Тема 6. Праксиологический (поведенческий) аспект профессиональной педагогической этики
ПЛАН:
1. Ситуации морального выбора в деятельности педагога.
2. Моральные дилеммы в работе педагога и алгоритм их решения.
3. Профессионально-этические конфликты в деятельности педагога и стратегии их разрешения.
4. Этическая защита в педагогическом общении.
Литература
Белухин, Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику / Д.А. Белухин. – М.: Дашков и К, 2007. – 128 с.
Канке, В.А. Современная этика: учебник / В.А. Канке. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – С. 46-57. (Разд. 1.5 Моральные дилеммы и статус этической теории)
Лобанов, А.А. Культура педагогического общения: учебное пособие / А.А. Лобанов. – М.: Академия, 2004 // электронный ресурс: http://litday.net/pedagogika/obshhie-raboty-po-pedagogike/25972-osnovy-professionalno-pedagogicheskogo-obshhenija.html
Наумчик, В.Н. Этика педагога: учебно-методич. пособие/ В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн.: Універсітэцкае, 1999. – С. 164-179.
Ситуации морального выбора в деятельности педагога
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, норм, действий. Связан с определенным усилием воли, направленным на достижение поставленной цели. В рамках профессиональной деятельности проблема выбора приобретает особое значение: от выбора специалиста зависит не только его собственное благополучие, но и благополучие всего общества. Первый принципиальный выбор, который должен совершить человек, пришедший в профессию, – это сознательный выбор профессии. Выбирая профессию, человек вместе с ней выбирает и определенную нормативно-ценностную систему профессии и ее миссию. В дальнейшей профессиональной деятельности задача заключается в выборе принципиально-необходимой линии профессионального поведения.
|
|
Основные виды ситуаций морального выбора.
1. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек обычно совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности и др.) личность может «сломаться» и выбрать зло.
Каковы потенциальные злоупотребления педагогов?
1) наличие неуместных отношений с учащимися (сексуальных, делового партнерства, дружеские «после школы», совместное распитие спиртных напитков и т.д.);
2) нарушение четко сформулированных школьных правил, инструкций и методик преподавания;
3) невыполнение обязанностей (хаос на уроках, прогулы, опоздания т.д.);
4) навязывание учащимся личных мнений, не связанных с темой урока или поощрения таких, которые не представляют собой общепринятых (крайние политические или религиозные взгляды, мнения по спорным социальным вопросам, интерес к определенной социальной группе и т.д.);
|
|
5) предвзятость, пристрастия, а также отсутствие справедливости (на основе любви к одним и нелюбви к другим, по национальной принадлежности, прошлой деятельности, полу и т.п.);
6) унижение учащихся (эмоциональное или психологическое домогательство);
7) нарушение конфиденциальности, вторжение в личную жизнь;
8) вовлечение учащихся в неэтичное (криминальное) поведение;
9) принятие подарков и знаков внимания, услуга за услугу;
10) обман учащихся и их родителей.
2. Выбор между разными видами нравственного поведения:
1) выбор между долгом и склонностями, интересами человека.
2) выбор между своими интересами и чужими интересами.
3) выбор между личными убеждениями и общественным мнением.
4) выбор между различными видами обязанностей личности. и.