№ | Критерии | Доиндустр.о-во Премодерн | Индустр.о-во Модерн | Постиндустр.о-во Постмодерн |
1. | Осн.факторы эк.развития | Господство натурального хозяйства | Рынок, товарные отношения. Труд, сырье и капитал | Информация. Сетевое общество. Цивилизация знания. Сервисная экономика – цивилизация услуг |
2. | Социальные отношения | Строгое соблюдение традиций. Инерционность | Конфликт между трудом и капиталом. Динамизм | Конфликт между некомпетентностью и профессионализмом |
3. | Социальная структура | Жесткие соц.перего- родки, отсутствие соц. мобильности. Разрыв между элитами и массами | Равенство возможностей, соц.мобильность. Классовая дифференциация. Наличие ср.класса | Профессиональная дифференциация. Креативный класс |
4. | Политическая власть | Авторитарные формы. Монополия одной группы: касты, клана, сословия | Становление нац. либерально-демо- кратического госу- дарства | «Регулирующая власть» |
5. | Доминирующие соц.институты | Армия и церковь | Завод, корпорация | Университет |
6. | Ведущие ценности | Коллективизм: община, земля, род | Индивидуализм. Материальные блага | Постэкономические, постматериальные ценности: интересная работа, досуг, хобби, духовное общение |
7. | Стиль жизни | Сельская община | Урбанизация | Индивидуальный, «домоцентризм»: возможность работы, отдыха, получения услуг на дому |
8. | Особенности мышления | Символизация, Обобщенно-образное мышление | Рационализация | Креативность |
9. | Цель социаль- ного развития | Воспроизводство социокультурных образцов | Технический прогресс производства | Человек, качество жизни |
Контуры грядущего постиндустриального общества очерчены в работах американских социологов: Д.Белла («Грядущее постиндустриальное общество» 1976 – рус.пер. 1999), Э.Тоффлера, Д.Гэлбрейта и др.
|
|
В.Л.Иноземцев сравнивает две модели постиндустриализма – европейскую и американскую. США – экономическая сверхдержава и технологический лидер. Истинно постиндустриальные ценности, новые социальные приоритеты доминируют в Европе: качество жизни, увеличение доли свободного времени, ориентация на саморазвитие, развитие туризма, возвышение класса интеллектуалов. «Сегодня в Европе искусство жить сменяет по значимости искусство работать». Постиндустриальное общество – «не столько новые технологии, сколько изменение самого человека, обретение качественно новой мотивации»[66].
Частную собственность сменяет «личная собственность», растущие доходы людей творческих профессий. Доминирующим ресурсом стали умения производить уникальные продукты, знания, смыслы. «Уникальный труд ценится очень дорого» – труд программистов, дизайнеров, юристов, врачей, поп-исполнителей, режиссёров, спортсменов, учёных. «Новый интеллектуальный класс никого не эксплуатирует»[67], но вознаграждается всё щедрее. Постэкономический человек стремится реализоваться как творческая личность.
|
|