Первичная профилактика

Первичная профилактика включает в себя три основных направления:

1) совершенствование социальной жизни людей;

2) устранение социально-экономических факторов, спо­собствующих формированию и проявлению девиант­ного поведения;

3) воспитание социально позитивно ориентированной личности.

Такая в основном социальная направленность первичной профилактики вполне оправдана. Если правонарушения или пьянство коренятся не во врожденных пороках, не в особен­ностях личности, а обусловлены в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами пове­дения должна основываться прежде всего на нормализации социальной среды.

Методы и формы профилактики могут быть самыми раз­личными: экономическими, культурно-воспитательными, ор­ганизационно-управленческими, правовыми и т. д. Важно, что­бы все они использовались комплексно и были направлены на

• 208 • • Часть 3

единый результат — ликвидацию социальных причин, поро­ждающих пьянство, правонарушения, половую распущен­ность, суициды и др., а главное, чтобы за этими мерами все­гда был виден человек с его потребностями и личностными особенностями.

Совершенствование социальной жизни людей обеспечи­вается всем комплексом мероприятий, направленных на по­вышение материального благосостояния, рост культуры (в том числе и гигиенической), образования и укрепление такой организации общественной жизни, которая могла бы проти­востоять любым антиобщественным проявлениям.

Особо тщательного внимания требует организация сво­бодного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг служит одним из основных факторов, влияющих на формирование и проявление девиантного по­ведения.

Устранение негативных социальных факторов. Совре­менные исследования указывают на прямую связь девиантно­го поведения с такими социальными факторами, как: 1) низ­кий уровень культуры и образования; 2) отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, не­формальная группа с асоциальными тенденциями); 3) нали­чие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; 4) терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; 5) высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимули­рующая подростка к профессиональному росту и образова­нию; 6) низкий уровень идеологического воспитания (Т. Г. Заиграев, 1980; Ю. П. Лисицын, Н. Я. Копыт, 1983; В. Н. Кудрявцев и соавт., 1986).

Особое значение среди факторов, влияющих на формиро­вание «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, в первую очередь семья.

Говоря о роли семьи в формировании личности «трудно­го» подростка, следует иметь в виду, как минимум, два основ­ных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.

В настоящее время принято различать гармоничные и не­гармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделя-

ют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью (Э. Г. Эйдемиллер, 1980; и др.).

Деструктивная семья отличается прежде всего изолиро­ванностью отдельных ее членов, которая препятствует взаи­мопониманию и в то же время способствует созданию атмо­сферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живет своей жизнью. Основной порок деструктивной се­мьи — отсутствие душевной близости, адекватных эмоцио­нальных контактов между отдельными ее членами. Часто се­мьи бывают деструктивными, если один из ее членов (родитель) душевнобольной или злоупотребляет алкоголем.

Распадающаяся семья — семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или ви­дят в детях «союзников», или делают их «козлами отпуще­ния». Подростки, как правило, болезненно переживают рас­пад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.

Распавшаяся семья — семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы или матери).

Неполная семья — семья, в которой отсутствует один из ро­дителей (чаще отец) В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на фор­мирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если ош не психически больна и не ведет асоциальный образ жизни воспитывает хороших, социально адаптированных детей и бе: отца. Примером тому может служить поколение людей, вос­питанных матерями в военные и послевоенные годы.

Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием до­минирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье обычно царствует дес­потизм, жесткая регламентация всей жизни и отсутствие эмо­циональной теплоты

Неправильное воспитание в негармоничной семье являет ся основной причиной формирования девиантного поведенш у подростков. Выделяют следующие, наиболее часто ветре-

• 210 • • Часть 3

чающиеся типы неправильного воспитания: гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, условия жестко­го обращения и повышенной моральной ответственности (А. А. Вдовиченко и др., 1980; Э. Г. Эйдемиллер, 1980; А. Е.Личко, 1985, 1999; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, 1990, 1999).

Популярная психологическая методика определения сти­ля семейного воспитания - «Анализ семейного воспитания» (АСВ) (вариант для родителей подростков) - приведена в приложении 2.

Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собст­венной воли, что лишает подростка самостоятельности, ини­циативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего чада, оградить его от любых жизненных трудностей (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротек­ции — воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встре­чающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием (Е. С. Иванов, 1980).

Социальное созревание подростков, воспитанных в усло­виях гиперпротекции, чрезмерно затягивается. У них рано формируется эгоизм, «рентные» установки, завышенные пре­тензии к обществу, а при лишении опеки быстро наступает социальная дезадаптация.

Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, инте­реса родителей к увлечениям и переживаниям подростка. За­преты и поощрения формально существуют, но не контроли­руются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольно­сти и вседозволенности (потворствующая гипопротекция).

Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или, наоборот, подчеркнутым внимани-

ем к подростку, за которым скрывается полное равнодушие. Такая ситуация складывается в семьях, где появляется ма­чеха или сводные братья и сестры (воспитание по типу «золушки»). Подростки обычно тонко чувствуют фальшь во взаимоотношениях и тяжело переживают роль «лишнего», ненужного в семье.

Условия жестоких взаимоотношений проявляются часты­ми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и мо­ральными) за малейшие проступки и непослушание. Форми­руются часто в ригидных псевдосолидарных семьях или в закрытых учреждениях для подростков, где процветают дес­потизм, тирания вожаков, угнетение слабых сильными.

Условия повышенной моральной ответственности возни­кают там, где родители ожидают (и требуют) от подростка ре­зультатов гораздо больших, чем он может реально достичь. В таких семьях ребенок под протекторатом родителей выну­жден одновременно нести непосильную нагрузку: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься му­зыкой и спортом. Все это нередко оканчивается реакцией оп­позиции, эмансипации или способствует формированию пси­хастенических черт характера.

Работа с семьями, в которых применяются порочные мето­ды воспитания, очень трудна, но именно она является осно­вой психогигиенического направления профилактики деви-антных форм поведения. Такая работа должна быть разнообразной (общественная, педагогическая, психотера­певтическая, правовая и пр.), а главное — комплексной.

Важный социальный фактор, способствующий формирова­нию девиантного поведения, представляет собой неформаль­ная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями.

Реакция группирования является естественной психоло­гической реакцией в подростковом возрасте. Однако в компа­нию, где процветают пьянство, разврат, правонарушения, ча­ще группируются подростки из социально неустойчивых семей. На определенном этапе формирования личности под­ростка такая неформальная группа может стать главным ре­гулятором девиантного поведения.

Н. Я. Копыт, Е. С. Скворцова (1984) провели специальные исследования подобных «групп риска» и установили, что они

отличаются от обычных подростковых групп целым рядом особенностей. Во-первых, они держатся подчеркнуто обособ­ленно от других подростковых групп и стремятся к полной автономности. Во-вторых, внутри таких групп вырабатыва­ются специфические групповые нормы и ценности, ориенти­рованные на антиобщественное поведение. В-третьих, между уровнем развития личности каждого из членов этих групп и групповыми нормами имеется жесткая взаимосвязь: отдель­ные личности группы формируют и определяют групповые нормы и моральные ценности, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личностных особенностей членов группы. И хотя такие группы складываются стихийно, их обычно составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Подросток, попавший в «группу рис­ка», быстро приобщается к ее образу жизни, а выработанные групповые «нормы» поведения становятся для новичка обя­зательными. Примерно 90 % таких подростков прогуливают занятия в школе, 40 % совершают побеги из дому, 77 % игра­ют в азартные игры, 40 % занимаются воровством.

Опыт работы с подобными группами показывает, что «го­лое» администрирование, односторонние правовые воздейст­вия не дают положительного результата. Более эффективно не «запрещение» неформальных подростковых групп, а ра­зумное превращение их в организованные коллективы (круж­ки, клубы, наставничество).

Однако и здесь нужно чувство меры и понимание психо­логии подростков. Ф. Мохов (1983) в связи с проблемой соз­дания клубов для «трудных» подростков писал: «Почти два­дцать лет назад в Ленинграде был начат интересный педагогический эксперимент. Сразу в нескольких районах го­рода открылись летние военно-спортивные лагеря, а вслед за ними и стационарные круглосуточные военно-патриотиче­ские клубы для «трудных» подростков.

Через несколько лет стало ясно, что первоначальная идея оказалась кое в чем ошибочной. В нескольких районах «труд­ных» так оберегали, защищали, обеспечивали, опекали и раз­влекали, что они стали, рисуясь и бравируя, называть себя «луч­шими людьми района». Родители, почувствовав преимущества подросткового клуба перед обычным пионерским лагерем,

стали интересоваться, какие правонарушения должен совер­шить их сын, чтобы его взяли в «Прометей» или «Мужество». Вместе с тем отцы и матери действительно «трудных» подрост­ков (а вслед за ними и некоторые школьные педагоги) с легким сердцем снимали с себя всякую ответственность, отдав своих беспокойных детей на перевоспитание энтузиастам из клубов и лагерей». Добавим к этому, что искусственная изоляция «труд­ных» подростков делает их нередко не лучше, а хуже, так как у них исчезает стимул к нравственному совершенствованию.

Формирование социально позитивно ориентированной лич­ности включает в себя широкий круг мероприятий, среди кото­рых с позиции профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, противоалко­гольное (противонаркоманическое) и половое воспитание.

Нравственно-правовое воспитание лежит в основе всех видов воспитания. Нравственность, или мораль,— совокуп­ность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различ­ных областях его деятельности. Нравственные нормы опреде­ляют позиции человека в его отношениях к другим людям, коллективу, семье, обществу, государству.

В основе норм морали лежит общественное мнение, и хотя эти нормы — неписаные правила, они призваны выполнять со­циальную функцию регуляторов в отношениях между людьми. Основные моральные критерии, сложившиеся на протяжении веков, — любовь к Отечеству, стремление к добру, совесть, честь, достоинство, гражданский долг, ответственность и т. д. Антиподами морали выступают такие негативные социальные явления, как стяжательство, тунеядство, клевета, взяточниче­ство, несправедливость, пьянство, разврат, борьба с которыми составляет одно из направлений нравственного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: