Кафедра управления и защиты в чрезвычайных ситуациях
В.И.ГУМЕНЮК
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для проведения практических занятий по дисциплине «Тактика сил РСЧС и ГО»
Рекомендовано УМО по университетскому политехническому
образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающих по направлениям подготовки
220100 – «Системный анализ и управление» и
280100 – «Безопасность жизнедеятельности»
Санкт-Петербург
Практическое занятие № 1
1. Разработка плана действий объекта экономики (организации, учреждения) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. Цель работы. Научить студентов разрабатывать план ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Порядок выполнения работы.
2.1. Прочитать «Общие положения».
2.2. Ознакомиться с методикой разработки плана действий объекта экономики (организации, учреждения) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время (в дальнейшем – План).
|
|
2.3. Выбрать свой вариант задания по таблице вариантов. Номер варианта соответствует порядковому номеру студента в классном журнале.
2.4. Выписать из таблицы вариантов исходные данные.
2.5. Разработать и выполнить на отдельных листах План и приложения к нему на основе выполненных расчетов в соответствиис исходными данными своего варианта по приведенному в работе образцу.
2.6. Оформить отчет о выполнении практической работы в соответствии с требованиями к оформлению практических, курсовых и дипломных работ и защитить ее у преподавателя.
Общие положения.
В условиях становления рыночной экономики, социальной и политической нестабильности резко возросла опасность возникновения техногенных аварий, катастроф, а также террористических актов, которые приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05 – 94).
Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.
В результате активного воздействия человека на среду обитания изменились биосфера и происходящие в ней процессы, что вызывает стихийные бедствия, необычайно мощные наводнения, ураганы, оползни даже в тех регионах, где их ранее никогда не было.
Как показывают события 11 сентября 2001 года в США, орудием террористов может быть не только ядерное, химическое и бактериологическое оружие, но и обычные гражданские самолеты.
|
|
В таких условиях особое значение приобретают профилактика, прогнозирование и ликвидация ЧС. Поскольку точное время возникновения ЧС, как правило, невозможно или очень трудно предсказать, необходимо заблаговременно готовить население к защите и работам по ликвидации ЧС.
Под ликвидацией чрезвычайной ситуации понимают проведение в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава ликвидаторов (ГОСТ Р 22.0.02 – 94).
Заблаговременная подготовка к ликвидации последствий аварий – один из основных принципов защиты населения и производственных объектов. Чем больше проведено подготовительных мероприятий до момента возникновения ЧС и выше их качество,тем легче будет решать задачи защиты населения и предприятий при возникновении ЧС.
Для заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС, максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения и обеспечения мер по ликвидации ЧС осуществляется планирование соответствующих действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных Ситуаций (РСЧС) на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, планов действия федеральных органов исполнительной власти, планов действий органов местного самоуправления, планов действий организаций и объектов.
РСЧС – система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводят с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
Объем и содержание мероприятий определяют, исходя из принципа необходимой достаточности и максимального использования имеющихся сил и средств.
Ликвидацию чрезвычайной ситуации осуществляют силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы. При локальной ЧС – силами и средствами организации, при местной – силами и средствами местного самоуправления, при территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ, при региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. Руководство осуществляется соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям (КЧС).
Основным рабочим документом для КЧС на период ликвидации последствий ЧС мирного времени является План. В нем должны содержаться подробная характеристика объекта, прогнозируемая оценка ситуации на объектах при различных видах ЧС, перечень выполняемых мероприятий и последовательность действий всех служб и подразделений невоенизированных формированийгражданской обороны (ГО) объекта в условиях ЧС.
К Плану могут быть выполнены следующие приложения и дополнения:
- календарный план основных мероприятий объекта экономики (организации, учреждения) при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- решение руководителя объекта экономики (организации, учреждения) по ликвидации чрезвычайных ситуаций на плане объекта экономики (организации, учреждения);
|
|
- расчет сил и средств объекта экономики (организации, учреждения), привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
-организация управления, оповещения и связи объекта экономики (организации, учреждения) при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- инструкции по безаварийной остановке отдельных видов производств;
-схема расположения пожарных гидрантов, пожарных кранов, средств пожаротушения;
-перечень невоенизированных формирований и служб ГО объекта;
-ведомость обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работников объекта с указанием мест их складирования и хранения, ответственных лиц;
- список аварийно-технических служб района;
- перечень организаций района по оказанию экстренной медицинской помощи;
-формализованный бланк расчета ущерба при ЧС;
- режим радиационной защиты.