Физическое воспитание

Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

К задачам ФВ в школе относятся:

- развитие основных двигательных умений и навыков;

- обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;

- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;

- формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Основные направления содержания воспитания

Основные направления содержания воспитания Цели Содержание Пути формирования
Умственное воспитание развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. структуру составляют знания, взгляды, убеждения обучение и внеклассная работа с учащимися, самостоятельная работа учеников
Нравственное воспитание в принятии моральных норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, и следовании им в личном поведении определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества формирует коммуникативные навыки, умения взаимодействовать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает самопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств.
Трудовое воспитание передачи производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Учебный труд: умственный и физический; общественно полезный труд; производственный труд
Эстетическое воспитание формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты как эстетическое восприятие, эстетические чувства, потребности, вкусы, эстетические идеалы процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах
Физическое воспитание - развитие основных двигательных умений и навыков; - обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; - воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; - формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни; - формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта. процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Гимнастика, зарядка, игра, туризм, спорт.

Задание №3.

Прочтите цитату:

«Наибольшую ценность для нас, для нашей Родины в данный исторический момент имеет не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в целом и частностях, - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать интеллигентными в лучшем смысле этого слова».

(Рубакин Н.А. «Что такое образованный, интеллигентный человек?)

· Сопоставьте понятие «интеллигентность» и основные направления содержания воспитания. Интеллигентность (латинское intelligens — понимающий, мыслящий) – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры.

Интеллигентность – это легкость интеллекта, терпимость характера, надежность слов и благородство поступков.

Интеллигентность – это совокупность интереса к истории, искусству, литературе, уважения к культуре и нравственной цельности человека.

Понятие «интеллигентность» тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

Задание №4.

Церковь все уверенней восстанавливает свои традиционные для России позиции. Чем вы объясните, что растущее влияние церкви не только не приводит к росту духовности людей, но сопровождается ростом преступности, безнравственности, войнами, иными социальными катастрофами? Как различить религию и веру? Веру и фанатизм? Как воспитать единство нравственного сознания и нравственного поведения? Стоит ли возвращать религию в школу?

1. Я считаю, что влияние церкви сейчас приняло театральный характер. Люди относятся к этому не как к вере, а как к моде. Поэтому церковь массово не влияет на сознание людей.

Религия – историко-культурный свод правил, который принял традиционный характер. Люди не воспринимают святое как святыню.

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Вера является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире

В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»

Религиозный фанатизм – показушное идолопоклонничество; попытка доказать окружающим, что ты «более верующий» чем остальные.

Я считаю, что религию не стоит возвращать в школы, т. к. Россия многонациональная страна, в одном классе могут быть дети различных конфессий. По большей части это будет бездумное навязывание религии детям.

Для этого существуют специальные церковные, приходские, воскресные школы и гимназии.

Задание №5.

Сопоставьте цели и содержание: нравственного и умственного воспитания? нравственного и эстетического? Нравственного и трудового? Нравственного и физического?

Умственное и нравственное воспитание формируют культуру личности.

Нравственность и эстетичность – выработка чувств, идеалов.

Нравственность и труд – формирование отношения к труду, его результатам.

Нравственность и физическое воспитание – выработка гигиенических навыков, здорового образа жизни.

Задание №6.

Сравните два определения понятия «духовность». Чем различаются эти определения? Какую позицию вы разделяете? Почему?

А) «Духовность – состояние души человека, характеризуемое усвоением лучших достижений культуры и устремленное к высшим социальным ценностям жизни» (Социальные технологии: Толковый словарь. – М, 1999. – 33 с.

Б) «Духовность – базовое определение человеческого способа жизни, связанного с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовность – это сопряженность человека с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности «вообще».

Эти два определения различаются позицией с которой они рассматриваются. Первое употребляется в узком смысле: в социологии, культурологии, публицистики т. д. А второе – в более широком, общем смысле, как с религиозной стороны, так и в социальном смысле.

Я скорее разделяю вторую позиции. Я считаю, что духовность это объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью. Укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Самостоятельная работа

Задание №1.

Дайте характеристику компонентов содержания базовой культуры личности школьников.

Покажите их взаимосвязь и единство.

Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд. Также личностный, психологический комфорт. (О. С. Газман)

Базовую культуру личности составляют не лучшие образцы мировой, национальной, народной культуры, а ее готовность к самостоятельному творческому развитию и обогащению культуры, самореализация себя в ней. Основными компонентами базовой культуры личности являются аксиологический(ценностный), технологический, личностно- творческий.

Аксиологический компонент включает в себя овладение ценностями- знаниями, ценностными – качествами и ценностями – отношениями.

Технологический компонент раскрывает степень практической готовности к решению жизненных задач и ситуаций, включение в разнообразные виды деятельности и общения.

Личностно – творческий обеспечивает творческую самореализацию, последовательное развитие сущностных сил личности, ее способностей, дарований, личностного потенциала.

Приоритетным направлением, составляющими основу содержания базовой культуры личности являются мировоззренческая культура. культура межнационального общения, правовая культура, нравственная, экологическая, экономическая, эстетическая, физическая культура, культура семейных отношений и культура труда.

Задание №2.

Обоснуйте принципы и критерии отбора содержания воспитания в деятельности учителя.

Дайте обоснование факторам, влияющим на характер определения содержания воспитания в школе (средних и старших классах городской и сельской школе).

Факторы Их характеристика
   
…….  

Задание №3.

Обоснуйте цели и задачи гуманистического воспитания.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

В соответствии с вышеназванными задачами можно определить содержание воспитания школьников.

Прочитайте высказывание:

Воспитание «должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина». Попытайтесь определить конкретные качества личности и обязательства человека к этим трем направлениям (см. Подласый И.П. Педагогика.- М., 2008. 2 кн. С. 29-30).

Гражданин:

Выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед

страной, обществом, родителями

Чувство национальной гордости и патриотизма

Уважение к Конституции государства, органам государственной

власти, Президенту страны, символам государственности (гер-

бу, флагу, гимну)

Ответственность за судьбу страны

Общественная.дисциплина и культура общежития

Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку,

культуре, традициям

Общественная активность

Соблюдение демократических принципов

Бережное отношение к природе

Уважение прав и свобод других людей

Активная жизненная позиция

Правосознание и гражданская ответственность

Честность, правдивость, чуткость, милосердие

Ответственность за свои дела и поступки

Интернационализм, уважение к народам других стран.

Работник:

Дисциплинированность и ответственность

Работоспособность и организованность

Общие, специальные и экономические знания

Политические знания

Творческое отношение к труду

Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить по-

рученное дело

Профессиональная гордость, уважение к мастерству

Сознательность, вежливость, аккуратность

Опыт трудовой деятельности

Эмоциональная производственная культура

Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности

Коллективизм, умение трудиться сообща

Инициативность, самостоятельность

готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества. Деловитость и предприимчивость. Ответственность за результаты труда. Уважение к людям труда, мастерам производства и др.

Семьянин:

Трудолюбие, ответственность

Тактичность, вежливость, культура общения

Умение держать себя в обществе

Опрятность. Чистоплотность, гигиенические навыки

Здоровье, привычка к активному образу жизни

Умение организовывать и проводить досуг

Разносторонняя образованность

Знание правовых норм, законов

Знание практической психологии, этики

Умение воспитывать детей

Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности

Уважение к своим родителям, престарелым людям и др. качества

Задание №4.

Ответьте на вопросы:

В чём вы видите причины нравственной запущенности детей? Приведите примеры устранения этих причин.

Истоками проступков и правонарушении несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом, аномалии семейного воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться с общественными нормами.

· Назовите особенности трудового воспитания школьников на современном этапе. Каковы основные педагогические условия эффективности трудового воспитания детей?

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи во многом связано с формированием трудовых качеств личности школьника.

Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста.

В современных условиях, когда динамичная и, порой непредсказуемая, социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы трудовой культуры, трудовое воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания школьников в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

Трудовое воспитание будет эффективно осуществляться в том случае, если в процессе учебно-воспитательной деятельности умение педагога соотносить задачи трудового воспитания планомерно соотноситься и гармонично взаимодействует с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников.

В чём состоит сущность эстетической культуры учащихся? Раскройте систему работы школы по формированию эстетической культуры учащихся.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим пауку о прекрасном. В общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно для этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки.

· Дайте характеристику основных средств физического воспитания школьников. Разработайте вариант режима дня для учащегося какого-либо конкретного класса.

К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Она включает в себя гимнастику, игры, туризм, спорт. Ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, массе и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Как нормативная основа жизни и деятельности режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Примерный режим дня ученика 2 класса

7:00 – Подъем

7:05 – 7:30 – Утренняя зарядка, умывание, уборка постели

7:30-7:50 – Завтрак

7:50 – 8:20 – Дорога в школу

8:30 – 12:30 – Занятия в школе

12:30 – 13:00 – Дорога из школы

13: 00 – 13:30 – Обед

13:30 – 14:30 – Послеобеденный отдых,

14:30 – 16:00 – Прогулка, подвижные игры на улице

16:00 – 17:30 – Приготовление уроков

17:30 – 19:00 – Прогулка

19:00 – 20:30 – Ужин и свободное время

20:30 – 21:00 – Приготовление ко сну, ванна, уход за одеждой и обувью.

21:00 – Спокойной ночи

Задание №5.

Изучите и проанализируйте нормативные документы, в которых отражено содержание воспитания в современной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: