1. Каковы принципиальные характеристики психодинамического направления в консультативной психологии и психотерапии?
2. Определите основную область деятельности (предмет) психолога, работающего в психодинамической парадигме.
3. Сформулируйте специфику классического (ортодоксального) психоанализа в трактовке психологических проблем и способов работы с ними.
4. Охарактеризуйте основные психологические защитные механизмы, описанные З. Фрейдом, и объясните их функциональное своеобразие.
5. Что такое “индивидуация”?
6. Приведите примеры архетипов, наиболее часто встречающихся в народных сказках.
7. Кто сформулировал понятие “стиль жизни”? Опишите его объем и содержание.
8. Каковы основные потребности человека по Э. Фромму?
9. Назовите основные тенденции в развитии неофрейдизма в 1950-е — 1970-е годы.
10. Объясните причины популярности трансактного анализа.
11. Каковы истоки и кто является зачинателем поведенческого направления в консультировании и психотерапии?
12. Прокомментируйте понятие “личность” в поведенческой психологии.
13. Дайте характеристику основных рабочих понятий поведенческой парадигмы в консультировании и психотерапии.
14. В чем состоит общность и отличия новейших техник гипноза в сравнении с традиционными?
15. Каковы предпочтения и ограничения суггестивных методов психотерапии?
16. Каковы основные техники в поведенческом консультировании и психотерапии?
17. Назовите новейшие направления поведенческой психотерапии и кратко охарактеризуйте собственное видение их специфики.
18. Назовите основных представителей когнитивного направления в консультировании и психотерапии.
19. Какова определяющая идея, лежащая в основе когнитивно-ориентированной психотерапии?
20. С исследований какого американского психолога проблемы структуры индивидуального сознания впервые вытеснили традиционные психодинамические представления о психике?
21. Обрисуйте основную схему анализа поведения клиента в концепции А. Эллиса.
22. В чем смысл когнитивной психотерапии А. Бека?
23. Проведите аналогии и различия реальностной психотерапии У. Глассера с известной концепцией педагогики 1930-х годов.
24. Каковы особенности психотехники в реальностной психотерапии и консультировании?
25. Охарактеризуйте в общих чертах направление когнитивной психотерапии.
Каковы, на ваш взгляд, исторические и философские предпосылки возникновения гуманистической психологии и психотерапии?
26. Назовите основные направления гуманистической парадигмы (“третьей силы”) в консультативной психологии и психотерапии.
27. Каковы, на ваш взгляд, главные идеи, лежащие в основе экзистенциальной психотерапии?
28. Охарактеризуйте основные понятия экзистенциальной парадигмы в консультативной психологии и психотерапии.
29. Расскажите об основных принципах работы с клиентом в русле концепции К. Роджерса?
30. Есть ли ограничения в указанной концепции?
31. Назовите имя основателя гештальт-терапии.
32. В каком отношении находятся гештальт-психология и гештальт-терапия?
33. Опишите основные техники в гештальт-терапии.
34. Охарактеризуйте особенности ранних этапов возникновения отечественной практики психологической помощи.
35. Какие три направления в развитии психологической проблематики и теории можно выделить в отечественной науке начала ХХ века?
36. Охарактеризуйте основные понятия и идеи естественнонаучного направления в отечественной психологии первой трети ХХ века.
37. В чем специфика трактовки основных психологических понятий в русской классической философии?
38. Охарактеризуйте содержание и объем понятий “самость”, “личность”, “личностное бытие” в русской классической философии.
39. Каковы отличия трактовки понятия “самосознание” в классической русской и немецкой философии?
40. Проведите разграничение в трактовке понятий “символ” и “знак” и охарактеризуйте их значимость в понимании природы психического.
41. В чем отличия понятий “переживание”, восходящих к Л. С. Выготскому и Ю. Джендлину?
42. Перечислите основные направления, в которых практикуется (самостоятельно и попутно) оказание психологической помощи в современной отечественной науке.
43. Каковы основные принципы и проблемы в деятельности современного отечественного психолога-практика?