Развитие самодеятельных журналов в XIX веке

В начале XIX в. в педагогике зародилось общенациональное направление, в котором мысли о народном достоинстве, народной гордости связывались с необходимостью изучения русского языка, родной литературы, русской исто­рии и географии. В этот период обнаружилась особенная черта развития педа­гогической мысли - её тесная связь с русской словесностью, русским языком и литературой. И.И. Мартынов, Н.М. Карамзин, И.Ф. Богданович способствовали формированию и укреплению этого направления в собственно педагогической области.

К другому - общечеловеческому - направлению педагогики первой поло­вины XIX в. принадлежат представители литературы и науки, известные свои­ми прогрессивными убеждениями и отдельными трудами по педагогике или общей дидактике: В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, П.Г. Редкин, И.М. Ястребцов.

В начале XIX в. творческие упражнения учащихся утрачивают своё прежнее исключительное положение в системе преподавания словесности. Но их роль остаётся значительной, сохраняются некоторые официальные виды твор­чества: ежегодные актовые речи, «разговоры» и стихотворения. Данная традиция существовала и в Казанской гимназии, в которой с 60-х гг. XVIII в. литературные собрания учащихся становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

В самом начале XIX в. под председательством Н.М. Ибрагимова в Казани создаётся литературное общество, в состав которого наряду со студентами вхо­дят и ученики гимназии. Появление в 1804 году в Казанской гимназии «Аркадских пастушков», одного из первых рукописных журналов, оказалось подготовлено предшествующей внеурочной литературно-театральной деятель­ностью учащихся. Главой кружка гимназистов, в среде которых зародилась идеяжурнала, и его редактором был Александр Панаев.

Наиболее целостную и полную картину появления и развития самодея­тельных журналов в XIX в. представляет в своём исследовании «Ученические журналы и сборники» С.Г. Смирнов.

Так, автор отмечает, что к концу 20-х гг. XIX в. произошло значительное распространение самодеятельных журналов. К их числу принадлежат журналы:

- «Вестник», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец» Царскосельского Лицея;

- «Звезда» Нежинской гимназии, редактор журнала был гимназист Н. Гоголь;

- «Утренняя заря», «И отдых в поль­зу», «В удовольствие и пользу», «Чертёж наук и искусств», «Каллиопа» Благородного пансиона Московского университета;

- рукописные журналы издавались воспитанниками Благородного пансиона Петербургского университета, редактор - И. Панаев, сын Ивана Панаева, под именем Ириса, принимавшего участие в казанском журнале «Аркадские пастушки»;

- журнал в Пензен­ской гимназии - редактор В. Белинский.

Царскосельский «Лицейский мудрец» 1815-1816 гг., выходивший под редакцией Данзаса и Корсакова, занимает особое место среди этих журналов. По своему содержанию литературный материал представляет сатиру на лицейские порядки и нравы, по форме - пародию на современную авторам журналистику.

Журналы - казанской гимназии «Аркадские пастушки» и Царскосельского Лицея «Лицейский мудрец» - обозначили два вида самодеятельных журналов, получивших распространение в дальнейшей практике: первый вид – литературный, посвящённый художественному выражению собственных чувств и мыслей. Второй вид - сатирический - посвященный изображению школьной жизни.

В ряду журналов 50-х гг. находятся: «Семинарский листок» Александроскойдуховной семинарии г. Тамбова, редактор Н. Помяловский; «Наши думы и стремления» духовной семинарии г. Владимира; «Меркурий» Ришельевскойгимназии г. Одессы.

В. Кунгуров указывает на существование в Иркутске в 50-х гг. литературных журналов «Мещанин» и «Козуля», сохранившихся в личном архиве М.В. Загоскина. По мысли автора журнал «Мещанин» представляет исключительную библиографическую ценность, так как по содержанию и техническому оформлению являлся «подлинным прототипом печатного общественно-политического, литературно-художественного журнала обличительного харак­тера».

В педагогической периодике конца XIX в. сохранились воспоми­нания учеников российских гимназий 50-х гг., в которых упоминаются и само­деятельные журналы. Автор воспоминаний пишет о способе существования журнала в гимназии этого периода: «Некоторые учителя, которым мы доверяли, с удовольствием читали в классе украдкой наше озорство». К 60-м гг. самодеятельные журналы становятся чрезвычайно распростра­ненным явлением школьной жизни. Так, в середине 60-х гг. в Тульской гимназии одновременно выходили два журнала, ведшие между собой постоянную полемику. В Седьмой Петербургской гимназии, по воспоминаниям В.М. Гар­шина, учившегося в ней, было несколько журналов, в одном из которых он принимал участие.

Директор Ставропольской гимназии Я.М. Неверов в своей автобиографии сообщает, что с 1853 г. по его инициативе в гимназии ежегодно проводились курсы на лучшее сочинение. «Эти конкурсы возбудили такое сильное сочувствие среди учащихся, что они с моего разрешения завели гимназический журнал... Первая книжка этого журнала... была преподнесена мне в 1856 г.».

Наиболее благоприятные условия для издания самодеятельного журнала были в киевской коллегии Галагана в первой половине 80-х гг. XIX в. Устав этого учебного заведения делал его менее зависимым от учебного округа. Учащиеся коллегии самостоятельно организовали историко-литературное общество, деятельность которого была поддержана учебным начальством, следствием работы общества стал журнал «Дело». В его создании принимали участие воспитанники коллегии. Основное содержание журнала составляли статьи по вопросам литературы, истории и философии.

Висследовании С.Г. Смирнов отмечает, что к 80-м гг. XIX в. самодеятельные журналы получили распространение не только в центре, но и на периферии, в национальных учебных округах, в учебных заведениях всех типов.

Независимо от типа учебного заведения все виды самодеятельного журнала в тойили иной мере объединяет цель их появления - саморазвитие и самообразование, компенсирующая недостатки официального образования; возможность расширения сферы общения учащихся; возможность попробовать свои силы в литературном творчестве.

Анализируя многообразие существующих самодеятельных журналов в 90-х гг. С.Г. Смирнов выделяет следующие группы журналов и характерные признаки каждой группы:

1. Автодидактическая - цель журналов, издававшихся в различных учебных заведениях и в различные годы, определяется почти тождественно: понять окружающее и выяснить причины, следствием которых и является это окружающее; выработать мировоззрение при помощи расширения области знаний; саморазвитие; достижение более тесной связи между авторами и читателями журнала. Основная идея журналов этой группы - взаимопомощь в самообразовании. Характерными вопросами для этой группы журналов являются вопросы философии, искусства и литературы. Данную группу журналов отличает сравнительная продолжительность существования.

2. Литературная - самая многочисленная группа журналов. Характерный признак - почтиисключительно сосредоточение интереса на самостоятельном литературном творчестве, на развитии своих литературно-творческих способностей. Статьи отвлечённого характера встречаются в этой группе журналов чрезвычайно редко,. причём эти статьи посвящены преимущественно литературной критике. Соответственно, наиболее обширным является отдел собственно литературного творчества авторов журналов. Основное содержание – общечеловеческие чувства.

3. Сатирическая - самая малочисленная и самая неустойчивая группа, ориентированная как на отражение сиюминутных интересов учеников, так и на шутку, желание посмеяться. Журналы этой группы недолговечны, нет обилия материара, который представляет для создания самостоятельных работ учащихся наука, литература и искусство.

4. Публицистическая - журналы, авторы которых преследуют какую-либо определённую идею, придающую публицистическое направление всему литературному творчеству учащихся.

5. Смешанного характера - присутствуют черты, свойственные журналам всех этих групп.

Вне зависимости от группы, к которым относились самодеятельные журналы, их авторы имели возможность самостоятельно выбирать темы творческих работ, что способствовало их саморазвитию и развитию литературно-творческих способностей.

Таким образом, на развитие и функционирование самодеятельных журналов в российской школе второй половины и конца XIX века оказали влияние:

- теоретическое положение российской педагогики о необходимости общечело­веческого образования и воспитания для каждого человека, а также положение, определяющее центральной идеей воспитания гармоническое развитие всех способностей человека;

- усиление роли литературы как одного из действенных воспитательных средств,когда воспитательным задачам курса способствуют как содержание изучаемого литературного материала, так и живые, интересные, самые разнообразные формы и методы работы, пробуждающие самостоятельность мышления, творческую активность и потребность в чтении и собственной литературной деятельности учащихся;

- формирование системы внеклассных занятий по литературе, представляющей возможностьразвития такой формы творческой работы как самодеятельный журнал;

- воплощение в журнале удачной попытки сочетания задач образования и воспитания, при самых противоречивых взглядах на их существование, предоставление авторам журналов свободы выбора тем творческих работ и возможность развития их литературно-творческих способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: