Часть 3. Прочитайте фрагмент из работы историка Р

Прочитайте фрагмент из работы историка Р. Г. Скрынникова и ответьте на вопросы.

«Земский собор заседал в Москве третью неделю. Близился конец января. Но земские чины, по словам

очевидца — шведского агента — не пришли ни к какому соглашению. Круг кандидатов сузился, но ни одна пар­тия не могла склонить на свою сторону большинство. Кандидатура Дмитрия Трубецкого вызвала на Соборе резкие возражения. Многие люди открыто заявляли, что он попросту не способен править государством. В хо­де обсуждения Собор отклонил также и кандидатуру Ми­хаила Романова.

Шестнадцатилетний юнец не внушал никому осо­бых симпатий. Очевидец государева избрания Федор Боборыкин писал, что земские чины и бояре не чувствуют уважения к Михаилу. Боярин Иван Никитич Романов всегда действовал заодно с Мстиславским и энергичнее других настаивал на приглашении наемников в Кремль. Шестнадцатилетний Михаил Романов находился при дя­де в Кремле в течение всей осады. Он смертельно боялся народа и не помышлял о борьбе с захватчиками. Трубец­кой, Пожарский и другие руководители Собора реши­тельно отвергали кандидатуру Романова.

Но среди земских воевод были не только против­ники, но и приверженцы Михаила. В его пользу настой­чиво агитировала романовская родня — воевода князь Иван Борисович Черкасский, Борис Салтыков, князь Иван Федорович Троекуров, дворяне Михалковы.

Голоса разделились. Ни один кандидат не мог полу­чить большинства. Тогда кто-то из членов Земского собо­ра предложил избрать царя тем же способом, что и пат­риарха: наметить трех кандидатов, бросить между ними жребий и посмотреть, кого Бог пожелает дать им в госу­дари.

Большинство отвергло такое предложение. Тут же раздались голоса, требовавшие не прерывать заседаний Собора вплоть до вынесения общего решения — «завеща­ние полагают, да не отступят от места сего преж даже не изберетца царь Московскому государству». Избиратель­ная борьба вступила в критическую фазу».

С1. В каком году заседал Земский собор, о котором расска­зывает историк? Как называют эпоху в истории России, с которой было связано проведение Собора?

С2. Какая главная задача стояла перед Собором? Какие кан­дидатуры обсуждались? (Укажите не менее двух имен.) Какие способы решения проблемы предлагались? (Ука­жите не менее двух способов.)

СЗ. Опираясь на свои знания, объясните, почему участни­ки Собора были твердо намерены не расходиться, пока не будет решена главная задача. Напишите, чем закон­чился Собор.

С4. Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? (Укажите не менее двух задач.) Какие зако­нодательные положения соответствовали этим задачам? (Укажите не менее двух положений.)

С5. Ниже представлены две точки зрения на государствен­ную деятельность Лжедмитрия I.

1. Лжедмитрий I был беспринципным авантюрис­том, неспособным к управлению государством. Он опи­рался на помощь поляков-католиков, действовал в сво­их интересах. В результате народного восстания был убит.

2. Лжедмитрий I обладал способностями государст­венного деятеля, пытался проводить политику, направ­ленную на ликвидацию конфликтов в обществе и укреп­ление государства. Погиб в результате боярского заго­вора,

Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на воп­росы.

1 июня 1648 г. в Москве началось народное вос­стание.

Каковы были причины этого восстания? (Укажите не ме­нее двух причин.) Какие события произошли в ходе восста­ния? (Назовите не менее трех событий.)

С7 Сравните национальный и религиозный состав населе­ния России в начале XVI в. и в конце XVII в. (Укажите не менее двух общих черт и не менее трех различии.)

Общее
 
 
Различия
   
   
   
   
   
   

Ответы

Тема 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: