1. Гомер (8 в. До н.э.)
1) использует понятие «справедливости» (дике) (темис – обычай, честь – тиме) - сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд;
2) понимает право как совместимость индивидуальных прав, освещенных справедливостью и соответствующих обычаю;
3) верховным заступником справедливости является Зевс.
2. Гесиод (7 в. До н.э.)
1) олицетворением вечного естественного порядка является Фемида;
2) Дике (дочь Фемиды и Зевса) олицетворяет естественно-божественную справедливость и карает неправду;
3) Эвномия (дочь Фемиды и Зевса) же обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного устройства (обеспечивает законность в деятельности государства);
4) Дике и Зевс охраняют мировой порядок;
5) ведет золотой, медный, железный века.
3. «7 Мудрецов» Древней Греции(Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон):
1) соблюдение законов является отличительной чертой граждан;
2) государство прежде всего нуждается в законном порядке.
|
|
4. Пифагор и пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) (500 г. до н.э.):
1) первыми начали теоретическую разработку понятия «равенства»;
2) понимали справедливость как воздаяние равным за равное;
3) идеалом является государство, в котором господствуют справедливые законы;
4) законам необходимо повиноваться по убеждениям, а не притворно;
5) цель государства - упорядочить и гармонизировать человеческие отношения;
6) были сторонниками аристократических форм правления как правления лучших знающих людей.
5. Гераклид(530– 470 гг. до н.э.):
1) признает существование всеуправляющего разума – Логоса;
2) жизнь полиса и его законы должны соответствовать Логосу;
3) божественные законы – есть источник человеческих законов;
4) благополучие граждан обеспечивается законами;
5) выступает сторонниками аристократических форм правления (умственной и нравственной элиты);
6) необязательно всеобщее одобрение законов на народном собрании.
6. Демокрит (3 в.до н.э.):
1) государство и законы появились в результате эволюции человеческого общества;
2) в государстве представлены общие блага и справедливость;
3) интересы государства превыше всего;
4) демократия превыше любого другого правления;
5) Законы призваны обеспечивать благоустроенную жизнь людей в полисе;
6) подчинение (соблюдение законов) является обязательным для всех граждан;
7) гражданская война есть бедствие для обеих враждующих сторон.
7. Софисты: а) Протагор (главное условие существования государства – добродетели его граждан; справедливость, законность и государственный порядок – базовые ценности); б) Горгий (называет писанные законы – стражами справедливости – искусственное человеческое изобретение; справедливость – это всеобщий и божественный закон; справедливость по ценности выше писанных законов); в) Гиппий (резко противопоставляет природным и полисные законы; естественное право - это право свободного самоопределения человечества согласно требованиям природы; позитивные законы – правило должного поведения); г) Антифонт (обосновал равенство всех людей по природе; утверждал, что неравенство людей проистекает из человеческих законов, а не из природы; считал, что законы враждебны природе человечества, даже справедливые); д) Фрасимах (реальным критерием практической политики является выгода сильнейшего; в каждом государстве власть устанавливает законы в свою пользу; подчеркивал авторитарный характер политики и закона).
|
|
8. Политико-правовые взгляды Сократа (469– 399 гг. до н.э.):
1) различал естественное право и законы полиса (позитивное право), но не противопоставлял их;
2) считал, что естественное право и полисный закон имеют разумную природу;
3) Пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного;
4) является принципиальным сторонником законности;
5) выдвигает 5 форм правления: тирания, монархия, аристократия, плутократия, демократия;
6) идеал – аристократия;
7) основа государственного порядка в законе и праве;
8) развивает патериалисткую версию договорной связи гражданина и государства.
Выводы: происходить рационализация представления о государстве и праве; право понимается через справедливость; центральное место занимает проблемы типологии форм гос-ного устройства.