Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воспитывал своих сподвижников и учил их проявлять рассудительность, спокойствие и осмотрительность в таком важном вопросе, как призыв к исламу. Так, посылая их в военные походы, он указывал их руководителям, что прежде, чем начать сражение с врагами, надлежит призвать их к одной из трех вещей:
1. Принятию ислама и переселению в землю мусульман. В случае отказа переселяться — просто к принятию ислама, без переселения (в этом случае им предоставляется такой же статус, как у мусульман-бедуинов).
2. В случае отказа принимать ислам призвать их к выплате джизьи.
3. Если враг отказывался от всего предложенного, надлежало положиться на Аллаха и вступить с ним в сражение[381].
Проявление спокойствия и степенности при совершении намаза
То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приучал своих сподвижников к спокойствию и степенности, хорошо демонстрируют следующие его наставления:
«После того, как будет объявлено о начале намаза, не являйтесь на него бегом, но приходите на него обычным шагом, и сохраняйте спокойствие и молитесь, начиная с того ракаата, который вы застанете, а то, что пропустите, восполняйте после». [382]
«Когда объявляется начало намаза (икама), не вставайте, пока не увидите, что я уже вышел для его совершения». [383]
По причине их высокого положения и важности, спокойствие и степенность — качества, любимые Всевышним Аллахом. На это указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные Ашаджжу: «В тебе есть два качества, которые любит Аллах: сдержанность и степенность». [384]
Самыми сдержанными, терпеливыми и степенными людьми являлись пророки, а из них самым великим обладателем указанных качеств является пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.