- После раннего детства наступает период, когда ребёнок впервые покидает дом, разлучается с мамой и идёт в детский сад. Это происходит в возрасте от трёх до семи лет.
- От семи до тринадцати лет - это возраст начальной школы. Потом наступает подростковый возраст.
Не без препятствий преодолевая этот отрезок времени, ребёнок переживает к тому же два кризиса роста. Первый - в семь лет, второй - примерно в тринадцать. Второй совпадает с периодом полового созревания, со всеми потрясениями органического и психологического плана. Эта фаза протекает в разное время у девочек и у мальчиков. Но хотя и с промежутком в два - три года результаты совпадут. Организм стремительно трансформируется в сторону взросления. Происходит истинная нейро-гормоно-гландулярная революция: с началом секреции половых желёз и полового цикла рост ускоряется.
Для ребёнка и его родителей оба эти периода остаются критическими и трудными для адаптации.
Необходимо осознавать суть этих двух переходных периодов. Врач, принимающий их во внимание, правильно понимает реакции ребёнка и подростка. Роль остеопата - помочь ребёнку своим искусством. В меру своих возможностей нам также позволено объяснять некоторые ситуации, проявления или нелогичные поступки детей их родителям, смущённым и обеспокоенным их странным и иногда непонятным поведением. Чтобы иметь возможность направить ребёнка к другому врачу, специализирующемуся в психологии, нужно понимать и схватывать детали ситуации и поведения ребёнка, говорящие о плохой адаптации и дискомфорту, ощущаемому его телом.
- Итак, в семнадцать лет пробуждается критический ум. Ребёнок больше не считает себя центром вселенной. Мир существует, жизнь кипит, люди борются, навязывая свои законы и правила и нечто вроде равноправной дисциплины. Каждый должен играть свою роль по заранее установленным нормам. Если внутри семьи царит тепло и любовь, то снаружи всё по- другому. Погружение в толпу заставляет позабыть о себе самом. Суждения отличаются от родительских.
Таковы условия, которые готовят пробуждение критического и противоречивого ума.
Родители должны быть бдительными и следить за объективностью своих собственных суждений, подкрепляя свои поступки и мнения, а не наоборот.
В этот же период рождается настоятельная потребность понять тайну пола и рождения. Нужно сохранять открытость, когда возникают вопросы на эту тему, и умно отвечать на них. Следите за тем, чтобы не уходить от ответов на вопросы, связанные с сексом. Напротив правильное сексуальное воспитание должно разрешить все проблемы, возникшие у ребёнка в этом возрасте. Не делайте из этой темы «табу», не превращайте разговор на эту тему в диалог глухих.
В этот период ребёнок проходит суровую школу воли. Позиция отца и его приказания будут выражением суммы всех законов. В этом возрасте он осознаёт, что его желания и воля встречают непреодолимые препятствия. Он должен смириться и принять действительность такой, как она есть. Итак, отец воплощает закон. Будучи воплощением закона, отец должен быть последовательным, понятным, строгим и непреклонным одновременно, выполняя все свои угрозы и обещания. А значит, он должен посгупать в соответствии со своими принципами. Хотя это не всегда удаётся, ему следует уравновешивать свою родительскую любовь и свой долг быть строгим. Ни слишком много, ни слишком мало, в этом заключается равновесие. Если воспитание слишком строгое, ребёнок отворачивается от родителей и развивает в себе позицию жалкого, несчастного, беспомощного человека, которого преследуют неудачи. Ребёнок может затаить чувство мщения, в нём может развиться трусость, хитрость, страх, лицемерие и обман.
Если авторитет отца не достаточно силён, ребёнок остаётся на всю жизнь в состоянии инфантильного доверия, успокоенности, веря в провидение, и не осознавая суровые реалии каждодневной жизни.
- В 18 лет молодой человек начинает судить и критиковать. Формулируя свои возражения, он хочет понять, почему так устроен мир и его мораль. Шлифуется идея добра и зла.