Концепция Balanced Scorecard

В соответствии с подходом BSC стратегическое развитие предприятия рассматривается в четырех направлениях:

· Финансы. Показывают насколько интересно инвесторам вкладывать деньги в предприятие

· Взаимоотношения с клиентами. Показывают, чем можно заинтересовать клиентов, чтобы привлечь их и добиться требуемых финансовых результатов.

· Внутренние процессы. Показывает, какие процессы играют наиболее важную роль при реализации конкурентного преимущества

· Инновации и развитие персонала. Показывает, за счет каких знаний, умений, опыта, технологий и прочих нематериальных активов можно реализовать конкурентное преимущество.

Направления анализа бизнеса, описанные в BSC, взаимосвязанные и охватывают финансовые и нефинансовые аспекты его развития. Каждое из последующих направлений позволяет определить, за счет чего будет реализовано развитие предыдущего (рис. 3.1). Прослеживается своеобразная цепочка причинно-следственная связь между достижением финансовых целей и привлечением необходимых для этого материальных и, что самое главное, нематериальных ресурсов.

Рис. 3.1 Направления развития

Система взаимосвязанных показателей эффективности позволяет оценить, каким образом изменения значений нефинансовых показателей в дальнейшем повлияют на финансовые результаты. Мы не только видим, каких результатов нам надо достичь, но, и понимаем, как это можно осуществить.

С одной стороны, осознание того, что все наши усилия направлены на получение конкурентного преимущества в будущем. Ведь, только создав такое конкурентное преимущество, компания сможет заработать достаточное количество денег и реализовать свои финансовые цели. С другой стороны, для создания конкурентного преимущества необходимо определенным образом воздействовать на внутренние процессы компании, на бизнес. До недавнего времени в России преобладали идеи диверсификации, а опыт концентрации и продажи достаточно крупных неключевых бизнесов носил единичный характер. В настоящее время пришло время для процесса специализации - что-то необходимо упразднить, что-то надо улучшить. И тут возникает вопрос о повышении уровня знаний и развития новых технологий. На предприятии работают люди с разной квалификацией с разным уровнем знаний. Возможно, усовершенствование существующих процессов потребует изменения в структуре знаний этих людей. Или же внедрение новой технологии ради повышения эффективности процессов повлечет за собой потребность в обучении персонала новым принципам работы. Все это необходимо для достижения наших долгосрочных целей. Не уделяя должного внимания развитию нематериальных активов (инфраструктуре, технологиям, знаниям), предприятие никогда не достигнет финансового благополучия.

На этапе формирования стратегии по направлению «финансы» определяется стратегия развития самого предприятия. Будет ли компания придерживаться стратегии роста и/Ии повышения производительности, определяется именно на этом уровне. Помимо этого, определяются финансовые цели компании, которых необходимо достичь в результате реализации выбранной стратегии для удовлетворения собственников компании.

На этапе формирования стратегии по направлению «клиенты» определяется за счет продвижения каких товаров и на каких рынках будет реализовываться стратегия развития. Для каждого продукта определяется своя конкретная стратегия, в соответствие с которой предприятие будет действовать, продвигая продукт на рынке. Будет ли компания стремиться к минимизации издержек и выпуску товаров среднего качества по низким ценам, то есть придерживаться стратегии лидерства по издержкам? Или же компания будет стремиться обеспечить товар с наилучшими показателями по отрасли, но по относительно высоким ценам, то есть реализовать стратегию лидерства товара? А, возможно, компания сконцентрируется на удовлетворении потребностей какого-либо одного сегмента покупателей путем оказания дополнительно сервисных услуг, то есть на стратегии близости к потребителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: