К середине XVI в. Реформация добилась несомненных успехов во многих европейских государствах: она победила в значительной части германских княжеств, Швейцарии, Англии, скандинавских странах, проникла в Венгрию, Польшу, Францию и Нидерланды. Таким образом, вся Западная и Центральная Европа оказалась "заражена ересью". Однако к середине XVI в. католическая церковь от обороны перешла к активным действиям.
Особую роль в европейской контрреформации сыграли три организации: инквизиция, орден иезуитов и Тридентский собор.
Первая инквизиция была создана в 1233 г. для искоренения альбигойской ереси в Южной Франции. В XVI в. инквизиция становится учреждением, стремившимся распространить свою деятельность на всю Европу и заморские владения. "Формула отлучения от церкви", которая приводится в практикуме (документ 1), возникла еще в XIII в., но в период контрреформации она постоянно употреблялась католическими священниками для проклятия реформаторов церкви и их сторонников. Особенно активными были действия инквизиции в Испании, Нидерландах и Италии. "Надпись на здании севильской инквизиции" (документ 2) была сделана по распоряжению императора Карла V для устрашения еретиков.
Особую роль в борьбе с Реформацией сыграл Орден иезуитов (Общество Иисуса). Основателем ордена был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). В 1534 г. он основал "Общество Иисуса" для борьбы с врагами католической церкви и расширения ее власти. В 1540 г. папа Павел III издал буллу об учреждении ордена (документ 3) и утвердил его устав. Выдержки из устава (документ 4) позволяют познакомиться с целями нового ордена, а также с требованиями, которые предъявлялись к его членам. В 1548 г. Игнатий Лойола написал книгу "Духовные упражнения", в которой изложил принципы организации и систему иезуитского воспитания (документ 5). Значительный интерес представляет реакция современников на деятельность инквизиторов в различных сферах общественной жизни. Некоторые сведения по этому вопросу содержатся в рукописи неизвестного автора "Изложение принципов, которыми руководствуются отцы и иезуиты" (документ 6).
Огромную роль в консолидации католической церкви сыграл Тридентский собор (1545—1563). Главные решения были приняты на заседаниях 1562—1563 гг. Постановления собора знаменовали полную победу папства над сторонниками реформ внутри католической церкви и отказ от какого-либо компромисса с протестантами. Принятые на соборе постановления показали, что католическая церковь не пожелала уступить ни в вероучении, ни в культе и обрядах (документ 7).