Социально-экономические особенности становления дизайна

Новое промышленное оборудование позволяет перейти к массовому серийному производству. С интенсивным разви-тием техники стала развиваться и наука о машинах. Однако машину изучали только как техническую конструкцию, о том, что она может восприниматься с эстетической точки зрения, не думали, вопрос о возможности красоты технической конструкции не ставился. Иногда только архитектурно-художественная форма накладывалась на техническую основу, но органичности внешнего образа объекта и его конструкции в этом случае не получалось.

Названные тенденции хорошо отразила Первая всемирная промышленная выставка, которая состоялась в Лондоне в 1851 году и по замыслу ее устроителей должна была про-демонстрировать все достижения техники и промышленного производства, которых добились к тому времени в развитых странах мира. Лондонская выставка была событием, которого с нетерпением ждала вся культурная общественность планеты. Размах, с которым было обставлено это мероприятие, произво- дил впечатление. Специально для выставки в английской сто- лице менее чем за четыре месяца был возведен колоссальных * размеров Хрустальный дворец по проекту Джозефа Пекстона. Хрустальный дворец стал гимном ин­дустрии, одой победе промышленной революции. Реализация замысла Пекстона имела большое значение для дальнейшего прогресса архитектуры. Хрустальный дворец был, по существу, первым примером применения в строительстве в больших мас­штабах сборной конструкции. Последняя совершенно не была замаскирована, а служила так же, как и огромная поверхность стекла, основным средством эстетического воздействия.

то, что демонстрировалось на выставках под его сводами,.повергло прогрессивно мыслящих культурных людей того вре мени в глубокое уныние. Безвкусица и пошлость царили почти что на всех стендах. Новые материалы, новые индустриальные технологии имитировали старые ремесленные формы, нещадно искажая и уродуя их. Первая всемирная промышленная выставка, соединив воедино все безобразие, которое было со­здано к этому времени в области материально-художественной культуры эпохи эклектики, обратила внимание художественной общественности на ненормальное положение в данной отрасли. Г. Земпер, писал, что истоки наблюдавшегося тогда упадка в формообразовании предметного мира коренятся, во-первых, в механическом отделении системы орнаментации (как придания художественного качества вещам) от её конструктивной основы, во-вторых, в разъединении между художественными техниками, в-третьих, в общем падении вкусов в всвязи с появлением изделий-суррогатов, имитирующих ручную работу и, наконец, в-четвертых: в полном разрыве между высокими и практическими видами искусства.

Все отмеченные Г. Земпером факторы привели к падению эстетического уровня форм предметного мира того времени, к тому, что чрезвычайно яркая по своим социальным и культурным проявлениям эпоха не дала своего оригинального стиля в вещном выражении, а довольствовалась эклектическим повторением черт архитектурно-художественных стилей прошлого.

Действительно, искусство тогда рассматривалось оторвано от процессов производства, оно, просто то прикладывалось к промышленным изделиям. И это не удивительно. Художники промышленности в то время оказались в затруднительном положении. Новый, промышленный способ производства принес обилие средств— материалов, технологий, с которыми художники в силу своей неопытности не могли совладать, эти новые средства просто задавили их. Скачок, который сделало производство от ручного труда к массовому машинному способу производства был слишком быстрым. Опыта работы с новыми материалами не было, новые технологии были

мало освоены. Машинная промышленность не могла так быстро обрести свои специфические, присущие только ей формы изделий, способные нести эстетическую нагрузку. Поэтому в поисках красоты продуктов промышленности их создатели обратились к формам старых изделий, к художественным стилям прошлого.

Кроме того, здесь сыграла роль и обстановка культурной жизни того времени, тот интерес к цивилизациям прошлого, который обострился в XIX столетии. Это разнообразие увлечений цивилизациями прошлого не могло не отразиться на всей материальной культуре, в частности на промышленном формообразовании, которое за неимением своих форм стало эклектически заимствовать формы у старых художественных стилей. Все это и привело к тому положению в области предметного формообразования, которое сложилось к середине XIX века.

Вальтер Гропиус создаёт новую школу – Баухауз, для подготовки новых специалистов для промышленности, которые берут за основу новые принципы функционализма, технологичности, нотой эстетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: