Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 1. Учебный алгоритм как средство обучения………………………………………………. 2. - Как правильно организовать учебный труд…..……………………………………... - Учись быть читателем!................................................................................................... - Как читать книгу………………………………………………………………………. - Как работать с книгой………………………………………………………………… - Как работать с параграфом учебника………………………………………………... - Как работать над темой доклада, выступления……………………………………... - Учись запоминать!......................................................................................................... - Как составить простой план………………………………………………………….. - Как составить сложный план при работе с текстом………………………………… - Как составить тезисы………………………………………………….......................... - Конспектирование…………………………………………………….......................... - Как составить план-конспект…………………………………………........................ - Правила конспектирования лекции………………………………….......................... - Требования к записям…………………………………………………………………. - Работа с цитатой………………………………………………………………………. - Как работать с журналом……………………………………………………………... - Как работать с газетой………………………………………………………………... - Как комментировать газетные сообщения………………………………………….. - Как написать отзыв об историко-художественной книге………………………….. - Организация самоконтроля…………………………………………………………... - Как рецензировать ответ……………………………………………………………… - Как рецензировать доклад (сообщение)……………………………………………... - Как составить синхронистическую таблицу………………………………………... Приемы логического мышления…………………………………………………………. - Как выделить в тексте главное………………………………………………………. - Последовательность действий при выделении главного…………………………... - Как сравнивать………………………………………………………………………… - Действия при доказательстве………………………………………………………… - Решение познавательных задач……………………………………………………… Алгоритм как предмет усвоения знаний по истории…………………............................ - Требования к рассказу………………………………………………………………… - Схема изучения исторических явлений……………………………………………… - Оценка исторического события, явления……………………………………………. - Анализ явления общественной жизни………………………………………………. - Изучение государственного устройства..……………………………………………. - Алгоритм характеристики политического строя государства……………………… - Изучение отношений между классами……………………………………………….. - Изучение предпосылок революции…………………………………………………... - Характеристика революционных (общественных) выступлений………………….. - Характеристика войн………………………………………………………………….. - Алгоритм анализа картины…………………………………………………………… - Алгоритм характеристики и оценки исторического деятеля……………………….. - Алгоритмы работы с историческими документами………………………………… 3. Алгоритм как предмет усвоения знаний по обществознанию…………………………. 4. - Характеристика общественного строя……………………………………………….. 5. - Характеристика цивилизации………………………………………………………… 6. - Алгоритм анализа политических текстов……………………………………………. 7. - Алгоритм анализа политических карикатур…………………………………………. 8. - Алгоритм анализа политических событий и явлений………………………………. 9. - Алгоритм комментирования политического высказывания……………………….. Список литературы………………………………………………………………………...  

С введением новой концентрической структуры в систему образования перед учителями историй и обществознания особо остро встал вопрос о работе на втором концентре.

С одной стороны, отход от моноучебников и моноидеалогии создал рынок вариативных учебно-методических комплексов. Но до сих пор на втором концентре нет учебника, отвечающего современным требованиям. Поэтому и учителя, и ученики поставлены перед проблемой отбора содержания материала.

С другой стороны, в настоящее время издается большое количество учебных пособий, научных и научно-популярных книг по истории, стремительно растет и число исторических сайтов в Интернете. Учащийся, заинтересовавшийся какой-либо темой, не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело – овладение способами работы с этой информацией.

Таким образом, перед учителями, работающими в 10-11 классах, стоит задача не только помочь старшеклассникам глубоко изучить программный материал, сформировать собственную позицию, которую они могли бы убедительно аргументировать, но и научить работе с информацией.

С 1 сентября 2005 года Министерство образования РФ планирует переход средней школы (II концентр) в режим профильного обучения. Следовательно, проблемы, о которых говорилось ранее, станут еще более значимыми, актуальными и потребуют от учителя творческого подхода к их решению. Думается, что алгоритмизированные «памятки» в какой-то степени помогут решить эти проблемы учителям, работающим со старшеклассниками.

Многие учителя истории и обществознания уже давно используют в своей работе различные памятки для учащихся. По их мнению, памятки являются важнейшим моментом в организации учебной работы. Они позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Алгоритмы – это инструктивные предписания (правила, инструкции, памятки), определяющие четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению учебной задачи и синтезу. Следовательно, в первую очередь они способствуют формированию культуры умственного труда: развивают последовательность, обоснованность суждений, т.е. систематически и целенаправленно формируют, развивают и совершенствуют у школьников общеучебные интеллектуальные умения, определяющие результативность учебной деятельности.

Алгоритмы - это система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи; это своеобразная схема усвоения знаний. Подобные логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т. п. помогают школьникам усваивать исторический материал.

Таким образом, алгоритмы являются в определенной степени эффективным дидактическим средством формирования учебной деятельности учащихся и усвоения знаний.

Автор работы «Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории» Л.В.Попова предлагает следующие этапы работы с алгоритмом:

1. Знакомство с алгоритмом, раскрывающим цель, содержание и порядок учебно-познавательных действий, их усвоение.

2. Процесс обучения способам переноса усвоенного алгоритма, систематическое его применение в иных условиях. Непроизвольное запоминание достигается благодаря многократному использованию определенных алгоритмов в учебном процессе.

3. Самостоятельный перенос усвоенных действий на новые объекты.

Итак, учебные алгоритмы разъясняются учащимся по мере необходимости их применения в процессе изучения программного материала. Многократное обращение к ним способствует тому, что у школьников постепенно вырабатывается устойчивый навык изучения материала на основе усвоенной схемы.

В данном методическом пособии представлены учебные алгоритмы двух видов: алгоритм как средство обучения и алгоритм как предмет усвоения знаний.

Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся немалую практическую ценность. Это касается особенно тех учеников, которые продолжают свое обучение в вузах. Их адаптация к новым условиям проходит в более благоприятных условиях.

Конечно, нельзя организовать изучение истории только на основе памяток — это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результаты.

Вашему вниманию предлагается подборка алгоритмов, извлеченных из различных источников. Некоторые из них несколько видоизменены, скорректированы с учетом результатов практической работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: