так как все происходящее есть ни что иное, как борьба за реализацию жизненной цели индивидуальности. Стремление уйти от жесткой внешней детерминации является другим фактором, вызывающим к жизни С. ж., который отражает, что предпринимает человек для обретения своей личностной автономии. Каждый индивид имеет тенденцию к сохранению собственной уникальности. Он отличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития, в отличие от других, и стремится это отличие сохранить. Он накладывает свой индивидуальный отпечаток на каждую роль, которую он играет, на каждую ситуацию, с которой сталкивается, причем делает это в соответствии с собственной Я-концепцией. Согласно Адлеру, С. ж. определяет все индивидуально-существенные функции человека, и особенно явственно проявляется, когда человек стоит перед важными решениями в критических ситуациях. После работ Адлера понятие С. ж. ни в одной психологической теории не занимало столь заметного места.

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: