Первичная профилактика включает в себя три основных направления:
1) совершенствование социальной жизни людей;
2) устранение социально-экономических факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения;
3) воспитание социально позитивно ориентированной личности.
Такая в основном социальная направленность первичной профилактики вполне оправдана. Если правонарушения или пьянство коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловлены в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться прежде всего на нормализации социальной среды.
Методы и формы профилактики могут быть самыми различными: экономическими, культурно-воспитательными, организационно-управленческими, правовыми и т. д. Важно, чтобы все они использовались комплексно и были направлены на
• 208 • • Часть 3
единый результат — ликвидацию социальных причин, порождающих пьянство, правонарушения, половую распущенность, суициды и др., а главное, чтобы за этими мерами всегда был виден человек с его потребностями и личностными особенностями.
|
|
Совершенствование социальной жизни людей обеспечивается всем комплексом мероприятий, направленных на повышение материального благосостояния, рост культуры (в том числе и гигиенической), образования и укрепление такой организации общественной жизни, которая могла бы противостоять любым антиобщественным проявлениям.
Особо тщательного внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг служит одним из основных факторов, влияющих на формирование и проявление девиантного поведения.
Устранение негативных социальных факторов. Современные исследования указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: 1) низкий уровень культуры и образования; 2) отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); 3) наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; 4) терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; 5) высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию; 6) низкий уровень идеологического воспитания (Т. Г. Заиграев, 1980; Ю. П. Лисицын, Н. Я. Копыт, 1983; В. Н. Кудрявцев и соавт., 1986).
Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, в первую очередь семья.
Говоря о роли семьи в формировании личности «трудного» подростка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.
|
|
В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделя-
ют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью (Э. Г. Эйдемиллер, 1980; и др.).
Деструктивная семья отличается прежде всего изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живет своей жизнью. Основной порок деструктивной семьи — отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами. Часто семьи бывают деструктивными, если один из ее членов (родитель) душевнобольной или злоупотребляет алкоголем.
Распадающаяся семья — семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или видят в детях «союзников», или делают их «козлами отпущения». Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.
Распавшаяся семья — семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы или матери).
Неполная семья — семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец) В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если ош • не психически больна и не ведет асоциальный образ жизни воспитывает хороших, социально адаптированных детей и бе: отца. Примером тому может служить поколение людей, воспитанных матерями в военные и послевоенные годы.
Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье обычно царствует деспотизм, жесткая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты
Неправильное воспитание в негармоничной семье являет ся основной причиной формирования девиантного поведенш у подростков. Выделяют следующие, наиболее часто ветре-
• 210 • • Часть 3
чающиеся типы неправильного воспитания: гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, условия жесткого обращения и повышенной моральной ответственности (А. А. Вдовиченко и др., 1980; Э. Г. Эйдемиллер, 1980; А. Е.Личко, 1985, 1999; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, 1990, 1999).
Популярная психологическая методика определения стиля семейного воспитания - «Анализ семейного воспитания» (АСВ) (вариант для родителей подростков) - приведена в приложении 2.
Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего чада, оградить его от любых жизненных трудностей (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции — воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием (Е. С. Иванов, 1980).
Социальное созревание подростков, воспитанных в условиях гиперпротекции, чрезмерно затягивается. У них рано формируется эгоизм, «рентные» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро наступает социальная дезадаптация.
|
|
Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция).
Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или, наоборот, подчеркнутым внимани-
ем к подростку, за которым скрывается полное равнодушие. Такая ситуация складывается в семьях, где появляется мачеха или сводные братья и сестры (воспитание по типу «золушки»). Подростки обычно тонко чувствуют фальшь во взаимоотношениях и тяжело переживают роль «лишнего», ненужного в семье.
Условия жестоких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание. Формируются часто в ригидных псевдосолидарных семьях или в закрытых учреждениях для подростков, где процветают деспотизм, тирания вожаков, угнетение слабых сильными.
Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают (и требуют) от подростка результатов гораздо больших, чем он может реально достичь. В таких семьях ребенок под протекторатом родителей вынужден одновременно нести непосильную нагрузку: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой и спортом. Все это нередко оканчивается реакцией оппозиции, эмансипации или способствует формированию психастенических черт характера.
Работа с семьями, в которых применяются порочные методы воспитания, очень трудна, но именно она является основой психогигиенического направления профилактики деви-антных форм поведения. Такая работа должна быть разнообразной (общественная, педагогическая, психотерапевтическая, правовая и пр.), а главное — комплексной.
|
|
Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляет собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями.
Реакция группирования является естественной психологической реакцией в подростковом возрасте. Однако в компанию, где процветают пьянство, разврат, правонарушения, чаще группируются подростки из социально неустойчивых семей. На определенном этапе формирования личности подростка такая неформальная группа может стать главным регулятором девиантного поведения.
Н. Я. Копыт, Е. С. Скворцова (1984) провели специальные исследования подобных «групп риска» и установили, что они
отличаются от обычных подростковых групп целым рядом особенностей. Во-первых, они держатся подчеркнуто обособленно от других подростковых групп и стремятся к полной автономности. Во-вторых, внутри таких групп вырабатываются специфические групповые нормы и ценности, ориентированные на антиобщественное поведение. В-третьих, между уровнем развития личности каждого из членов этих групп и групповыми нормами имеется жесткая взаимосвязь: отдельные личности группы формируют и определяют групповые нормы и моральные ценности, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личностных особенностей членов группы. И хотя такие группы складываются стихийно, их обычно составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Подросток, попавший в «группу риска», быстро приобщается к ее образу жизни, а выработанные групповые «нормы» поведения становятся для новичка обязательными. Примерно 90 % таких подростков прогуливают занятия в школе, 40 % совершают побеги из дому, 77 % играют в азартные игры, 40 % занимаются воровством.
Опыт работы с подобными группами показывает, что «голое» администрирование, односторонние правовые воздействия не дают положительного результата. Более эффективно не «запрещение» неформальных подростковых групп, а разумное превращение их в организованные коллективы (кружки, клубы, наставничество).
Однако и здесь нужно чувство меры и понимание психологии подростков. Ф. Мохов (1983) в связи с проблемой создания клубов для «трудных» подростков писал: «Почти двадцать лет назад в Ленинграде был начат интересный педагогический эксперимент. Сразу в нескольких районах города открылись летние военно-спортивные лагеря, а вслед за ними и стационарные круглосуточные военно-патриотические клубы для «трудных» подростков.
Через несколько лет стало ясно, что первоначальная идея оказалась кое в чем ошибочной. В нескольких районах «трудных» так оберегали, защищали, обеспечивали, опекали и развлекали, что они стали, рисуясь и бравируя, называть себя «лучшими людьми района». Родители, почувствовав преимущества подросткового клуба перед обычным пионерским лагерем,
стали интересоваться, какие правонарушения должен совершить их сын, чтобы его взяли в «Прометей» или «Мужество». Вместе с тем отцы и матери действительно «трудных» подростков (а вслед за ними и некоторые школьные педагоги) с легким сердцем снимали с себя всякую ответственность, отдав своих беспокойных детей на перевоспитание энтузиастам из клубов и лагерей». Добавим к этому, что искусственная изоляция «трудных» подростков делает их нередко не лучше, а хуже, так как у них исчезает стимул к нравственному совершенствованию.
Формирование социально позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, противоалкогольное (противонаркоманическое) и половое воспитание.
Нравственно-правовое воспитание лежит в основе всех видов воспитания. Нравственность, или мораль,— совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различных областях его деятельности. Нравственные нормы определяют позиции человека в его отношениях к другим людям, коллективу, семье, обществу, государству.
В основе норм морали лежит общественное мнение, и хотя эти нормы — неписаные правила, они призваны выполнять социальную функцию регуляторов в отношениях между людьми. Основные моральные критерии, сложившиеся на протяжении веков, — любовь к Отечеству, стремление к добру, совесть, честь, достоинство, гражданский долг, ответственность и т. д. Антиподами морали выступают такие негативные социальные явления, как стяжательство, тунеядство, клевета, взяточничество, несправедливость, пьянство, разврат, борьба с которыми составляет одно из направлений нравственного воспитания.