Проблема личности занимает центральное место среди всех проблем юридической психологии. В системе «человек — право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, в частности правосознания.
Свойства, присущие конкретному человеку, могут быть общими (или родовыми), типовыми (особенными) и единичными (свойства отдельно взятого индивида).
К первой категории кратковременных процессов, происходящих в психике человека, относятся восприятие и ощущения, далее идут мышление, память и другие процессы восприятия окружающей действительности. Каждый из этих процессов не может протекать длительное время.
Ко второй категории психических состояний человека относятся: активность/пассивность, бодрость/усталость, хорошее настроение/ раздражительность. Их действие происходит более длительно. Изучение психического состояния не в пределах патологий стало возможным благодаря ученому Н.Д. Левитову.
К третьей категории можно отнести психические особенности самой личности. Их отличает большая устойчивость, но они способны к изменениям, часто это процессы, происходящие в результате развития человека, связанные с его взрослением, старением, перенесенным заболеванием и т.д. Чаще всего причиной таких изменений служат условия социума, в которых находится человек, особенно его воспитание и самосознание.
Названные категории считаются частно-психологическими, и связаны они общим наименованием психических явлений.
В юридической психологии нередко возникают вопросы, характерные только для правовых наук. Например, вопросы об осознании человеком своих действий, о том, может ли индивид за счет своих личностных особенностей совершать противоправные действия. Каждый человек индивидуален не только по психическим особенностям, но и по свойствам восприятия действительности, что может отражаться на памяти, запоминании и т.д. В зависимости от этого процессы могут побудить личность к совершению определенных действий. При этом выполняются определенные задачи, поставленные самим человеком, его способностями и общим уровнем развития.
Сознание доминирует над действиями и способно ими руководить. В каком направлении будет происходить стремление личности к активности, зависит от ее потребностей и методов, которыми будет, достигнут конечный результат. Отсюда следует, что необходимо изучение всего процесса развития личности.
Система мотивов у каждого отдельного человека формируется под воздействием воспитания и подчиняется общей направленности личности. Чаще она выражена в отношении общества, своей профессии и самого человека. Поэтому изучая психологические особенности личности, необходимо составить полный ее портрет, опираясь на взаимодействие личности с обществом в целом, с коллегами по работе и т.д. Ведь определенные свойства человека (поведение, отношение к окружающим) так или иначе, выражают его убеждения. Важно учитывать не только само качество, но и то, как оно применяется человеком и на какую цель направлено. Сфера мотивации может быть направлена на то, что индивид пытается устранять обстоятельства, которые угнетают его психику, причем часто это происходит и под влиянием окружающей среды.
Источниками, которые направляют человека на совершение действия, считаются:
- характер потребностей, обусловленный каким-то предметом или занятием, которым субъект хочет обладать, желая получить удовлетворение;
- осознание потребности и переживания;
- побуждение к обладанию потребностью и поиск возможностей ее получения;
- уменьшение потребности или резкое изменение отношения при ее удовлетворении;
- вторичное ощущение потребности в результате необходимости.
Потребность часто лежит в основе мотивов совершения противоправных действий. Чем выше развитие психического состояния человека, тем более он способен контролировать свои потребности. Именно стремление к удовлетворению потребностей приводит к совершению деяний, направленных против общества. Это происходит в результате интереса, который тесно переплетается с понятием потребностей, т.е. интерес ведет к осознанному формированию потребности.
Для преступников характерны:
- потеря соотношения между потребностью и интересом;
- искаженные потребности;
- скудость интересов и потребностей;
- безнравственные способы получения потребностей.
Нравственный аспект во многом контролирует поведение личности.