Для начала запомним, что все вопросы финансовой политики страны – это предмет ведения Федерального центра и функция Правительства – высшего органа исполнительной власти страны

Правительство разрабатывает бюджет, и, обладая правом законодательной инициативы, вносит его в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания (парламента РФ).

Депутаты Государственной Думы рассматривают бюджет (как и любой закон) в трех чтениях, и принимают:

  1. Рассмотрение общих объемных параметров бюджета (количество расходов и доходов). Например, бюджет РФ в 2014 году составляет:

Доходы — 14, 0634 трлн. руб.

Расходы — 14, 2070 трлн. руб.

  1. Рассмотрение конкретных параметров бюджета. Например, распределение государственных доходов и расходов.

  1. Точная сверка текста Федерального Закона.

Государственная Дума либо принимает Закон, либо нет. Тогда законопроект уходит на доработку в орган, представивший его на рассмотрение Думе. В данном случае – Правительству РФ.

Следующая стадия принятия ФЗ – это его одобрение Советом Федерации (верхней палатой Федерального Собрания (парламента РФ).

Важные для всей страны ФЗ (например, о бюджете) Совет Федерации обязан рассмотреть, менее важные может не рассматривать, тогда законопроект переходит на подписание Президенту.

Президент может наложить на проект Закона «вето», вернув его в Думу на повторное рассмотрение. Дума может преодолеть несогласие Президента двумя третями голосов (квалифицированным большинством) – 300 и более.

Когда ФЗ подписан, он вступает в силу после опубликования его в «Российской газете» и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru

Таким образом, процедура принятия ФЗ в Российской Федерации состоит из следующих этапов:

  1. Внесение ФЗ
  2. Рассмотрение и принятие Государственной Думой
  3. Одобрение Совета Федерации
  4. Подписание Президентом
  5. Опубликование
  6. Исполнение и отчет (в данном случае Правительством РФ)

Правильность расходования бюджетных средств подлежит проверке Счетной Палаты РФ.

Схема принятия Федерального Закона в РФ (в том числе о бюджете), выглядит так:

Доходная часть делится налоговые и неналоговые поступления, из которых наиболее важными являются сегодня для РФ доходы от внешнеэкономической деятельности (например, продажа природных ресурсов – нефти, газа).

Особые виды доходов государства это приватизация – передача (продажа) государственного имущества в собственность частных лиц и размещение на фондовой бирже облигаций – государственных ценных бумаг.

Особо из многочисленных расходов государства можно отметить расходы на оборону (они, как правило, наибольшие в расходной части бюджета), создание общественных благ – медицина, образование (так называемая социалка), фундаментальная наука и долгосрочные проекты (наиболее дорогостоящие, например, разработка месторождений на континентальном шельфе, космические проекты). Эти проекты не несут сиюминутную прибыль, поэтому частным инвесторам редко интересны.

Основные виды бюджетов выделяются экономистами на основе соотношения доходов и расходов.

Таким образом, бюджет РФ сегодня практически сбалансирован, хотяи сводится с минимальным дефицитом менее 1%. Какая еще информация может пригодится Вам при необходимости привести конкретную информацию в части С?

Бюджет РФ во многом зависит от уровня мировых цен на нефть и газ, уровень инфляции в бюджетах последних лет заложен в 6% в год.

По уровням действия бюджеты бывают:

  1. Федеральные (центральные)
  2. Региональные (в федеративном государстве)
  3. Местные

Конечно, государству выгодно иметь профицитный бюджет, оставляя сэкономленную часть доходов для трат в необходимый момент. Например, часть запасов финансов РФ, полученных в 2000е годы в результате высоких цен на нефть и газ в ситуации мирового кризиса, составляют основу так называемого «Фонда будущих поколений».

В тоже время, государства, как правило, имеют дефицитный бюджет, тратя больше, чем зарабатывают.

Итак, бюджет – это основной план развития экономики страны. Какие выгоды принесет стране профицит бюджета?

· Активная социальная политика

· Развитие реального сектора производства

· Ускоренное производство общественных благ

· Развитие природоохранных технологий

· Кредитование, субсидирование малого бизнеса

· Развитие фундаментальной науки

Последствия серьезного дефицитного бюджета (с большим перекосом расходов над доходами) могут стать плачевными для экономики страны:

· Чрезмерная эмиссия и как результат, рост инфляции

· Рост внешней задолженности

· Падение темпов производства общественных благ

· Свертывание социальных программ

Таким образом, нами рассмотрена тема кодификатора ЕГЭ-2014 «Государственный бюджет».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: