О социальном педагоге образовательного учреждения

1. Социальный педагог — специалист, педагог, основная деятельность которого направленная на помощь школьникам в их личностном развитии. Социальный педагог создаёт условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций общества и ближайшего социального окружения.

2. Основные задачи и направления деятельности социального педагога:

— изучение физических и психических особенностей школьников, особенностей личности
и коллектива учащихся, условий их развития;

— помощь школьнику в укреплении физического и психического здоровья;

— создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие
нравственного развития школьников;

— помощь в личностном развитии школьников, развитие способности быть личностью
(стремление к самосознанию, умение делать разумные жизненные выборы, умение
реализовывать свои позитивные качества);

— помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательных интересов и
заинтересованности в учении, помощь в самоопределении, профориентации и развитии
индивидуальности).

3. Основные формы работы социального педагога:

— индивидуальная работа с обучающимися;

— организация коллективной деятельности и общения;

— организация воспитывающей среды;

— организация повседневного школьного быта учащихся;

— координация действий по оказанию помощи в развитии личности школьника в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, внешкольными педагогами.

4. Основное содержание работы социального педагога:

4.1. Работа с отдельными категориями обучающихся:

— изучение совместно с психологом состояния здоровья, отношений, интересов,
характера, познавательных особенностей, семейных условий и внешкольного общения
школьника;

— помощь в социализации обучающихся через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях:

— непосредственное общение со школьниками:

— помощь обучающимся в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной деятельности;

— координация информационных интересов школьника (чтение, кино, видео).

4.2. Работа с классными руководителями:

— организация творческих и коллективных совместных дел школьников;

— воспитание культуры общения школьника через специально организованные занятия;

— организация развивающих коллективных мероприятий, экскурсий, посещение
театра, концертов, выставок и пр.;

- выработка общественного мнения коллектива через групповые дискуссии, обсуждение дел. проблем и ситуаций классной жизни.

4.3. Организация воспитывающей среды и повседневного школьного быта:

— выработка совместно с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном
коллективе и вне его;

— совместно с родителями и школьниками работа по эстетике среды классного кабинета;

— организация самообслуживания, текущих трудовых дел, дежурства;

— регулировка школьного питания учеников.

4.4. Координация воспитательных воздействий:

— родителей; учителей; руководителей школьных и внешкольных кружков, объединений;

— с медицинским работником, педагогом-психологом;

— с библиотекарем.

5. Права социального педагога:

5.1. Право на помощь в работе со стороны медицинского работника учреждения, педагога- психолога, библиотекаря, учителей -предметников, администрации школы.

5.2. Право привлекать родителей обучающихся к своей профессиональной деятельности.

5.3. Право присутствовать на уроках.

6. Помощь социальному педагогу:

— со стороны медицинского работника, педагога- психолога, библиотекаря — в изучении школьников, консультировании социального педагога по различным аспектам его работы, в проведении отдельных общешкольных дел и мероприятий;

— со стороны учителей: информирование об учебной работе обучающихся,
совместный анализ их учебных трудностей, помощь в проведении школьных
мероприятий:

— со стороны заместителя директора по воспитательной работе — методическая и
организационная помощь.

7. Режим работы социального педагога:

7.1. Пятидневная рабочая неделя со средним недельным временем работы в школе и вне
школы 36 часов.

7.2. Распределение времени работы по дням варьируется в зависимости от содержания и
форм работы.

7.3. Примерное распределение рабочего времени в течение недели:

Вид деятельности Вр. ч
1. Помощь школьникам в учебе  
2. Индивидуальное общение со школьниками  
3. Подготовка и проведение коллективных дел  
4. Работа с родителями  
5. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа  
6. Методические совещания, семинары  
7. Работа с другими педагогами  
8. Оформление документации  
9. Научно-методическая работа  
10. Разное  
II. Учебная или другая нагрузка до 9 ч в неделю

8. Ответственность за общую организацию работы социального педагога и контроль за его деятельностью возлагается на заместителя директора школы по воспитательной работе.

Профессионально-этические требования к социальному педагогу.

Содержание профессиональной деятельности социального педагога формирует определённый комплекс требований к носителю этой профессии. Именно исходя из этого комплекса требований и формируется образ специалиста, специфичность которого характеризуется разноплановостью содержания социально-педагогической деятельности. Особенность профессиональной деятельности социального педагога состоит в том, что объектом её внимания выступает социальная ситуация развития человека, отягощенная проблемами социального плана. Вхождение социального педагога в эту ситуацию предполагает, что, во-первых, социальный педагог меняет её эмоциональный фон, подавая надежду на преобразование отношений, во-вторых, разгружает её психологически, беря часть проблем человека на себя, в-третьих, актуализирует личностный потенциал человека, мобилизует жизненные ресурсы, необходимые для, преодоления кризиса идентичности и активного творения целесообразных социальных отношений. Особенно значимо для преодоления проблемного поля человека создание особой среды, способствующей адаптации человека к новой ситуации его социального развития.

Предметом деятельности социального педагога выступает проблемная ситуация, специфика которой состоит в том, что в ней нарушены некоторые социальные пропорции, ослаблены необходимые социальные связи, стали дисгармоничными некоторые социальные процессы. Такая ситуация нарушает процессы социализации человека, побуждает развитие дезадаптивных и деструктивных форм поведения. Масштаб проблемной ситуации, находящейся в поле зрения социального педагога, может быть разным. Соответственно, проблемное поле его деятельности может быть расширено до разработки и реализации программ социальной помощи отдельным людям и группам (различного уровня) и сужено до анализа и преобразования конкретной ситуации отдельного человека.

В современных условиях профессия социального педагога объединяет в себе содержательную и функциональную деятельность педагога и социального работника. Исходя из этого и необходимо рассматривать требования к личности социального педагога.

Специалист, работающий с людьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации, должен обладать следующими профессионально важными качествами, которые можно объединить в группы:

1. профессиональная осведомлённость: высокий уровень культуры и образования,
профессиональная компетентность;

2. отношение к людям: безусловно положительное отношение к людям, эмпатия.
конгруэнтность;

3. морально-этический уровень: честность, ответственность, порядочность,
бескорыстность, высокая нравственность;

4. организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, общительность,
способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с представителями
различных возрастных, профессиональных и социальных групп, социальная смелость,
умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызвать к себе
доверие и поддержать в трудную минусу:

5. нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность,
настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт:

6.отношение к себе: положительное отношение к себе, уважение самого себя, способность понять себя, умение решать свои проблемы, уверенность в своих силах и возможностях.

Профессиональная деятельность социального педагога связана с распознаванием проблем человека, с поиском путей их преодоления и потому изначально выступает как исследовательская деятельность. Поэтому успешность профессиональной деятельности социального педагога обеспечивают ряд психологических характеристик: гуманистическую позицию, социальный интеллект, социальный интерес, эмпатические умения, социальное творчество, мобильность (С.Л. Расчётина).

Гуманистическая позиция социального педагога определена главной направленностью социально-педагогической работы на содействие саморазвитию личности ребёнка, на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков каждого ребёнка, на активизацию совместного социального творчества детей и взрослых, социальных инициатив. Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование гуманных. воспитывающих отношений в социуме, становление и развитие общей системы интересов и ценностей у детей и взрослых.

Социальный интеллект рассматривается как способность к распознаванию проблемных ситуаций, к диагностике прошлого и прогнозу будущего на основе расшифровки поступков и переживаний клиента. Без этого невозможна постановка "социального диагноза", выявление позитивных и негативных влияний, разработка программ, проектов, планов социально-педагогической деятельности, социально-педагогическое проектирование личностного развития детей.

Социальный интерес определяется как потребность в осуществлении блага для других. Социальный педагог должен искренне и честно желать помочь людям.

Эмпатические умения как способность к вчувствованию и сопереживанию, являются одними из самых важных качеств, определяющих отношение к людям. Именно способность к эмпатии позволяет социальному педагогу расположить к себе ребёнка, выявить его скрытые проблемы, найти адекватные способы решения, предполагающие активность самого ребёнка.

Социальное творчество рассматривается, как способность творить ситуацию, устанавливать высокоэффективные отношения, побуждающие к осознанию человеком (ребёнком) себя как ценности в глазах другого человека. В качестве важной личностной характеристик выступает способность противостоять такому явлению как "синдром сгорания", суть которого состоит в ослаблении защитных механизмов личности перед лицом постоянно возобновляемых проблемных ситуаций.

Такое качество как мобильность, способность к преобразованию себя для достижения целей профессиональной деятельности обусловлена тем, что социальный педагог должен быть готов к изменениям в социуме, в обществе, в характеристиках его клиентов, в требованиях к осуществляемой им профессиональной деятельности.

К личностным характеристикам относятся самооценка социального педагога, характерологические особенности и индивидуальный стиль поведения.

Не последнюю роль в успешном осуществлении социально-педагогической деятельности играет и фактор здоровья социального педагога:

во-первых, это устойчивость психических процессов и свойств личности;

во-вторых, это единство личности как тесная взаимосвязь физиологических состояний и психических свойств;

в-третьих, это активность, которая выражается в многообразной и многосторонней

деятельности, направленной на изменение, преобразование окружающей среды на всех уровнях социума, на непрерывное самообразование, самосовершенствование.

К числу профессионально-этических норм социального педагога можно отнести следующие:

1. Приоритет личности и семьи по отношению к обществу и государству. Социальный

педагог, прежде всего, защищает права каждого человека на образование и

наследование социального опыта, способствует реабилитации и интеграции в

общество, актуализирует опыт семейной социализации.

2. Конфиденциальность во взаимоотношениях с клиентом. Информация о личной жизни

и проблемах клиента не является предметом обсуждения.

3. Чёткая дифференциация личностных оценок социальной ситуации от

профессиональной диагностики. Необходимо чётко разграничивать собственные

стереотипы восприятия исследуемой социальной ситуации от реально существующей

проблемы. Недопустимо строить межличностное взаимодействие социального

педагога с клиентом на основе взаимозависимости.

4. Социальная активность, стремление к позитивным изменениям социальной ситуации.

Социальная активность предполагает активное участие в отстаивании прав клиента в

позитивном преобразовании социальной ситуации.

5. Постоянное самообразование и умение передавать знания и опыт другим. Важно,

чтобы социальный педагог не только стремился расширять формы и способы

преобразования окружающего мира, но и был способен передавать свои знания и опыт

людям, нуждающимся в помощи.

6. Уважение личности клиента независимо от особенностей его развития и социального
состояния. Социальный педагог рассматривает клиента не с позиций сравнения его с
нормой и оценивания негативных проявлений его развития, а с точки зрения
неповторимости, оригинальности и социальной ценности данной личности.

7. Развитие принципов самопомощи и взаимопомощи клиентов. Социальный педагог не
должен решать все проблемы за клиента, но должен учить клиента решать свои
проблемы самому, опираясь на его внутренний потенциал и развивая его внутренний
резервы. Важно научить человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию,
восстанавливать связи с самими собой и с социумом.

8. Готовность действовать от имени клиента. Важно уметь видеть социальную ситуацию,
проблему, мир глазами клиента, что поможет компетентно решать проблемы и
защищать интересы клиента.

9. Стремление к социальной справедливости, защите прав человека и общественному
порядку. Социальный педагог должен проявлять активную жизненную позицию в
позитивном изменении социальной ситуации на различных уровнях социума.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: