Государство и право в философии Ф. Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900).

Вопросы политики, гос-ва и права освещаются в таких его работах, как «Греческое государство» «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали» и др.

1) Всю социально-политическую историю характеризует как борьбу 2-х воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и слабых (массы, рабов, толпы, стада):

а) гос-во и право являются орудиями, инструментариями этой борьбы;

б) аристократическая воля к власти – это инстинкт подъема, воля к жизни;

в) рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти, к ничему;

г) отвергая различные концепции происхождения и роли государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Т.е., гос-во и политика нужны лишь постольку, поскольку они служат аристократии, культуре и гению:

- гений должен препятствовать учреждению совершенного гос-ва, цель которого – всеобщее благополучие;

- совершенное гос-во ослабляет человечество и препятствует появлению гения.

Цель человечества, по Ницше, состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном государстве и поглощенности политикой — последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения.

2) Дает биологическое обоснование кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагал он, имеются 3 различных, но взаимотяготеющих физиологических типа со своей собственной «гигиеной» и сферой приложения:

а) гениальные люди — немногие;

б) исполнители идей гениев,ихправая рука и лучшие ученики — стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона);

в) прочая масса посредственных людей.

«Порядок каст, ранговый порядок,— утверждал он,— лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трех типов нужно для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможными высшие и наивысшие типы».

3) Выделяет 2 основных типа государственности:

а) аристократический тип - такие гос-ва он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей.

б) демократий тип - характеризуется им как упадочная форма государства.

В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Высоко оценивает он и императорскую Россию.

4) Критикует марксистскую концепцию гос-ва и права:

а) социалистическое гос-во стремится к устранению всех других гос-в;

б) социалистическое гос-во может существовать только с помощью самого крайнего террора;

в) социалистическое гос-во уничтожает личность;

г) при социализме отвергается само право (при общем равенстве никому не нужны будут права)

5) Развивает аристократическую теорию права:

а) справедливость в том, что люди не равны;

б) неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Право есть преимущество.

в) право – результат войны и победы

г) отвергая прочие трактовки естественного права, Ницше вместе с тем стремится выдать именно свои представления о праве войны и победителя, аристократически-кастовом правопорядке и т. д. за подлинное естественное право:

- по своим истокам право есть право войны.

- по своим результатам право есть результат войны разных воль за власть. Право победителя в войне тем самым резюмирует борьбу различных воль к власти и служит основой аристократического правопорядка;

- право предполагает некое соглашение, некоторый договор борющихся сил.

Ницше воспевает аристократические правовые институты греков героического времени.

С позиций аристократической переоценки всех ценностей и поиска путей к будущему строю новой аристократии Ницше отвергал политику современных ему европейских государств как мелкую политику взаимной вражды и розни европейцев.

Время мелкой политики, пророчествовал Ницше, прошло: следующее, двадцатое столетие будет временем большой политики — борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война, и все покоящиеся на лжи политические образования старого общества будут взорваны. Открыто связывая такую судьбу грядущего со своим именем, Ницше считал, что именно с него начинается большая политика.

Ницше часто пользуется понятием «раса», толкуя его скорее как социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса — это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса — жизненно слабые, угнетенные и подневольные.

Как реально-политическое явление войну Ницше освещал, исходя из тех же критериев, что и при трактовке государства и политики вообще. Он за войну на службе у аристократической культуры, а не за культуру на службе у войны.

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре.

Идеологи фашизма и национал-социализма объявили Ницше своим предтечей. Обходя те аспекты ницшевского учения (аристократизм, индивидуализм, открытая вражда к массам, народу, «толпе», «стаду»; критика немецкого национализм; наряду с некоторыми выпадами против евреев также и неоднократная высокая оценка еврейской нации и т. п.), которые явно расходились с фашистской и национал-социалистической идеологией, рассчитанной на массовое движение, они акцентировали внимание на моментах общности и преемственности между ницшеанством и собственной идеологией.

После Второй мировой войны начался новый этап интерпретаций творчества Ницше, уяснения его подлинного места в истории философской и политико-правовой мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: