Досократовские учения о государстве и праве

1. Гомер (8 в. До н.э.)

1) использует понятие «справедливости» (дике) (темис – обычай, честь – тиме) - сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд;

2) понимает право как совместимость индивидуальных прав, освещенных справедливостью и соответствующих обычаю;

3) верховным заступником справедливости является Зевс.

2. Гесиод (7 в. До н.э.)

1) олицетворением вечного естественного порядка является Фемида;

2) Дике (дочь Фемиды и Зевса) олицетворяет естественно-божественную справедливость и карает неправду;

3) Эвномия (дочь Фемиды и Зевса) же обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного устройства (обеспечивает законность в деятельности государства);

4) Дике и Зевс охраняют мировой порядок;

5) ведет золотой, медный, железный века.

3. «7 Мудрецов» Древней Греции(Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон):

1) соблюдение законов является отличительной чертой граждан;

2) государство прежде всего нуждается в законном порядке.

4. Пифагор и пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) (500 г. до н.э.):

1) первыми начали теоретическую разработку понятия «равенства»;

2) понимали справедливость как воздаяние равным за равное;

3) идеалом является государство, в котором господствуют справедливые законы;

4) законам необходимо повиноваться по убеждениям, а не притворно;

5) цель государства - упорядочить и гармонизировать человеческие отношения;

6) были сторонниками аристократических форм правления как правления лучших знающих людей.

5. Гераклид(530– 470 гг. до н.э.):

1) признает существование всеуправляющего разума – Логоса;

2) жизнь полиса и его законы должны соответствовать Логосу;

3) божественные законы – есть источник человеческих законов;

4) благополучие граждан обеспечивается законами;

5) выступает сторонниками аристократических форм правления (умственной и нравственной элиты);

6) необязательно всеобщее одобрение законов на народном собрании.

6. Демокрит (3 в.до н.э.):

1) государство и законы появились в результате эволюции человеческого общества;

2) в государстве представлены общие блага и справедливость;

3) интересы государства превыше всего;

4) демократия превыше любого другого правления;

5) Законы призваны обеспечивать благоустроенную жизнь людей в полисе;

6) подчинение (соблюдение законов) является обязательным для всех граждан;

7) гражданская война есть бедствие для обеих враждующих сторон.

7. Софисты: а) Протагор (главное условие существования государства – добродетели его граждан; справедливость, законность и государственный порядок – базовые ценности); б) Горгий (называет писанные законы – стражами справедливости – искусственное человеческое изобретение; справедливость – это всеобщий и божественный закон; справедливость по ценности выше писанных законов); в) Гиппий (резко противопоставляет природным и полисные законы; естественное право - это право свободного самоопределения человечества согласно требованиям природы; позитивные законы – правило должного поведения); г) Антифонт (обосновал равенство всех людей по природе; утверждал, что неравенство людей проистекает из человеческих законов, а не из природы; считал, что законы враждебны природе человечества, даже справедливые); д) Фрасимах (реальным критерием практической политики является выгода сильнейшего; в каждом государстве власть устанавливает законы в свою пользу; подчеркивал авторитарный характер политики и закона).

8. Политико-правовые взгляды Сократа (469– 399 гг. до н.э.):

1) различал естественное право и законы полиса (позитивное право), но не противопоставлял их;

2) считал, что естественное право и полисный закон имеют разумную природу;

3) Пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного;

4) является принципиальным сторонником законности;

5) выдвигает 5 форм правления: тирания, монархия, аристократия, плутократия, демократия;

6) идеал – аристократия;

7) основа государственного порядка в законе и праве;

8) развивает патериалисткую версию договорной связи гражданина и государства.

Выводы: происходить рационализация представления о государстве и праве; право понимается через справедливость; центральное место занимает проблемы типологии форм гос-ного устройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: