Вопрос 26. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей

Владимир Федорович Одоевский (1803—1869) был видным деятелем русской культуры, талантливым писателем и выда­ющимся педагогом.

Будучи человеком передовых взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о распространении подлинно научных знаний среди широких, масс народа, он выступал за отмену крепостного права и отдал много сил деятельности по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. С 1846 по 1855 г. он состоял председателем «Общества посещения бедных».

Одоевский составил проект организации для народа пуб­личных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно-популярные книги для народа, получившие высокую оценку В. Г. Белинского.

Одоевский был замечательным детским писателем. Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) были высоко­художественными литературными произведениями, отличавши­мися также большими педагогическими достоинствами.

В. Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созванных им в системе государствен­ных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами», по которым с 1839 г. работали эти учреж­дения. При разработке этих важных законодательных документов Одоевский учел успешный педагогический опыт школы для малолетних детей Е.О. Гугеля, а также зарубежных детских учреждений.

Согласно «Положению...» приюты состояли в ведении Ко­митета главного попечительства о детских приютах, находив­шегося под покровительством царицы. Комитет должен был издавать для детских приютов учебные пособия н руководства.

В 1839 г. В. Ф. Одоевский был назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах, он стал его душой и подлинным руководителем. Одоевский составил «Таблицу складов» (1839) — своеобразное руководство для обучения грамоте звуковым методом, которое В. Г, Белинский рекомендовал широко использовать в школах и при домашнем обучении. Совершенствуя методику работы с детьми в приютах, В. Ф. Одоевский создавал книжки для детей, вводил наглядное обучение по картинкам, а также «предметам в натуре», писал руководства для смотрительниц детских приютов. Он стремился сделать детские приюты воспитательными учреждениями, а не просто убежищами, в которых дети получали питание, уход и находились под надзором.

Согласно документам, разработанным Одоевским, детские приюты должны были: I) доставлять убежище бедным детям, остающимся без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью; 2) внушать детям «чувство доброй нравственности» я к этой цели направлять детские занятия и игры; 3) приучать детей к поряд­ку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия. Дети должны были находиться в приютах с 7 часов утра до 8—9 часов вечера.

Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотри­тельницы всячески заботились о детях. Смотрительниц, следовало назначать в первую очередь из числа окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать главное внимание на их нравственно-религиозные качества, педаго­гические склонности, на то, чтобы они любили детей. Пример поведения смотрительницы Одоевский считал важнейшим сред­ством нравственного воспитания детей. «Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, но никогда в приюте дитя не должно быть наказано телесно.

Работа многих детских приютов в действительности была далека от идем Одоевского. Занятия проводились однообразно, режим жизни детей приближался к казарменному, игры были редким явлением. Внимание обращалось главным образом на религиозное воспитание и внешний порядок, на занятия детей рукоделием и ремеслами.

После отстранения В. Ф. Одоевского в 1841 г. от должности правителя дел Комитета его идеи, положенные в основу работы созданных им учреждений, уступили место методам официальной педагогики николаевского времени, ценившей более всего муштру и зубрежку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: