Вы не сможете ни помочь себе, ни избавиться от невротического состояния, если не начнете активно и усиленно оспаривать свои иррациональные представления.
Одного понимания явно недостаточно. Существует много людей, которые прекрасно понимают свои иррациональные представления, но почти ничего не делают для того, чтобы избавиться от них.
Постарайтесь четко осознать, что вы сами расстраиваете себя иррациональными представлениями о том, что должно быть. Однако признание факта существования иррациональных представлений о должном само по себе не заставит их исчезнуть. Боритесь с ними всеми способами, которые предоставляет РЭТ, но, прежде всего, активно оспаривайте их.
Мысля иррационально, вы идете против здравого смысла и отказываетесь принять то, что происходит на самом деле.
Наука задает скептические вопросы:
• Из чего следует, что я должен добиться успеха?
• Почему люди обязаны относиться ко мне хорошо?
• Где написано, что в моей жизни не должно быть никаких неприятностей? Когда вы задаете себе подобные исследовательские вопросы, то можете получить, например, такие ответы:
|
|
• Ничто не говорит о том, что я должен добиться успеха, но я очень хочу это сделать.
• Люди не обязаны относиться к ко мне хорошо, но хорошее отношение удовлетворило бы меня.
• Моя жизнь никогда не была лишена неприятностей и никогда такой не будет. Но все-таки я могу жить прекрасно и радоваться жизни. Я даже могу научиться извлекать пользу из неприятностей.
Чем больше вы будете спорить, спорить и еще раз спорить со своими иррациональными представлениями, тем быстрее преодолеете эмоциональные проблемы.
Как оспорить ваши иррациональные представления?
Давайте разберем пример.
G (ваша цель) - вы хотите получить хорошую работу.
А (активирующее событие) - вы провалились на собеседовании и не получили желанную работу.
RB (рациональное представление) - «Мне не нравится, что я потерпел неудачу. Как это неприятно. Очень плохо. Что нужно предпринять, чтобы в следующий раз добиться лучшего результата?»
IB (иррациональное представление) - «Любой ценой я должен сделать так, чтобы понравиться руководителю и получить работу. Если я не пройду собеседование, это будет
ужасно. Я этого не переживу. Если я провалюсь, значит я ни на что не годен - следовательно, никогда не получить мне хорошей работы».
С (последствия того, что вы держитесь за свои иррациональные представления) - вы подавлены и чувствуете себя никому не нужным.
Теперь мы вводи пункт D. Он означает дискуссию. Это - дискуссия относительно ваших иррациональных представлений.
IB - «Я должен любой ценой понравиться руководителю, чтобы получить работу».
|
|
D - «Почему я непременно должен сделать так, чтобы понравиться руководителю? Я никогда не должен кому-то нравиться. Такого долга не может быть. Нет такого закона. Из чего следует, что он даст мне работу, даже если я ему понравлюсь? У него может быть множество других мотивов, по которым он примет на работу другого человека, несмотря на то, что я ему понравлюсь. В конце концов, он не обязан принимать меня на работу.
Е (новое эффективное воззрение) - «Нет такой причины, по которой я должен понравиться руководителю, но я предпочел бы ему понравиться. Ничто не доказывает, что он должен принять меня на работу. Нет такого закона. Хотя, конечно, жаль, потому что работа действительно хорошая.
IB - «Если я не получу работу, это будет ужасноЬ)
D - "А что в этом ужасного?"
Е - "Ничего! Просто это достаточно неудобно. Но и не на все сто процентов неудобно - ведь бывает и хуже! Ужасно - это значит более, чем на сто процентов плохо. Поэтому все вовсе не ужасно, а только неприятно.
IB - Если я не получу работу, я этого не переживу.
D - На самом деле это вовсе не смертельно. Никто не умирает от того, что не получил работу.
Е - Во-первых, действительно, никто не умирает от того, что не получил ту работу, которую хотел. Во-вторых, если я буду продолжать думать, что мне не жить без той работы, то я никогда не буду счастлив в жизни. Но ведь очевидно, что есть множество способов жить счастливо, даже не имея той работы, к которой я так стремлюсь.
IB - «Если я не сумею получить эту работу, значит, я некомпетентный человек, который никогда не сможет занять и сохранить достойное место в обществе».
D - На самом деле для этого нет никаких доказательств. Действительно, из чего все это следует? Где это написано? Какие факты свидетельствуют об этом?
Е - Если я не понравился руководителю, это ни в коей мере не говорит о моей некомпетентности. Даже если я на самом деле не очень удачно отвечал на его вопросы, это говорит только о том, что в этот раз мои ответы не были удачными, а не то, что я вообще некомпетентный человек. Даже если это не первый раз, то это вовсе не говорит о том, что я никогда не получу хорошую работу.
Упражнение. Вспомните какое-нибудь событие или явление, из-за которого вы испытали эмоциональное расстройство или вели себя глупо в настоящее время или в недавнем прошлом. Запишите.
Примеры:
• Кто-то солгал вам и вы впали в ярость и готовы были убить обманщика.
• Вы не смогли выполнить своих обычных упражнений и потому, разозлившись на себя, чувствовали подавленность.
• Вы пришли в повседневном костюме на официальный прием и почувствовали себя неловко.
• Вас сурово раскритиковал ваш друг, которому вы не раз помогали, и теперь вы обижены на него и жалеете себя.
• Вы дали зарок бросить курить и не бросили.
• Вы проявили эгоизм и причинили вред ни в чем не повинному человеку.
• Вы презираете себя за то, что не можете справиться с какой-то фобией или комплексом.
Эти примеры должны помочь вам вспомнить свои ситуации.
Вспомнив, как вы расстраивались и вели себя несообразно, причинив себе ощутимый вред, предположите, что тут замешаны представления об «обязанностях» и постарайтесь отыскать их. Отметьте это.
Пример: «Эта женщина солгала мне. Она не имела права меня обманывать. Как жестоко она поступила!»