Циклы личностного роста

Опираясь на уже описанные процессы, реализующие кризисы развития (п. 3.6.), а также на представления об образе Я человека, можно следующим образом описать циклы личностного роста.

1. Принятие к руководству нового (обновленного) образа Я. В какой-то момент своей жизни человека начинает беспокоить переживание того, что он/она не вполне соответствует тому, каким ему хотелось бы быть. Во многих случаях расхождение между Я-реальным и Я-идеальным находит удовлетворяющее человека объяснение, снимающее или смягчающее противоречие: «не всем же быть богатым», «хорошего человека должно быть много» (о комплекции), «так уж мне на роду было написано» и т.п. Но в ряде случаев защитные усилия по сохранению целостности Я-концепции, и, соответственно, целостности личности, не дают достаточного эффекта. Вероятно, происходит это по следующим причинам:

· в результате списывания с некоторого внешнего образца Я-идеальное получает дополнительную побудительную силу, и расхождение между Я-реальным и Я-идеальным начинает переживаться острее;

· новый образ Я вырабатывается человеком в результате собственных усилий – в грезах и мечтах; Я-идеальное становится более привлекательным, получает дополнительную мотивационную валентность, чем также обостряет внутриличностные противоречия;

· человек обнаруживает (сам, или с чьей-то помощью), что для решения актуальных жизненных задач ему необходимо бы стать другим; при этом сила мотивов, обеспечивающих решение данных жизненных задач, придает силы и новому (обновленному) образу Я, на который человек начинает ориентироваться все чаще и все сильнее.

Какое-то время в Я-концепцию включаются дополнительные объяснения, смягчающие противоречие. Но противоречие одновременно и усиливается объяснениями и побуждениями, которые человек принимает для себя, обосновывая необходимость изменений в своем поведении, мышлении, восприятии – в преобразовании своего образа Я и, следовательно, самого себя. «Внутриличностная дискуссия» набирает обороты, накал внутренней полемики усиливается. Постепенно противоречие набирает все большую представленность в Я-концепции, а мотивационное напряжение достигает такой силы, что игнорировать его становится совсем невозможно.

2. Переход через грань (черту), за которой не двигаться к преобразованию себя уже нельзя. Это момент, когда недовольство расхождением между Я-реальным и Я-идеальным набирает такую силу, при которой его не удается ни игнорировать, ни смягчить с помощью защитных процессов. В такой момент изменения запускаются уже минуя сознательное решение человека, только потому что прежнее состояние Я-концепции уже не может быть поддержано («верхи не могут, низы не хотят»). С этого момента личностные изменения наступают уже как душевный рывок, как позыв к преодолению себя. На фоне высокой мотивационной готовности сознательные усилия, которые предпринимает человек, становятся заметно эффективнее. Готовый к изменению человек с заметно большей эффективностью принимает как жизненные подсказки о том, каким образом будут происходить изменения, так и профессиональную помощь со стороны психолога. Правда, направление изменений и их содержание при этом не всегда оказываются теми, что ожидались в соответствии с выбранным в качестве руководства образом Я.

3. Принятие произошедших изменений, принятие себя в новом качестве, в новом образе Я. Человек субъективно переживает, что наступает период стабильности, чувствует, что с ним произошло что-то важное, иногда ему кажется, что он изменился очень сильно (часто оценивают как «я совершенно теперь другой»). Это состояние описывается людьми как «свежий ветер», «обновление», «облегчение», «преобразование», «новая жизнь» и т.п. Справедливости ради надо указать, что реальные изменения не столь уж и значительны, просто человеку даже небольшие изменения кажутся огромными, если они касаются важных для него качеств и ресурсов, если они имеют отношение к значимым для него жизненным событиям, преодолениям и достижениям. Кроме того, новый образ Я, принятый человеком в результате прохождения через личностный кризис (через цикл личностного роста), снова-таки оказывается не столь уж и близким к его идеальному Я. Следовательно, внутриличностные противоречия (как источники будущего развития, будущих изменений) сохраняются, но теперь они принимаются гораздо терпимее, или порой даже не замечаются вовсе, а частичное несоответствие самому себе переживается заметно легче. Потому что в соотношении сил во внутриличностной динамике найдена такая мера, которая устраивает человека на данном этапе его жизни, потому что в новом своем качестве (образе Я) человек оказывается лучше готов к решению жизненных задач, соответствующих текущему периоду его жизни. Таким образом, результатом (продуктом, новообразованием) кризиса личностного роста взрослого человека выступает новая Эго-идентичность.

Процесс, который мы обозначили как цикл личностного роста, в общих чертах выше (в п. 3.6) уже был описан как кризис личностного развития. То новое, что мы здесь стремились подчеркнуть, показывает, что всякий личностный кризис есть в той или иной степени кризис идентичности. Даже там, где на поверхности проявляется недовольство, казалось бы, технологическое (не удается наладить свой бизнес или отношения с близкими), в глубине обнаруживается недовольство собой. А именно, человеку бы хотелось быть, скажем, удачным бизнесменом или видеть себя счастливым в браке, любви или дружбе, но в реальности ему/ей это не удается, и он/она воспринимает себя в ином образе, который оценивает негативно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: