Структура и содержание ОПОП СПО/НПО

Основная профессиональная образовательная программа СПО/НПО включает в себя

следующие элементы:

1. федеральный государственный образовательный стандарт по

специальности/профессии;

2. примерную основную профессиональную образовательную программу (при

наличии);

3. базисный учебный план;

4. титульный лист (приложение 7);

5. общие положения (раскрывается социальная значимость ОПОП СПО/НПО, ее

главная цель по развитию у обучающихся личностных качеств, а также формированию

общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС

СПО/НПО по данной специальности/профессии; срок освоения ОПОП);

6. характеристику профессиональной деятельности выпускника ОПОП по направлению

подготовки - функциональную карту (определяет профессиональную деятельность

выпускников и требования к результатам освоения ОПОП, область, объекты, виды, задачи

профессиональной деятельности выпускника) (приложение 8);

7. документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного

процесса при реализации ОПОП СПО/НПО по специальности/профессии:

7.1 учебный план;

7.2 календарный учебный график;

7.3 рабочие программы учебных дисциплин/модулей;

7.4 программы практик;18

8. ресурсное обеспечение реализации ОПОП СПО/НПО:

8.1 материально-техническое и информационное обеспечение (приложение 6);

8.2 общие требования к организации образовательного процесса;

8.3 кадровое обеспечение реализации ОПОП (приложение 5);

9. характеристику социально-культурной среды вуза, обеспечивающую развитие

общих (социально-личностных) компетенций обучающихся (описываются условия,

созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов,

способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств

обучающихся);

10. оценку результатов освоения основной профессиональной образовательной

программы:

10.1 фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации;

10.2 программу государственной (итоговой) аттестации;

10.3 методические указания по выполнению ВКР.

Вопрос

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА - документ, представляющий собой модель содержания и организации обучения по соответствующей образовательной программе (без учета специфики конкретных профессий). М.у.п. содержит информацию об исходном «конечном уровне общего образования, предполагаемых сроках обучения (ступени квалификации), о циклах, курсах, предметах, составляющих содержание образования соответствующего уровня. В модели указывается примерное количество часов, которое отводится на циклы предметов, консультации, экзамены; резерв времени, который может быть использован в соответствии со спецификой региона. М.у.п. рассчитана на 36-часовую недельную нагрузку, т.е. на шестидневную рабочую неделю.

Одной из главных компонент макета ФГОС-3, определяющих содержимое учебного плана вуза, являются требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата. Модуль разработки учебных планов предусматривает для хранения структуры ООП по каждому из направлений особый вид учебных планов – примерный учебный план.

Примерный учебный план является макетом учебного плана, который определяет структуру учебных планов, которые будут создаваться на его основе (рис. 4). Макет примерного учебного плана содержит в себе обязательный перечень учебных циклов и практик, определяемых стандартом, коды УЦ ООП, а также, там, где это необходимо, структуру учебных циклов. Стандарт может также задавать трудоемкость (диапазон в зачетных единицах) конкретной компоненты ООП, перечень обязательных для изучения дисциплин (модулей) для конкретного учебного цикла, а также перечень компетенций, которыми должны овладеть студенты направления в процессе изучения соответствующей дисциплины.

Рабочий учебный план — уточненный для данного учебного года и утвержденный ученым советом факультета (института) в установленном порядке базовый учебный план.

Рабочий учебный план - это основной документ, в котором содержится перечень дисциплин, объем учебной нагрузки по видам занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы), формы отчетности по самостоятельной работе (расчетно-графические задания, курсовые работы и проекты), виды практик. Рабочий учебный план формируется на каждый учебный год для каждого потока каждой формы обучения.

Вопрос

Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине. Она представляет собой логическую структуру изучения материала с указанием последовательности изучаемых тем и вопросов. Критерий успешности и эффективности процесса обучения – усвоение знаний, предусмотренных программой учебной дисциплины.

Исследователи выделяют функции учебной программы: описательную (программа описывает содержание учебной дисциплины); идейно-мировоззренческую (знания, предусмотренные программой, направлены на формирование научного мировоззрения и духовности студента); регулирующую, или организационно-методическую (учебная программа организует деятельность и преподавателя по подготовке к занятиям, и студента по самостоятельному изучению дисциплины). Последнюю функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами других дисциплин, что позволяет создать общее мировоззрение студента и сформировать у него духовно-ценностное отношение к явлениям действительности.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта в той или иной области образования. Они утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Примерная учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процессаполучить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ ус­танавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Вопрос

Научно-методическая работа - это конкретный материальный результат деятельности преподавателей, определяющий подходы содержания, способы и методы обучения. Высшая ступень научно-методической работы - это исследовательская, экспериментальная работа по конкретной проблеме (вопросу). Научно-методическая работа планируется и проводится с учетом целей и задач колледжа и индивидуальных потребностей педагогических работников колледжа. Итоги научно-методической работы подводятся ежегодно в мае - июне. План на новый учебный год подается председателями цикловых методических комиссий в июне месяце текущего учебного года. Руководство научно-методической работой преподавателя осуществляется через председателей цикловых методических комиссий, научно-методический Совет, методический кабинет и заместителей директора по научно-методической, учебно-производственной, учебно-воспитательной работе.

Планирование – это совокупность действий, таких, как исследование, аналитика, с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации.

Планирование предполагает прежде всего умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ работа (НМР) включает:
- изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса в вузах России и зарубежных стран;
- разработка планирующих документов: образовательно-профессиональных стандартов, типовых и рабочих учебных планов для всех уровней образования;
- разработка концепций обучения по дисциплинам гуманитарного, экономического, фундаментального, общепрофессионального и специального циклов;
- разработка новых технологий образования и профессиональной подготовки специалистов с учетом тенденций развития общества и перспектив развития науки и техники;
- разработка методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения, формирование фондов комплексных квалификационных заданий;
- совершенствование форм и методов организации, контроля и управления самостоятельной работой студентов, включая обоснование норм времени на эту работу и ее методическое обеспечение;
- публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической научной печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях;
- социологическое исследование по проблемам высшей школы.

Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта.

Методическая работа - это одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания специальной дисциплины. Ее результатом является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях.

Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями техникума или колледжа.

Методическая работа организуется в рамках предметных (цикловых) комиссий. Важным моментом ее организации является выбор содержания, направленного на последовательное создание методики преподавания конкретного учебного предмета, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интерес к ней и ее эффективность.

Планирование методической работы может быть краткосрочным (оперативным) и долгосрочным (перспективным). При этом необходимо соблюдать: единство целевой установки и условий реализации; сочетание государственных и общественных отношений; стабильность и гибкость планирования.

Каждый план должен:

- иметь анализ методической работы за прошедший учебный год;

- содержать систему мер по обеспечению работы с указанием сроков и

исполнителей;

- разрабатываться на коллегиальной основе;

- отражать фактическое состояние учебно-воспитательного процесса

- быть полным, конкретным и реальным;

- иметь конкретные задачи на новый учебный год.

Предлагаемая структура годового плана может быть изменена с учетом специфики конкретного учреждения, но она должна, во-первых, иметь аналитическую часть, в которой получает отражение анализ работы методической службы за прошедший год, сравнение полученных результатов с планируемыми, выявление проблем и причинно-следственных связей, определение негативных факторов и факторов успешности, определение критериев эффективности методической работы; а во-вторых, необходимо определить реальные цели и задачи на предстоящий учебный год.

Каждое образовательное учреждение вправе дополнить план своими разделами, отражающими актуальные проблемы методической работы.

Примерная структура разделов для планирования методической работы:

1) Работа методического совета школы (4 заседания).

2) Руководство повышением квалификации педагогических кадров - (подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, работа профессиональных объединений педагогов, самообразование, семинары, конференции, выставки, конкурсы профессионального мастерства, творческие объединения педагогов, открытые уроки и внеклассные мероприятия).

3)Обеспечение развития инновационной деятельности - (научная, исследовательская, опытно-экспериментальная работа, применение новых педагогических технологий).

4)Организация системы обеспечения программно-методической деятельности - (государственные стандарты образования, районный и школьный компоненты, новые учебники пособия, методические рекомендации Министерства образования, УО и науки Белгородской области, регионального института ПК ППС).

5) Формирование информационно-педагогического банка достижений науки и передовой практики - (банк данных передового педагогического опыта учителей школы в компьютерном варианте, разработки уроков и внеклассных мероприятий, доклады, рефераты, диагностические материалы потребностей и запросов педагогов, мониторинг профессионального творчества педагогов, работа кабинета педагогической информации).

6) Аттестация педагогических кадров - (работа аттестационной комиссии школы, оформление соответствующей документации, творческие отчеты учителей, воспитателей).

7) Управление методической работой - (создание условий для творческой деятельности педагогов, работа с молодыми учителями, контроль за деятельностью методических подразделений школы, работа над единой дидактической (воспитательной) проблемой педагогического коллектива, поощрение педагогов, дальнейшее совершенствование модели методической службы школы)

8) Укрепление материально-технической базы - (накопление раздаточного, дидактического материала, оформление учебных кабинетов, деятельность кабинета педагогической информации).

Вопрос

Документация учебного кабинета, лаборатории, мастерской, полигона

1. Паспорт учебного кабинета, лаборатории, мастерской, полигона(приложение № 1).

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете

лаборатории, мастерской, полигоне.

4. График работы учебного кабинета, лаборатории, мастерской, полигона.

5. План работы учебного кабинета, лаборатории, мастерской, полигона на учебный

год.

6. Перспективный план развития кабинета, лаборатории, мастерской, полигона на 3

года.

7. Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом, лабораторией,

мастерской.

8. Наличие рабочих учебных программ и календарно - тематического планирования по

преподаваемым дисциплинам.

Структура паспорта учебного кабинета

Полное название образовательного учреждения

Паспорт кабинета № _ _ Учебный год: Ф.И.О. учителей, ответственных за кабинет: Оценка состояния кабинета

Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета №.

Номер п/п Название технического средства обучения Марка Год приобретения

Инвентарный номер График занятости кабинета Занятость кабинета после уроков

Работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения кабинета за прошедший учебный год Обновление дидактического материала

Составление опорных конспектов, диагностических карт, схем

Приобретение таблиц_________________________________

Изготовление (приобретение) раздаточных материалов

Требование к составлению плана работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу)

План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет в соответствии с профилем кабинета. Структурно план работы кабинета состоит из трех частей.

1 часть. Анализ работы кабинета в прошлом учебном году.

1.1. Для работы с какими классами использовался кабинет и находящиеся в нем материалы?

1.2. Что сделано по оформлению и ремонту кабинета?

1.3. Что приобретено для кабинета?

1.4. Какие были проблемы в работе кабинета?

2 часть. Задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета, мероприятия по обеспечению сохранности материально-технической базы кабинета.

3 часть. Часы работы кабинета (учебные занятия, дополнительные занятия, факультативные).

Акт о готовности кабинета № к учебному году

I. Наличие в кабинете необходимой документации

· паспорта кабинета,

· инвентарных ведомостей на имеющееся оборудование,

· инструкции о правилах техники безопасности,

· плана работы кабинета на учебный год,

· графика работы кабинета.

II. Учебно-методическое обеспечение кабинета

.Укомплектованность:

· • учебным оборудованием;

· учебно-методическими комплексами (методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями);

· техническими средствами обучения.

2. Наличие комплекта:

· дидактических материалов;

· типовых заданий;

· тестов;

· текстов контрольных работ;

· раздаточных материалов;

· слайдов;

· таблиц;

· учебников;

· других материалов.

III. Оформление кабинета

1.Оптимальность организации пространства кабинета:

· места педагога;

· ученических мест.

2.Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стенды дают:

· рекомендации по выполнению домашних работ;

· рекомендации по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен).

Вопрос

Урок теоретического обучения

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество подготовки.

Урок рассматривается как многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) преподавателей и учащихся определённого состава, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного (в определённые отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач образования, развития и воспитания.

Под уроком понимается занятие, проводимое преподавателем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Урок остается ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса.

Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся.

В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Эффективное использование педагогических средств.

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

Вопрос

Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся.

Структурными этапами (частями) урока п/о является:

I II III IY

Организационный момент, этап урока, 5 мин. Вводный этап (часть) урока, 35-40 мин. Основной этап (часть) урока, 5 часов Заключительный этап (часть) урока
1-2 % 12-15 % 70-85 % 5-6 %

Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:

- выявление отсутствующих учащихся;

- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

- организация внимания и готовность учащихся к уроку.

Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить учащихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15 % времени занятия:

- сообщение темы;

- ознакомление с целями;

- мотивация деятельности учащихся;

- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

- закрепление требований ТБ;

- определение и разъяснение заданий учащимися по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

- сообщение норм времени, критериев оценок;

- организация рабочего места.

3. Основной этап (текущий инструктаж) урока – 70-80 % времени занятия:

Деятельность учащихся – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность мастера п/о:

◘ мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ;

◘ наблюдение;

◘ целевые обходы;

◘ индивидуальное инструктирование;

◘ коллективное инструктирование;

◘ закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

◘ прием результатов работы;

◘ оценивание;

◘ определение дополнительных заданий сильным учащимся.

4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6 % времени:

- сообщение о достижении целей урока;

- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

- анализ выполнения ТБ, норм времени;

- сообщение оценок;

- сообщение темы следующего урока;

- объяснение домашнего задания;

- уборка рабочих мест.

Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

- должна быть связь между структурными элементами урока;

- длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;

- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

- структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.

Вопрос

Главным звеном дидактического цикла является лекция (лат. lectio – чтение), которая появилась в Древней Греции и получила широкое распространение в средние века. Примером первых лекций были диалоги Платона со своими учениками в саду Академа, названного именем героя древнегреческих мифов (отсюда – современное название учебного заведения «академия»). Наибольшее распространение такая форма организации обучения получила в эпоху средневековья в связи с вовлечением в образование широких групп населения. В этот период диалогический вид обучения Древней Греции и Рима уже не удовлетворял возросшие потребности в получении знаний. В средние века стали открывать схолы, где читали лекции – богословские догматы. Лекция была способом коллективного усвоения информации.


Лекция всегда была довольно эффективным способом коллективного распространения и усвоения информации. Только в конце ХІХ века наряду с лекциями стали использовать семинары и лабораторные занятия.


В Англии с конца ХVІІ века распространяется тьюторская система обучения, элементы которой возникли еще в ХІV веке в Оксфордском и Кембриджском университетах. Продуктивность этой системы проявляется в том, что, во-первых, она направлена на воспитание интеллектуальной элиты; во-вторых, ее эффективность в организации самостоятельной работы очень высока; в-третьих, на ее основе могут образовываться педагогические школы и педагогические классы в вузах. Хотя она и требует значительных финансовых затрат, ожидается, что в связи с развитием Болонского процесса институт тьюторства широко войдет в практику учебной деятельности отечественной высшей школы.

Лекция относится к словесным методам обучения, но она является и одним из видов учебной работы. Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины.


Лекция как метод обучения имеет информационный характер, четкий план. Структура лекции подчиняется логике предмета, она не только стимулирует конкретнообразное мышление, но и активизирует логическое мышление слушателей, последовательно выясняет все пункты плана. Выдвинутые в лекции идеи необходимо излагать на высоком научно-теоретическом уровне, но с учетом уровня подготовки слушателей. Все понятия и термины объясняются, аргументируются, при этом широко используют наглядность, активизируют внимание слушателей. Предметом лекции может быть изучение сложных объектов, явлений, событий, процессов, которые имеют между собой связи и зависимости причинно-следственного характера.


Целью лекции является организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

  • обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
  • учить умению аргументировано излагать научный материал;
  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
  • отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;
  • оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.


Лекция в высшей школе – это ответственное многоаспектное педагогическое действо. Оно является вершиной педагогического мастерства педагога-ученого.


Лекция выполняет следующие функции:

  • информационная (изложение системы знаний, ознакомление с новыми достижениями науки, помощь в ориентировании в информации; ознакомление с литературой, научными школами );
  • развивающая – интеллектуальное развитие личности путем включения ее в активную мыслительную деятельность;

  • воспитательная – формирование моральных качеств через содержание учебного материала и организация их на конкретную познавательную деятельность;
  • организующая – психолого-педагогическая направленность для организации всех звеньев учебной деятельности.
  • мотивационная – формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации обучающегося.


Таким образом, лекция является и методом обучения, и формой учебной работы в вузе, и видом учебной деятельности. Поскольку в современных условиях информационная функция лекции теряет актуальность, наблюдается тенденция к снижению роли лекции в профессиональной подготовке, теряет значение информационная функция лекции. Современное состояние информационного обеспечения свело суть лекции к консультативно-обзорному обозначению проблемы и анализу возможных направлений ее решения.

Среди видов академических лекций выделяются следующие:

  • вступительная лекция – начальный этап изучения новой дисциплины (структура курса, актуальность, мотивация, место в системе профподготовки, заинтересованность содержанием, эмоциональность);
  • тематические лекции (проблемность, последовательность, логичная согласованность);
  • итоговая (заключительная) лекция (осознание научного, методологического стержня системы наук, взаимосвязи между ними, перспективы и направления; проводится перед государственными экзаменами и практикой).


По форме организации различаются лекции :


– информационная лекция;

– проблемная лекция;

– лекция-дискуссия;

– лекция-консультация;

– лекция-беседа;

– лекция с опорным конспектированием.

Вопрос

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям. Следует организовывать практическое занятий так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Самостоятельность работы студентов при подготовке к практическому занятию и непосредственно на практическом занятии обеспечивается наличием методических указаний для студентов для каждого практического занятия. В методических указаниях должны сообщатся:

  1. Тема занятия.
  2. Цель занятия: зачем необходимо усваивать учебный материал данной темы.
  3. Задачи занятия: конкретные знания и умения, которые студент должен приобрести.
  4. Перечень основных терминов.
  5. Учебные вопросы, разбираемые на занятии.
  6. Структура занятия: методы проведения, формы контроля и хронологическая карта занятия.
  7. Ориентировочная основа действий студента при выполнении каждого задания: что делать, как делать, как фиксировать результат работы и т.п.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

· подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа — костяк предстоящего занятия;

· выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, преподаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения, заботясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);

· решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);

· подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;

· распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

· подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

В большинстве случаев структура практического занятия имеет следующий вид:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, назначение дежурных).
  2. Мотивация к учебной деятельности: преподаватель сообщает цель занятия и значение изучаемого материала, формируемых знаний и умений для дальнейшей учебной деятельности студентов и профессиональной деятельности врача.
  3. Актуализация опорных знаний: преподаватель, задавая вопросы, извлекает из памяти студентов базовые сведения, необходимые для изучения темы занятия.
  4. Разбор теоретического материала, необходимого для успешного выполнения заданий практического задания: рассказ преподавателя (микролекция), устный индивидуальный или фронтальный опрос студентов, беседа и т.п.
  5. Общая ориентировочная основа самостоятельных действий студентов на занятии: преподаватель сообщает: что и как студенты должны делать, выполняя лабораторные работы или решая ситуационные задачи.
  6. Контроль успешности выполнения студентами учебных заданий: устный индивидуальный или фронтальный опрос, письменная тестовая контрольная работа по теме занятия (она может быть проведена на следующем занятии после внеаудиторной самостоятельной работы).
  7. Подведение итогов, выводы, оценка работы.
  8. Сообщение домашнего задания.

Вопрос

Семинарские занятия — организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Семинар — форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества. Обобщая приведенные определения, можно сказать, что эффективность семинарских занятий во многом зависит от качества предшествующих семинару лекций учителя и самоподготовки старшеклассников.

Существует три подхода к организации и проведению семинарских занятий:

  1. Повторительно-обобщающего типа;
  2. Семинары, построенные на сочетании обобщения с изучением нового материала;
  3. Семинары, полностью направленные на изучение нового материала.

Виды семинарских занятий:

  • Семинар-выставка
  • Рефлексивный семинар
  • Вводный семинар
  • Семинар-проект
  • Обзорный семинар
  • Семинар-дискуссия
  • Самоорганизующий семинар
  • Семинар-деловая игра
  • Поисковый семинар
  • Семинар-исследование
  • Семинар с индивидуальной работой
  • Семинар с использованием УМШ
  • Семинар с групповой работой (учебный «мозговой штурм»)
  • Семинар в группах по выбору
  • Аналитический семинар
  • Семинар генерации идей
  • Эвристический семинар
  • Семинар-«круглый стол»
  • Контрольно-обобщающий семинар

1. При первом подходе материал сначала излагается учителем лекционно (как правило, разговор идет о ведущих идеях, второстепенный материал опускается), а затем самостоятельно прорабатывается школьниками и обсуждается на семинаре. Цель такого семинара — обобщение и систематизация знаний.

2. Во втором случае в ходе семинара обобщение сочетается с изучением нового материала.

3. Проведение семинара с целью изучения нового материала — это самостоятельная форма обучения, т.е. в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, ранее им не знакомый.

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

  1. Выбор темы, определение задач.
  2. Подбор дополнительной литературы.
  3. Распределение заданий и тем для сообщений.
  4. Организация предварительной работы, консультации.
  5. Выбор методов и приемов проведения.
  6. Подбор средств наглядности.
  7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе. В практике обучения физике семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме и имеют следующую структуру:

  1. Вводное слово учителя, формулирование задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.
  2. Выступление учащихся (сообщения по заданным темам).
  3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.
  4. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

С целью активизации мыслительной деятельности школьников, пробуждения у них интереса к обсуждаемому вопросу, целесообразно включение в семинар элементов новизны, а именно: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых интересных фактов, использование новых наглядных и технических средств, применение информационных технологий обучения (мультимедиа и др.).

Вопрос

Вопрос

Вводный инструктаж по теме. В соответствии с программой производственного обучения содержание о6учения профессии представлено объединенным в темы, предусматривающие изучение взаимосвязанного по содержанию учебного материала. Например, "Разметка плоскостная", "Рубка металла", "Нарезание резьбы" и т. п. Для изучения на каждом уроке по теме выделяется определенная часть учебного материала темы (вид, разновидность операции; способ выполнения работы, специфическая функция рабочего), имеющая относительно законченный характер. Напри­мер, "Рубка стали по уровню губок тисков", "Рубка стали выше уровня губок тисков", "Рубка листовой стали на плите", т. е. каждый урок в свою очередь имеет свою характерную для него тему. Вместе с тем, учащиеся должны иметь четкое представление о теме в целом, о взаимосвязи частей изучаемых на отдельных уроках. Поэтому при изучении тем, на которые выделяются 2-3 и более уроков, вводный инструктаж на первом уроке обычно состоит из двух частей: краткий инструктаж по теме и инструктаж по материалу урока.

Вводный инструктаж по теме обычно проводится по следующей схеме:

- сообщение названия и задач изучения темы, количество времени на ее изучение;

- краткое ознакомление учащихся с содержанием темы: что будут изучать, чему научатся, для чего это нужно;

- сообщение об учебно-производственных работах, которые учащиеся будут выполнять при изучении темы; демонстрация о6разцов-зталонов этих работ;

- указание материала специальных предметов (спецтехнологии), которые учащиеся должны повторить для качественного освоения приемов и способов выполнения изучаемой операции.

На такой инструктаж на уроке выделяется не более 5-7 минут и проводится всегда фронтально, т. е. для всей группы совместно.

Вводный инструктаж по материалу урока.

Вводный инструктаж - это структурный элемент урока, характеризующий его организационное построение. С точки зрения дидактической структуры урока, вводный инструктаж включает три элемента; целевую установку, актуализацию знаний и опыта и учащихся, создание ориентировочной основы действий учащихся. Эти типовые элементы урока могут чередоваться по-разному, иметь различное место в структуре урока, но наличие их на каждом уроке обязательно.

Организация и структура вводного инструктажа.

На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего места мастера (стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, выполненная на щите размером примерно 80 х 100 см, тематические щиты, плакаты, образцы, схемы, таблицы - все необходимое для инструктирования. Должно быть обеспечено хорошее освещение рабочего места и всего, что на нем расположено.

Длительность вводного инструктажа на уроках по изучению приемов и операций зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, от места урока в системе уроков по теме. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа - 30-35 минут, но не более 1 часа. Более длительная продолжительность инструктажа не эффективна, так как учащиеся устают и не воспринимают разъяснений мастера. Для вводного инструктажа на уроках при изучении приемов и опера­ций характерна следующая типовая последовательность;

- сообщение темы и цели урока (этап целевой установки);

- проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации);

- объяснение и показ приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы; разбор документов письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам;

- рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способа, их предупреждения и устранения;

- о6ъяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

- проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирова­ния;

- пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции, показанных мастером;

- выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.

Применительно к этой типовой структуре содержания вводного инст­руктажа рассмотрим организацию и методику его проведения.

Вопрос

Профессиональное обучение персонала основывается на принципах обучения взрослых:
1. Актуальности;
2. Участия, когда обучающиеся активно участвуют в учебном процессе и непосредственно используют новые знания и навыки уже в ходе обучения;
3. Повторения, которое помогает превратить приобретенные навыки в привычку;
4. Обратной связи, когда обучающиеся постоянно получают информацию о том, насколько они продвинулись вперед.

Различают две группы методов профессионального обучения: на рабочем месте и вне рабочего места.

Среди основных методов обучения на рабочем месте можно выделить:
• введение в должность – новый сотрудник обучается работе сотрудником, ранее занимавшим эту должность;
• инструктаж – обучение непосредственным руководителем;
• ротация – сотрудник изучает несколько различных специальностей в пределах одного отдела в течение определенного периода времени с целью получения опыта работы в организации и возможности анализа ее деятельности «со всех сторон»;
• метод «Сидя рядом» – перенятие опыта и навыков мастерства у более квалифицированных коллег;
• наставничество – передача знаний и опыта практических и теоретических аспектов работы от наставника к обучаемому;
• самообразование или приобретение опыта;
• подготовка к сдаче квалификационного экзамена;
• подготовка к аттестации;
• участие в проверках и комиссиях при решении внутренних проблем организации;
• обучение по индивидуальным или целевым программам;
• стажировка в новой должности.

Обучение вне рабочего места проводится за пределами организации и является эффективным средством быстрой передачи нужной информации об изучаемом предмете большим группам людей. Методы внеорганизационного обучения целесообразно применять для изучения фактического материала, концепций, принципов и теорий.

Существует несколько способов, используемых при обучении вне рабочего места:
• лекции;
• изучение конкретных ситуаций (кейс-стади) – анализ реальных или гипотетических ситуаций с выработкой путей и способов ее решения;
• тренинг – моделирование реальных ситуаций с целью получения практических навыков, необходимых в повседневной работе;
• ролевые игры – обучение сотрудников через проигрывание назначенных ролей;
• обучение с использованием компьютерных программ;
• деловые игры – моделирование взаимодействия организации с окружающей средой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: