Развитие «духовной множественности» нации, воспитание людей по-разному талантливых и хороших во многом зависит от содержания воспитания, т. е. от того, что воспитание предлагает ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.
Требования к содержанию воспитания многоплановые: они обусловливаются потребностями детей, родителей, общества, государства, культуры, экологии, производства. Как упорядочить эти требования? Очевидно, речь должна идти о выделении базового компонента содержания воспитания. При этом необходимо учитывать невостребованный практикой опыт описательной систематизации содержания в программе воспитания, разработанной коллективом сотрудников бывшего НИИ ОПВ. Представленное в нем содержание имело поэлементный характер, обусловленный его расчленением на отдельные направления или стороны воспитания, осуществление которых не связывалось с.развитием личности как целостной самореализующейся системы. Реальная жизнь ребенка, его собственные проблемы, все то. что происходило с ним как с человеком, в рамки этих заданных извне направлений воспитательной работы не укладывалось. Содержание воспитания было чрезмерно заидеологизировано, перенасыщено коллективными формами работы и не ориентировано на конечный результат — усвоение базовых основ общечеловеческой культуры.
|
|
Мы полагаем, что определение базовых компонентов содержания воспитания обуславливается требованиями, идущими от ребенка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернализации общечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования поведения, его нравственных основ (идущими от педагогики).
Педагогической науке предстоит еще обосновать эти требования, вместе с тем концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности позволяет выделить некоторые особо важные компоненты содержания современного воспитания, которые могут войти в его базовую основу:
— интернализация детьми универсальных общечеловеческих ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность и др. (Мировоззренческий компонент содержания воспитания);
— овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о,здоровье и жилье охрана природы и среды обитания; общение с родителям и друзьями; совместные экскурсии и путешествия, участие в воспитании младших братьев и сестер, оказаниеим помощи и повседневного внимания и др.;
|
|
— освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: художественных, научных, технических, нравственных путем ознакомления,ихохраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности;
— формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе ситуациях риска, противодействия аморальным явлениям, отстаивания прав человека и др.;
— накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения; организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;
— овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;
— самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования, психокоррекции и др.
Реализация базового содержания воспитания теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования, повышением роли в нем философских, человековедческих, психологических, исторических, юридических, философских, культурологических и др. гуманитарных знаний, назначение которых — ввести учащихся в мир человека, его жизненных проблем, помочь осознать себя как личность и индивидуальность, понять свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой, научить жизнетворчеству, созиданию себя как человека культуры.
Таким образом, ориентация на принцип гуманизации предполагает разработкой определение такого содержания воспитания, которое гарантирует 'развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы.