Глупо говорить, что ребёнок — это личность. Но если применить термин личности в широком смысле, подразумевая совокупность качеств ребёнка, благодаря которым он поступает так или иначе, тогда такая формулировка приемлема и понятна. Мы можем познать личность ребёнка, наблюдая за его развитием и трансформациями. В широком смысле слова можно сказать, что ребёнок обладает собственной индивидуальностью: его невозможно спутать с другим. Личность ребёнка построена из пяти элементов:
Физические особенности, характер, интеллект, влияние среды, личная история ребёнка.
Эти элементы пересекаются, каждый играет свою роль в определённый момент.
Кратко опишем каждый из элементов, создающих индивидуальность.
Физические особенности.
Под физическими особенностями ребёнка понимают: состояние тела, деформации, здоровье. Для остеопата этот аспект связан с врождённым потенциалом и приобретённым жизненным потенциалом. Можно сказать, что на теле ребёнка есть неизгладимые следы изъянов, свойственных его родителям. Хилый и тщедушный ребёнок часто рождается у больных или старых родителей. Такие заболевания у родителей как сифилис, эпилепсия и алкоголизм наносят ребёнку существенный ущерб, который его инвали-дизирует на всю жизнь. Новорождднный также носит следы болезней или психических травм матери, полученных ею во время беременности. Дети, рождённые в период войн (бомбардировок) гипер-чувствительны к шуму и гипернервны. Мы видим, таким образом, влияние клеточной памяти и мы понимаем, что тело вписывает «на свои страницы» информацию о стрессах, генетических нарушениях на уровне семьи. Итак, чтобы понять индивидуальность ребёнка, остеопат должен исследовать его на предмет происшествий, несчастных случаев, заболеваний и т. д.
|
|
Характер.
У ребёнка он может проявляться как совокупность естественных тенденций, определяющих его отношение к жизненным событиям. Это тоже его темперамент.
Существует столько характеров, сколько детей. Одни апатичны, флегматичны, унылые и вялые. Другие - шустрые, беспокойные, драчливые и т. д. Эти тенденции проявляются по-разному, в зависимости от обстоятельств, но объективно определяют общий стиль поведения ребёнка. Характер ребёнка - это его натура.
Интеллект.
Его иногда сложно оценить. Что следует понимать под интеллектом. Может быть, это конкретный ум с большой способностью к наблюдениям? Или же это абстрактный ум со способностью к рассуждениям?
Когда перед нами хитрый ребёнок с бегающим взглядом, умеющий выходить сухим из воды из разных положений, не является ли это проявлением практического и деятельного ума?
|
|
Все формы интеллекта связаны с характером. Иногда их называют даром, когда речь идёт о поэзии, музыке, рисунке и других формах искусства. Зачастую интеллект может запаздывать, когда есть нарушения органического, аффективного и гормонального равновесия. Хорошие условия развития не являются залогом развитого интеллекта. Не это обуславливает уровень интеллекта. Нужно что-то ещё дополнительно для обладания интеллектом. Итак, интеллект у всех разный, в зависимости от каждого конкретного ребёнка.
Интеллектуальный уровень играет важную роль в формировании личности ребёнка. Высокий интеллект помогает лучше контактировать с окружающим миром и быть более открытым. Жизнеспособность, находчивость, непринуждённость, ассимиляция создают благоприятные условия для умственной деятельности. Любознательность обеспечивает интерес к окружающей действительности. Интеллект обеспечивает успехи или неудачи, которые моделируют личность, повышая или снижая уверенность в себе. Успех способствует эмоции удовольствия. Удовольствие увеличивается, когда звучит похвала, лесть, слава, комплимент. Неудача, наоборот, рождает чувство неудовольствия, ему сопутствуют: тяжесть на душе, неодобрение, наказание.