Государственно-правовые идеи в памятниках политической и правовой мысли Древней Индии

Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н.э., именуемых в целом Ведами (санскритское слово «веды» означает «ведение», «знание»). 1. Веды:

1) признает существование мирового закона (рта). Рта определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих Варн;

2) признает неравноправие ради сословий (варны) (деление на 4 варны);

Члены всех раннеиндийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) – подчиненными.

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX–VI вв. до н.э.

2. Упанишады (9-6 в. До н.э.):

1) появляется представление о дхарме (закон, долг, обычай, правило);

2) дхарме должны следовать все Варны и их члены.

3. Примерно ко II в. до н.э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману».

1) обосновывают руководящее положение брахманов и исключительный характер их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы;

2) признают высокий божественный статус царя;

3) политическим идеалом считают теократическое государство (можно об этом не говорит!).

4) создают учение о наказании:

Наказание в своем земном облике означает палку-данди («искусства управления» – данданити, означающего «руководство (во владении) палкой»); наказание охраняет всех живых существ, богов и людей; признается неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. (особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы).

4. Артхашастра (4-3 в. До н.э.) – автором считается Каутилья (Чанакья), влиятельный советник и министр (наука о пользе, наука политики):

1) основополагающий принцип политики – практическая польза;

2) цель правителя – сохранение созданного богом порядка;

3) средством сохранения порядка является наказание;

4) для достижения власти и богатства используются любые средства;

5) источниками права признаются: царский указ - религиозный закон - решение суда – обычай.

5. Буддизм (6 в до н.э.):

1) отвергает мысль о боге как нравственном правителе мира и первоисточнике закона;

2) ограничивает роль и масштабы наказания (недопущение наказания при отсутствии вины);

3) трактует дхарму с позиции гуманизма (естественный закон);

4) поощряет законный путь к жизни(путь законности вместе с справедливостью и мудростью).

6. Школа Локаяты (6 в. До н.э.) (можно не говорить!)

1) высказывает идею естественности правил поведения;

2) содержит представление о регулятивной роли природы вещей.

Выводы: - преобладают концепции теократической власти; - господствует религиозному восприятию правовых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: