Содержание социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками

Решение проблемы распространения наркозависимости требует комплексного и интегративного подхода, объединения усилий специалистов различных профессий, профилей, направленности.

Как показывает накопленный в мировой практике опыт противодействия развитию химических зависимостей, такая работа включает в себя три основных и взаимозависимых блока:

‑ превентивная работа или первичная профилактика зависимостей. Эта деятельность охватывает наиболее широкие группы населения. И, поскольку, признанным является факт, что дети и молодежь наиболее подвержены вовлечению в алкогольную и наркотическую зависимость, то основным субъектом первичной профилактики аддиктивного поведения являются образовательные учреждения (среднего общего; начального, среднего, высшего профессионального образования) и учреждения по работе с молодежью.

На сегодняшний день функции профилактики аддиктивного поведения в образовательных учреждениях разделены между учителями-предметниками (информирование детей о проблеме зависимого поведения в контексте учебного предмета), классными руководителями, педагогами-психологами и социальными педагогами.

Социальная работа причастна к такой деятельности в незначительной степени. В общеобразовательных школах не предусмотрена штатная единица специалиста по социальной работе. В учреждениях профессионального образования могут создаваться отделы социальной работы, однако приходится отмечать, что их задачи часто сосредоточены в области социального обеспечения учащихся и студентов и не выходят за эти рамки. В большей степени специалисты по социальной работе участвуют в профилактике аддиктивного поведения в контексте деятельности учреждений по работе с молодежью;

‑ работа с лицами, имеющими опыт употребления психоактивных веществ, но с еще несформированной зависимостью (вторичная профилактика). Эти задачи решаются образовательными учреждениями, учреждениями молодежной сферы и некоторыми типами учреждений социальной защиты населения (например, центрами психолого-педагогической помощи).

Содержание работы в рамках этого блока заключается в раннем выявлении фактов употребления психоактивных веществ; установлении специального педагогического контроля за ребенком, подростком или молодым человеком (в случаях, когда это возможно и входит в компетенцию учреждения) с целью недопущения дальнейшего употребления наркотиков или алкоголя, а также распространения нелегальных веществ среди других детей; организации индивидуальной помощи такому ребенку и его семье. Уже на это этапе может понадобиться обращение в наркологический диспансер по месту жительства или в наркологическую службу (к наркологу), работающей на коммерческой основе.

Часто факт употребления наркотиков становится шокирующим известием для окружения ребенка, подростка или молодого человека. От его реакции во многом зависит дальнейшее развитие ситуации. Иногда родители или супруги, в целом близкие люди своими действиями закрепляют наркотизацию человека, имеющего опыт употребления психоактивных веществ. Родители, узнав о проблемах ребенка, испытывают потребность поделиться переживаниями, услышать совет от кого-то, имеющего схожий опыт. В этом случае значимую социальную помощь могут оказать общественные организации, объединяющие людей, столкнувшихся с проблемами наркозависимости близких, чаще всего детей. В штат таких организаций может входить специалист по социальной работе;

реабилитация и адаптация зависимых лиц, отказавшихся от приема психоактивных веществ. Часто этот блок задач называют третичной профилактикой. Его основная цель – помочь человеку с химической зависимостью, прошедшему медицинский этап реабилитации, вернуться к здоровой социальной жизни. Основным субъектом реабилитации наркозависимых являются учреждения здравоохранения. К ним относятся наркологические диспансеры, психоневрологические больницы или психосоматические отделения многопрофильных больниц, реабилитационные наркологические центры. Реабилитационные центры могут быть как государственными, так и коммерческими.

Содержание помощи и продолжительность пребывания наркозависимых в таких учреждениях может значительно варьироваться. Например, госпитализация наркозависимых в психосоматическом отделении многопрофильной больницы предполагает предоставление только медицинских услуг (купирование абстинентного синдрома, лекарственное лечение психической сферы, снятие острых состояний сопутствующих заболеваний) и пребывание пациента до 3 недель.

В то же время работа реабилитационного центра включает в себя реализацию психотерапевтических программ, социальную реабилитацию, ресоциализацию и реадаптацию пациента. Пребывание в таком центре может продолжаться долгое время - до 1 года и даже дольше. Пациенты могут находиться в центрах на различных режимах: индивидуальном – для работающих и учащихся (подразумевается посещение в вечернее или дневное время в индивидуальном порядке) и групповом - в этом случае пациент находится в центре целый день. В течение дня пациенты центров участвуют в групповой и индивидуальной психотерапии, проходят консультации специалистов, занимаются лечебной физкультурой.

Специалисты по социальной работе, как правило, входят в штат наркологических диспансеров и реабилитационных наркологических центров. Их зона ответственности связана с социальной реабилитацией пациентов, подготовкой их к выходу в открытую социальную среду: содействие в поиске жилья, рабочего места, возможностей продолжения или получения образования, поддержка в получении пациентом статуса инвалида, если это связано с сопутствующими наркомании заболеваниями. Кроме того, специалисты по социальной работе осуществляют постреабилитационный патронаж и консультирование, тесно сотрудничают с группами взаимопомощи бывших алкогольно- и наркозависимых.

Определив роль социальной работы в общей системе противодействия распространению зависимого поведения и помощи лицам с аддиктивным поведением, остановимся на основных технологиях и содержании деятельности специалиста по социальной работе в этой сфере.

Профилактика химических зависимостей – это комплексная деятельность по предупреждению вовлечения человека или групп людей в алкогольную или наркотическую зависимость. Начало широкомасштабной профилактики наркозависимости за рубежом относится к 50 гг. XX века. В течение довольно долгого времени доминировал так называемый образовательный подход к профилактической работе. В научной и учебной литературе, посвященной этой проблеме, его иногда называют информационным или, в последнее время, проблемно-ориентированным. Его суть заключается в информировании о вреде наркотиков и последствиях их употребления. Основные формы, используемые в рамках этого подхода, - лекция, беседа, дискуссии, диспуты, прения, демонстрация фильмов и других наглядных материалов.

Анализ многолетнего опыта позволяет сделать вывод о том, что такая профилактическая работа оказывается неэффективной. С 70-х гг. начинают развиваться программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять давлению окружающих в ситуациях наркогенного давления. Обобщенно их называют программами формирования жизненных навыков (life skills). Они разрабатываются в рамках позитивно-ориентированного подхода, который предполагает устранение тех неблагоприятных личностных характеристик, которые повышают вероятность наркотизации. Здесь доминирующими формами работы становятся тренинги, игры, организация альтернативной употреблению наркотиков деятельности.

Участвуя в реализации первичной профилактики наркозависимости специалист по социальной работе поэтапно решает ряд задач:

‑ сбор и систематизации сведений о ситуации в области распространения наркозависимости в конкретном регионе;

‑ определение целевой группы, выявление возможностей привлечения участников такой группы к профилактической деятельности (через социальные институты или индивидуально);

‑ характеристика особенностей группы и подбор профилактической методики. Почти всегда разработчики профилактических программ указывают возраст целевой группы, на которую они ориентированы;

‑ формирование групп и реализация программы, «входящая» и итоговая диагностика участников группы по тем признакам, на которые оказывает влияние программы. Так, для информационной программы показателен будет уровень знаний участников, а для тренинговой – овладение ими поведенческими навыкам;

‑ анализ результатов и внесение корректив в содержание профилактической работы. Специалист по социальной работе взаимодействует при реализации профилактических программ с социальным педагогом, психологом, и приглашенными специалистами – юристом, врачом, сотрудником Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков и другими.

Работая в социальных учреждениях, куда попадают дети группы риска (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), специалист по социальной работе должен обладать умениями ранней диагностики употребления наркотиков. Конечно, для диагностики проблемы наркозависимости, причин ее возникновения необходимо участие врача-психиатра (врача психиатра-нарколога) и патопсихолога, хорошо знакомых с адаптированными для работы с детьми и подростками психодиагностическими методиками. Однако увидеть наличие проблемы – одна из задач специалиста по социальной работе. В целом, существует три способа выявления факта употребления человеком наркотиков: наркологическая экспертиза; экспресс-тест; использование внешних косвенных признаков. Внешние признаки являются самыми первыми сигналами опасности, которые позже могут подтвердиться или быть опровергнуты с помощью других диагностических процедур.

Безусловно, внешние признаки не абсолютны, но все же часто помогают. С другой стороны, во многих случаях внешность людей, употребляющих наркотики, не вызывает подозрений и опасений.

Косвенные, но весьма надежные признаки употребления наркотиков - обнаружение у подростка шприцев, инъекционных игл, закопченных металлических ложек, мелкоразмолотых частей высушенных растений и грибов, неизвестных порошков, разноцветных таблеток с выдавленными на поверхности картинками или похожих на марки с разноцветными рисунками кусочков бумаги.

Для человека в наркотическом опьянении характерны отрешенный взгляд; чрезмерно расширенные или суженные зрачки; невнятная, «растянутая» речь; неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя. Среди поведенческих признаков употребления наркотиков выделяют: беспричинное возбуждение, вялость; повышенная или пониженная работоспособность; нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; постоянный поиск денег; пропажа ценностей; использование жаргона, секретные разговоры; частое вранье, изворотливость, лживость; уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы и другие.

В процессе вторичной профилактики наркозависимости специалист по социальной работе может решать ряд задач по консультированию клиентов, употребляющих наркотики и членов их семей. В процессе консультирования лиц, имеющих опыт употребления наркотиков, явно выделяется два блока: психотерапевтическое и поддерживающее социальное консультирование. Специалист по социальной работе может проводить консультации, ориентированные на:

‑ поддержание мотивации отказа от употребления наркотиков;

‑ восстановление взаимоотношений клиента со здоровым социальным окружением;

‑ содействие в продолжении обучения, получении профессионального образования или переподготовки;

‑ содействие в трудоустройстве;

‑ поиск социально-приемлемых и конструктивных способов организации досуга;

‑ включение в клиента в здоровые социальные группы и сообщества, объединенные на основе общности интересов, занятий.

Работа с родителями несовершеннолетних, имеющих опыт употребления наркотиков, предполагает следующие направления: индивидуальное консультирование взрослых членов семьи, помощь при организации взаимодействия с наркологическими службами, обучение основам взаимодействия с ребенком, употреблявшим наркотики, приемам антинаркогенного контроля; привлечение родителей к участию в психолого-педагогических коррекционных программах.

Содержание работы с родителями может быть разделено на несколько этапов:

‑ первый этап – становление доверительных отношений между специалистом и родителями, обратившимися за помощью; оценка семейной ситуации и проблемы; обсуждение с родителями тех сфер, где они в первую очередь хотели бы увидеть изменения; привлечение к работе других специалистов (психолога, социального педагога) и близких семье людей, если это требуется;

‑ второй этап – обсуждение с родителями факторов наркориска, анализ жизненной ситуации семьи и отдельно ребенка с целью поиска тех обстоятельств, которые могли повлечь проблему употребления наркотиков, определение возможностей снизить интенсивность действия этих факторов или устранить их в целом;

‑ третий этап – обсуждение личностных особенностей ребенка, в первую очередь его самооценки, обучение членов семьи способам поддержания позитивной самооценки ребенка;

‑ четвертый этап – поддержание оптимистичного настроя семьи, чувства уверенности в себе, профилактика созависимого поведения.

В отношениях с членом семьи, имеющим опыт употребления наркотиков, близкие должны придерживаться некоторых правил:

‑ нельзя допускать, чтобы кто-либо из близкого окружения человека, злоупотребляющего психоактвными веществами, был заинтересован в его излечении больше, чем он сам – это прямой путь к формированию созависимой модели поведения, которая будет поддерживать развитие наркотической зависимости;

‑ родители не должны поддерживать бесцельных разговоров о наркотиках. Такие беседы могут спровоцировать рецидив, возвращая ребенка к наркотическим переживаниям;

‑ родители в общении с ребенком должны отмечать только фактические, а не обещанные перемены. Энтузиазм ребенка к избавлению от проблемы, поддержанный взрослыми, создает у него впечатление, что дело сделано, он почти отказался от наркотиков, а пока, сейчас один-то раз можно;

‑ смена обстановки поможет ребенку решить проблему, поэтому семья должна обеспечить ему возможность уйти из асоциальной среды.

В процессе третичной профилактики для оказания действенной и комплексной помощи наркозависимому взаимодействуют профессионалы различного профиля, но и здесь определенный круг вопросов входит в функционал социалиста по социальной работе.

Цель реабилитации наркозависимого – возвращение наркозависимого к здоровой социальной жизни на основе восстановления физического, психического и социального здоровья. Приходится констатировать, что даже комплексные, долговременные и высоко профессиональные программы реабилитации, не гарантируют индивидуальный успех. Риск рецидива остается высоким даже после двух-трехлетнего периода воздержания. Поэтому особое значение приобретает послереабилитационное сопровождение клиента, длительная поддерживающая работа с ним и его окружением.

Задачи специалиста по социальной работе в процессе реабилитации включают в себя:

‑ диагностика социального статуса клиента, особенностей, причин, характера его трудной жизненной ситуации;

‑ диагностика социального статуса семьи, консультирование близких наркозависмого по социально-правовым вопросам;

‑ оказание социально-экономической, психолого-педагогической помощи семье клиента;

‑ реализация посреднических функций между клиентом и средой, в которую он должен вернуться после реабилитации;

‑ взаимодействие с образовательными учреждениями, обеспечение условий для продолжения клиентом образования как только он будет к этому готов;

‑ содействие в трудоустройстве клиента;

‑ постреабилитационный патронаж клиента и его семьи, поддерживающее консультирование, оказание экстренной помощи при угрозе рецидива;

‑ организация трудовой терапии в реабилитационном центре;

‑ участие в организации жизнедеятельности и быта клиентов в реабилитационном центре;

‑ содействие в организации досуга клиента в постреабилитационный период;

‑ помощь в налаживание контактов со здоровым социальным окружением, связи с которым были утеряны наркозависимым;

‑ включение клиентов в работу терапевтических сообществ и групп взаимопомощи;

‑ обеспечение возможностей участия наркозависимого, прошедшего реабилитацию и имеющего значительный стаж воздержания в профилактических программах с целью поделиться своим опытом и удержать других от повторения уже совершенных им ошибок.

Период работы с одним клиентом может быть очень долги – до 3-х и более лет.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что деятельность специалиста по социальной работе в процессе помощи лицам, страдающим пристрастием к наркотическим веществам заключается в следующем:

· участие в профилактических программы, рассчитанных на широкие круги населения;

· ранняя диагностика фактов употребления психоактивных веществ детьми группы риска, попадающими в учреждения социальной защиты населения;

· консультирование клиентов, имеющих опыт употребления наркотиков, но с несформированной зависимостью от них, и членов их семей в социальных учреждениях, работающих с семьями группы риска, а также оказывающих психолого-педагогическую помощь населению в прямых и дистантных формах;

· участие в программах реабилитации и реадаптации наркозависимых, в том числе осуществление долговременного постреабилитационного патронажа;

· взаимодействие и поддержка терапевтических сообществ и групп взаимопомощи, общественных организаций, ориентированных на борьбу с распространением наркозависмости.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определяется понятие «наркомания»?

2. Охарактеризуйте группы факторов наркориска. Каков характер связи между наличием в жизни человека таких факторов и возникновением у него наркозависимости?

3. Опишите динамику формирования наркозависимости. Определите, какие изменения во взаимоотношениях человека с окружающими происходят на каждом из этапов.

4. В чем заключается содержание и формы работы специалиста по социальной работе в процессе первичной, вторичной, третичной профилактики наркозависимости?

5. На базе каких учреждений осуществляется социальная помощь наркозависимым?

Рекомендуемая литература

Жук О.М. «Тихие обольстители» или «необузданные демоны». Наркотики: история, общество, культура. – СПб., 2007.

Как бросить наркотики / авт.-сост. Н.Р. Казарян, Т.В. Титун, О.Д. Абрамович. – М., 2007.

Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учебное пособие / под ред. С.Я. Лебедева. – М., 2008.

Отвагина Т.В. Стоп! Наркотик. – Ростов на/Д., 2006.

Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания: надежда в беде – М., 2006.

Савченко С.Ф., Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Профилактика аддиктивного поведения школьников: учебно-методическое пособие. – СПб., 2006.

Свищева Т.Ю. Наркомания стучится в каждый дом. Профилактика и лечение. – СПб., 2007.

Зойя Л. Наркомания: патология или поиск инициации? – М., 2007.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 [электронный ресурс] // www.kremlin.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: