Предмет истории, как науки: цель и задачи изучения. Исторические школы. Функции исторической науки, ее метод.
История:
- процесс развития какого-то явления
- процесс развития человека
- наука, изучающая прошлое природы и человека
- учебная дисциплина.
Всемирная История делится:
1)по времени (первобытная, древняя, средневековья, новая, новейшая);
2)по географическому признаку (стран, регионов, частей света);
Исторические школы:
Нестор: «Повесть временных лет.
«Житие Феодосия Печорского» - сведения о классовых боях, ценные географические данные.
«Слово о полку Игореве» - содержатся сведения по прекращению междоусобиц, глас о спасении русских земель.
«Задонщина» - подробности о Куликовской битве, подсчет потерь монгольских и русских войск.
Вывод: произведения насыщены фактическим материалом и политической оценкой.
Два основных подхода к изучению истории – цивилизационный и формационный.
Формационный подход (Маркс, Энгельс) - материалистическое объяснение истории согласно Марксистско-Ленинской Точки зрения, Россия шла по формационному коридору, но с отставанием от западной Европы.
|
|
Цивилизационный подход - основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация.
Методы:
1. Историко - генетический: наиболее универсальный, последовательное изучение раскрытия свойств и функций изучаемого объекта. При использовании познания идет от единичного к особенному, от общего ко всеобщему.
2. Историко – сравнительный: Многие события, происходящие в разное время и на разных этапах, и различаются и похожи, поэтому сравниваются разные периоды.
3. Историко – типологический: классификация служит для упорядочения явлений, событий, объектов в качестве определенных типов на основе событий.
4. Историко – системный: изучается единство событий, явлений в общественно историческом ходе событий.
Вывод: эти методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другого.
Задачи курса: изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;- привить навык исторического анализа;- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;- заложить основы для понимания будущего России;- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.
Функции исторической науки:
1) познавательная - интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
2) практически-политическая - сущность ее в том, что история как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
|
|
3) Мировоззренческая - история создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием
4) воспитательное воздействие. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм; показывает, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом.