История древних цивилизаций Междуречья: Шумер и Аккад

Вопросы гоэкзамена для спец. 5В020300– история

Русское отделение

История древних цивилизаций Междуречья: Шумер и Аккад.

Первые государства на землях Месопотамии появились в IV тысячелетии до н.э. Примерно в это время было образовано Шумерское государство.

Одним из древнейших очагов цивилизации было междуречье Евфрата и Тигра. В его южной приморской части за 4 тысячи лет до н.э. шумеры основали несколько городов-государств, соорудили величественные каменные здания и создали оросительные системы. Они первые из цивилизованных народов пользовались изобретенным ими около ХХУШ века до н.э. слоговым письмом — клинописью на глиняных плитках. Свою родину шумеры называли «Калам» («Страна»), а ее жителей — санг-нгига («черноголовые»).
И.Л. Магидович, ВЛ. Магидович. Очерки по истории географических открытий. М, 1982

Уже в IV тысячелетии до хр. э. на юге современного Ирака жило население, достигшее значительного уровня культурного развития. Шумеры (сумеры, сумерийцы) и жившие к северу от них семиты-аккадийцы создали разветвленную ирригационную систему в долинах Евфрата и Тигра; у них были сильно развиты ремесла и торговля. Шумеры изобрели слоговое письмо (клинопись), которое затем широко распространилось по всей Передней Азии.
Страны Ближнего и Среднего Востока. М, 1944

Подлинными создателями шумеро-аккадской культуры и государственности были шумерийцы, очевидно, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей, а также семитские племена Аккада, родственные племенам сирийско-месопотамской степи. Раскопки последних двадцати лет на территории Месопотамии позволяют восстановить древнейшую, доисторическую стадию их культурной жизни. Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде.

Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти все четвертое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье. Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. В эту зпоху были приручены овца, коза и свинья и акклиматизирована полба — древнейшее зерновое растение Передней Азии. Земледельцы еще пользовались очень примитивными орудиями: мотыгами из рогового камня и серпами с кремневыми зубьями. Некоторого развития достигли керамика, ткацкое дело и обработка камня. Глиняные сосуды, сделанные из тонкой глины желтовато-зеленого цвета, покрывались раскрашенными узорами и украшались изображениями зверей, птиц и людей. Из камня выделывались различные орудия и оружие: топоры с отверстием для рукоятки, мотыги, ножи, наконечники булав и стрел.

В эту же эпоху появляются и первые металлические орудия, как, например, плоские топоры. С развитием металлургии начинают делать из меди помимо орудий и другие предметы, как, например, зеркала и булавки. Так совершается крупнейший переворот в области техники, переход от камня к металлу, в данном случае к меди. Древнейшее оседлое население Эль-Обеида жило в маленьких хижинах, стены которых были построены из плетеного камыша, облепленного глиной. Однако при постройках уже начинает применяться кирпич. Так, внутри хижин были найдены очаги, сложенные из крупного кирпича плосковыпуклой формы. Тут же были обнаружены каменные косяки, служившие для деревянных дверей.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953

В IV — начале II тысячелетия до н.э. на территории Шумера между реками Тигр и Евфрат возникли первые города-государства — Эриду, Ур, религиозный и культурный центр всех шумерских земель Ниппур, Ашшур, Лагаш, Урук, Умма.

В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вел постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953

Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами). Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду, куда они, по преданию, переселились с острова Тильмун (современный Бахрейн) в Персидском заливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шуррупак на юге.
История древнего Востока. М, 1988

В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII века до н.э.) во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.
История древнего Востока. М, 1988

Одним из крупнейших культурных достижений шумеров было изобретение письменности в начале IV тысячелетия до н.э.

Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности, шумерииская письменность первоначально возникла из рисунка. Позднее вместо всего предмета стали рисовать лишь его наиболее характерную часть, постепенно превращая рисунок в линейную схему. С течением времени необходимость применения скорописи в связи с особым способом начертания знаков на глиняных табличках приводит к еще большей схематизации знаков письменности и к выработке системы клинописи. Знаки, выжимавшиеся на мягкой глине, теряют свой прежний картинный облик и с течением времени принимают форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.

Шумерииская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. Клинописью пользовались в древнем Аккаде, в Ассирии, в государстве хеттов, в Урарту, в Сирии и в древней Персии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: