В сфере социального управления при разрешении моральных дилемм советуют придерживаться следующих принципов:
1) знание и соблюдение закона;
2) знание и соблюдение требований профессионального этического кодекса;
3) максимальный социальный результат и удовлетворение интересов большинства людей, задействованных в данной ситуации;
4) ненарушение прав и достоинства других лиц;
5) справедливое распределение выгод и издержек среди различных групп и индивидов;
6) опора на профессиональные знания, опыт и интуицию.
В учебном пособии «Управление персоналом» под ред. Т.Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. (М., 1998. -- С. 47) предлагается проверочный лист, который может быть полезным каждому при столкновении с этическими дилеммами.
Шаг 1. Распознать и пояснить дилемму.
Шаг 2. Получить все возможные факты.
Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.
Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса: «Это законно?», «Это правильно?», «Это полезно?».
Шаг 5. Принятие решения.
Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса: «Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?», «Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?». (Для субъекта действия далеко не безразлично его нравственное самочувствие, моральная оценка и отношение к нему родных и близких, коллег и знакомых).
Шаг 7. Предпринять действие.