Билет №3 • Уровень социально-экономического и культурного развития Киевской Руси

3. Период наивысшего расцвета Киевской Руси (XI век).

• Князь и княжеское управление; организация военных сил; роль веча;

Ярослав мудрый. 1019-1054. Единое государство.

Организация военных сил: дружина, тысяцкие, ополчение,

Роль веча: народное собрание, решение вопросов связанных с внешней и внутренней политикой.

• Правление Ярослава Мудрого и его значение в развитии древнерусского государства;

Оформление органов управления, формирование единой законодательной системы, образование (школы при храмах) широкое строительство храмов, искусство, архитектура, живопись, связь с Византией.

• Уровень социально-экономического и культурного развития Киевской Руси;

Киевская Русь в период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Общественный строй Киевской Руси большинство историков определяют как раннефеодальный.

Уже в XI в. в Киевской Руси начался процесс выделения частной собственности: церковной, княжеской, боярской.

Сельская община базировалась на принципах коллективизма и уравнительности, являлась собственником земли и угодий.

Центрами ремесла и торговли являлись города. Накануне монгольского вторжения на Руси было около 300 городов. В городах мелкотоварное производство и торговля сочетались с натуральным хозяйством, что характерно для раннего феодализма.

• «Русская Правда» и ее значение; особенности социального состава русского общества;

Русская правда - один из крупнейших юридических сводов Средневековья и древнейший памятник славянского права. Появилась в XI—XII вв. Русская Правда дает ценные сведения не только о юридических нормах X—XII вв., но и о развитии феодальных отношений в Киевской Руси, образовании социальных слоев и групп, социальной борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, даже о быте и нравах человека.

Правда Ярослава ограничивала кровную местькругом ближайших родственников. Если мстить было некому, виновный платил штраф — виру великому князю. Если же убийца скрывался, то виру должна была заплатить община — вервь, на территории которой произошло убийство (так называемая общая, или дикая вира). Тем самым вводилось общее поручительство, общая ответственность в общине (деревенской, посадской).

Законы Ярослава Мудрого регулировали споры между свободными людьми. Правда различала разбойничество (убийство) и убийство в пылу ссоры (непреднамеренное убийство). Разбойников с семьей отдавали князю «на поток», т.е. изгнание: Правда Ярослава разбирала также сложные вопросы о наследовании имущества.

В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

Дореволюционные историки утверждали, что свободное население Киевского государства не знало сословных делений и перегородок. Все пользовались одинаковыми правами, но, конечно, различные группы населения отличались друг от друга по своему фактическому положению, т.е. по богатству и социальному влиянию. Общественные верхи назывались: лучшие люди (мужи), лепшие, большие, первые, нарочитые, бояре (боляре). Общественные низы составляли люди молодшие, меньшие, черные, простая чадь, смерды.

Советская историческая школа выделяла в раннефеодальном обществе два основных формирующихся класса: феодалов — землевладельцев и крестьян (смердов) — земледельцев. И верхи, и низы общества не были однородными по своему составу.

Средние слои Киевского государства (по В. О. Ключевскому) составляли: рядовая масса княжеских дружинников, которые содержались и кормились на княжеском дворе и в качестве добавочного вознаграждения получали свою долю из дани и военной добычи; средние слои городского купечества.

Низшие слои — городское и сельское простонародье — являлись основным населением Киевской Руси. К ним относились: свободные общинники-земледельцы, обязанные князю данью; городские и посадские ремесленники, работавшие на заказ и также платившие дань князю; закупы и рядовичи, несшие материальную ответственность перед господином, но имевшие собственное хозяйство; смерды — несвободные или полусвободные данники, сидевшие на земле князя и несшие повинности в его личную пользу.

Несвободное население Киевской Руси составляли холопы — военнопленные, кабальные холопы, т.е. добровольно или в силу принуждения продавшие себя в рабство, изгои (изгнанные из общины). Холопы обслуживали княжеские и боярские дворы и назывались челядью. Понятие «челядь» упоминается уже в договоре Олега с Византией. В Русской Правде появляется слово «холоп».

Особую категорию составляли церковные люди — священнослужители разного ранга; они находились в юрисдикции церковного законодательства.

• Киевская Русь на международной арене; приоритетные направления внешней политики;

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

· Удалось обезопасить русь от набегов печенегов.

· Укрепление позиций в Прибалтике (походы на чудь (1030); г.Юрьев (Тарту) на берегу Чудского озера).

· Киев – соперник Константинополя, один из наиболее развитых городов в Европе. Софийский собор, Златые ворота (1037).

· Развитие культуры, образования и просвещения; переписка и перевод книг на русский язык, обучение грамоте.

Русь достигла широкого международного признания.

· Ярослав женат на шведской принцессеДочери замужем за французским, венгерским, норвежским королями

· Сестра вышла замуж за польского короля

· Внучка вышла замуж за германского императора

· Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (отсюда и прозвище сына Всеволода Владимира)

• Завещание Ярослава Мудрого и его значение для дальнейшего развития древнерусского государства.

Умирая, Ярослав Мудрый разделил Русь между сыновьями в удельное правление. Старший из них — Изяслав получил Киев. Ярослав завещал своим сыновьям во всем подчиняться великому князю киевскому. Историк С. М. Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после 1054 г., пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Рюриковичей. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения, тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство определялось следующим образом: за властвующим киевским князем шли все его братья (родовой принцип наследования), после их смерти наступал черед их старших сыновей, они наследовали отцовские столы, постепенно передвигаясь от менее престижных к более значимым (лествичиая система наследования). При этом на титул великого князя имели право претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Так появились князья-изгои, которые могли рассчитывать только на самые отдаленные и захудалые княжества. Схема оказалась нежизнеспособной, запутывался порядок наследования, возникали острые конфликты между братьями, а также между дядьями и племянниками. Все это стало поводом для межкняжеских усобиц и конфликтов с применением силы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: