Учение Т.Гоббса о государстве и праве (1588–1679)

1. Происхождение и сущность гос-ва:

1) причину возникновения гос-ва связывает с природными началами человека (властолюбие, эгоизм): ест. сотояние человеческого рода- война всех против всех; угроза взаимоистребления приводит к созданию общей власти; задачи общей власти – обеспечить мир, гарантировать жизнь и безопасность человека;

2) разрабатывает концепцию договорного происхождения гос-ва (договор является соглашением (консенсусом); гос-во необходимо для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашения;

3) рассматривал гос-во как политическое тело: задача гос-ва – преодоление войны всех против всех; верховная власть едина, суверенитет неделим; суверенитет осуществляет свою власть через договорные отношения; монархия более приспособлена для обеспечения главной цели гос-ва;

4) защищает принцип разделения и равновесия властей: исполнительная власть – король; судебная власть - люди; законодательная власть – община.

5) право на восстание сохраняется за народом в искл. случаях.

Философия права: 1) право понимается как единство и взаимосвязь права в обществе и права в субъективном смысле (в субъект. смысле право – свобода человека, в объективном – норма свободы);

2) ест. субъективное право – свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению;

3) субъективное право д/б ограничено законом в условиях совместной жизни;

4) результатом ограничения является ест. закон («предписания / найденные разумом общие правила»);

5) основами ест. закона являются: - необходимость стремиться к миру и следовать ему; - каждый должен отказаться от своих прав в той мере, в какой это требует мир; люди обязаны выполнять все заключенные ими соглашения; все ест. законы резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не пожелал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

6) ест. законы строятся на основе эквивалента, справедливости и равенства: эквивалент – взаимное признание прав и свобод за всеми и за каждым; равенство – это отсутствие привилегий; справедливость – это получение каждым того, что ему причитается;

7) ест. законы конкретизируются в форме позитивного закона: ест. и позитивное права едины; позитивный закон есть средство осуществления ест. права; чтобы позитивные законы не противоречили естественным гос-во должно основываться на справедливости и равенстве;

8) ест. законы воплощают в себе высшие человеческие ценности (справедливость, милосердие, беспристрастность);

9) ест. законы обязан соблюдаться и суверен;

10) дает свое толкование правоприменению: для судьи – может носить смысл закона, изданного сувереном; природа закона состоит не в его букве, а в его смысле;

11) поставил вопрос о гарантиях прав граждан: разрешено все, что не запрещено; ряд прав и свобод не м/б отобраны соглашением; подданные имеют право добиваться своих прав через суды.

12) формулирует требования к законотворчеству: закон создается исключительно сувереном; закон д/б обнародован и понятен; закон д/б исполняем; закон не может иметь

обратной силы.

Выводы: утверждает понимание гос-ва в качестве машины, устроенной и функционирующей по типу механизма; формирует основные ест. законы; по существу отрицает для граждан ест. права в гос. состоянии.

Власть суверена в гос-ве, всегда абсолютна, т.е. она безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Тот, кому вручена верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: