Требования к результатам освоения дисциплины. Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Психология личности

Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Педагогика и психология девиантного поведения

Квалификации (степени) выпускника - специалист

2011 г.

Цели и задачи дисциплины

Цель курса - сформировать у курсантов (студентов) представление о психологии личности – теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в обществе.

Задачи курса:

- ознакомить с характеристиками психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества;

- ознакомить с основными этапами развития предмета психологии личности;

- ознакомить с методологией, структурой и особенностями психологического по­знания, тенденцией развития современных концепций психологии личности;

- определить взаимосвязь психики и организма человека, содержание основных психологических концепций личности, ее психо­логическую структуру;

-выработать навыки использования полученных знаний в целях совершенствования профессиональной и по­вседневной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП

Изучение дисциплины «Психология личности» (С.3.1.10) входит в базовую часть профессионального цикла обучения (С.3).

Изучение «Психологии личности» опирается на знания, умения и компетенции курсантов, полученные ими после прохождения следующих дисциплин: «Общая психология», «Педагогическая психология».

Перед началом изучения дисциплины «Психология личности» курсант должен:

Знать:

· объект, предмет и структуру современной психологии, педагогической психологии;

· основные понятия, категории и законы психологии;

· содержание психических познавательных и эмоциональных процессов, социально психологических явлений, психологические методы познания и самопознания;

· методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

· психологические основы общения, причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов, основы психопрофилактики негативных психических состояний.

Уметь:

· использовать общепсихологические знания для решения профессиональных задач, совершенствования и личностного роста;

· подбирать и применять адекватную теоретическую модель для решения конкретной прикладной задачи;

· обобщённо алгоритмизировать исследовательскую и формирующую часть психологического исследования.

Владеть:

· навыками практического применения совокупности методов исследования, закономерностей и особенностей проявления психических явлений в целях решения задач психологического обеспечения жизнедеятельности коллективов ОВД;

· навыками пропаганды и популяризации психологических знаний среди сотрудников, проведения занятий по психологической подготовке.

Дисциплина «Психология личности» является обеспечивающей для следующих дисциплин: «Психология девиантного поведения», «Психология конфликта», «Психологическая диагностика», «Психология семьи», «Психологическое консультирование и психологическая психокоррекция».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· Способности к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

· Способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· Способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7);

· Способности к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-10);

· Способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной деятельности (ОК-13).

· Способности разрабатывать и использовать средства психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-4);

· Способности реализовывать психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармо­ничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5).

в диагностико-коррекционной деятельности:

· Способности выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-8);

· Способности устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребёнка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК-10);

· Способности к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психиче­ских отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12).

в правоохранительной деятельности:

· Способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних (ПК-14);

· Способности выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-29).

в экспертно-консультационной деятельности:

· Способности осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер (ПК-32);

· Способности консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста (ПК-34).

в научно-исследовательской деятельности:

· Способности обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-35);

· Способности использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах (ПСК-3.1);

· Способности разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения (ПСК-3.2);

· Способности проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин (ПСК-3.6);

· Способности использовать концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах (ПСК-4.1);

· Способности планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития (ПСК-4.8);

· Способности проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной и образовательной среды (ПСК-4.10);

В результате изучения дисциплины курсант должен:

Знать:

· основные понятия и категории психологии личности (ОК-5);

· кон­цепции личности (ПК-14);

· психологические условия социализации и развития личности (ОК-7);

· психологическую структуру личности (ОК-7);

· индивидуально-типологические особенности личности (ОК-7);

· содержание психических познавательных и эмоциональных процессов, социально психологических явлений, психологические методы познания и самопознания (ПК-34););

· методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ОК-6);

· теорию системного развития психики человека, феноменологию и закономерности развития в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения (ПК-34););

· направления и методы психолого-педагогической диагностики развития личности и социального поведения человека (ОК-7, ОК-13);

· методологию и основные технологии психологической работы на разных этапах возрастного и личностного развития человека, оказания психологической помощи индивидам, группам и сообществам (ПК-4, ПСК-4.10).

Уметь:

· использовать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ОК-6, ОК-10);

· выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ОК-13, ПК-5, ПК-8, ПК-10, ПК-14, ПК-32, ПСК-3.1, ПСК-3.6, ПСК-4.1).

Владеть:

· приемами комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях в целях гармонизации психического функционирования детей и подростков (ПК-5, ПК-12, ПСК-3.2, ПСК-4.8);

· методами психологического изучения личности, коллектива (ОК-13, ПК-29, ПК-32, ПК-34, ПК-35, ПСК-4.8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: